Краткие правила бейсбола
Все о хоум-ранах, страйках, беттерах и питчерах
Бейсбол — один из самых популярных видов спорта в США. Он собирает десятки тысяч зрителей, фигурирует во многих голливудских фильмах и стабильно входит в топ-3 по по аудитории у экранов, наряду с американским футболом и баскетболом.
В России бейсбол гораздо менее популярен: в лучшем случае широкой публике по все тому же кинематографу знакомы слова «страйк» и «хоум-ран», но что они означают, объяснить получится далеко не у каждого. В этой статье мы вкратце расскажем о сути и правилах игры.
В бейсбольном матче встречаются две команды, в каждой — по девять игроков основного состава и около 16 запасных. Команды по очереди атакуют и защищаются. Главный атакующий игрок — тот самый, у которого в руках бита: он называется беттером. Пятиугольная площадка, на которой беттер стоит в начале атаки — это дом, который вместе с еще тремя квадратными площадками (первая, вторая и третья база) образует большой квадрат. Длина каждой стороны квадрата (расстояние между соседними базами) — 27,45 метров или 90 футов.
Прямые, идущие от дома до первой базы и от дома до третьей базы, продолжаются после базы — их длина составляет не менее 75 метров, а на некоторых стадионах она превышает 100 метров. Они называются линиями фола. Их концы соединяются дугой — «забором». Вся часть поля, находящаяся внутри квадрата, — это «инфилд», а вне квадрата, но внутри остальной части поля — аутфилд.
В середине инфилда находится горка высотой чуть менее полуметра. Это позиция питчера, игрока обороняющейся команды, который должен бросить мяч. Его задача — попасть мячом в область рядом с беттером, по высоте между его грудью и коленями (страйк-зону) так, чтобы беттер по нему не попал. Позади беттера сидит кетчер — также игрок обороны, который должен поймать мяч, по которому промахнулся беттер соперника. Если кетчер ловит мяч, фиксируется страйк. Три страйка — и бьющий в ауте: он покидает поле, вместо него выходит следующий («страйк-аут»).
Одна из интересных особенностей бейсбола — питчер может бросить и мимо страйк-зоны. В этом случае беттер имеет право проигнорировать удар — его бита в момент полета мяча после такого броска не должна шевелиться. После правильно проигнорированного удара присуждается бол. Четыре бола — и беттер автоматически отправляется на первую базу, это называется «уок». Но если он махнул битой и не попал по такому мячу, то фиксируется страйк, как если бы мяч летел в страйк-зону.
Если беттер попадает по мячу и отбивает его, он бросает биту и бежит на первую базу. В этот момент он называется «беттер-раннер» («бегущий беттер»). У защиты в этот момент несколько способов ему помешать. Помимо питчера и кетчера, на поле еще семь игроков обороны: по одному на каждой из трех баз, еще три филдера (в середине и по бокам аутфилда) и шортстоп — защитник, располагающийся между второй и третьей базами. Варианты у них следующие:
Форс-аут — игрок защиты подбирает мяч и добегает с ним до базы раньше, чем это сделал беттер-раннер.
Граунд-аут — частный случай форс-аута: игрок защиты, подобравший мяч, бросает его партнеру на базу, и тот ловит мяч раньше, чем ее касается беттер-раннер.
Флай-аут — игрок защиты ловит отбитый мяч прежде, чем тот коснется земли. В данном случае бегущие должны вернуться на базы, откуда стартовали, и только после этого снова стартовать на следующую базу, если они посчитают, что успеют это сделать.
Тег-аут — игрок защиты берет мяч в перчатку и касается ей беттер-раннера, пока тот бежит — то есть, «осаливает» его.
Если беттер-раннер добегает до первой базы, он считается в безопасности («сэйф») и становится просто раннером — то есть, бегущим. На его место в дом выходит партнер по команде и становится новым беттером, после чего питчер делает новый бросок. Атакующая команда получает очко («ран»), когда раннер, пробежав все три базы, касается дома. Если же защита ему помешала, объявляется аут, и раннер уходит с поля на скамейку. После трех аутов атака заканчивается, и команды меняются местами.
Раннеры могут схитрить и начать движение в сторону соседней базы в момент броска мяча питчером еще до того, как беттер его отобьет — это называется «украсть базу». Но, если замысел будет вовремя раскрыт защищающейся командой, высок риск того, что раннер отправится в аут.
Беттеру важно не просто попасть по мячу — его нужно отбить строго между линиями фола. Если мяч попадет за пределы линии фола, фиксируется фол-бол: бегущие возвращаются на исходные позиции и присуждается страйк, как если бы бьющий просто не попал по мячу. Если к этому моменту уже было два страйка, третий за фол-бол будет засчитан, только если мяч тут же поймают защитники.
Что же такое знаменитый хоум-ран? Это высший пилотаж в исполнении беттера: если он отбивает так, что мяч улетает за пределы поля (именно за забор, не в аут), то у защитников нет возможностей для обороны. Бьющий и все бегущие неспешно добегают до дома, их команда получает гарантированные очки под овации зрителей — самый редкий, но самый эффектный элемент бейсбола. Особенно круто, если хоум-ран случается при трех бегущих на базах — это гранд-слэм, команда получает сразу четыре рана.
Матч делится на отрезки, которые называются иннинги. В каждом иннинге команды по разу атакуют и защищаются. Обычно в матче девять иннингов — очки, набранные в каждом, суммируются. Ничьей в бейсболе не бывает — при равенстве по итогам девяти иннингов назначается дополнительный иннинг, и так до тех пор, пока кто-нибудь не выиграет. Самые упорные матчи длились по семь часов.
Правила сложные, но интересные. Аналоги бейсбола присутствуют во многих странах: крикет, софтбол, лапта — противостояние бросающих мяч с отбивающими в скорости, ловкости и хитрости действительно завораживают, а профессионалы высшего уровня (например, игроки главной американской лиги MLB) получают многомиллионные контракты.