10 самых запоминающихся автомобильных дорог мира
Красота, экстрим, исторические события: чем путешествия по ним привлекают туристов
В разных частях света есть такие дороги, от поездки по которым останутся воспоминания на всю жизнь. Суммарная протяженность всех автомобильных дорог в мире (по разным данным) составляет от двух до шести десятков миллионов километров. К ним относятся все виды, как с покрытием, так и без него: асфальтовые и бетонные, грунтовые и песчаные, щебеночные, ледовые и другие.
Среди огромного количества можно выбрать выдающиеся по разным качествам. Они могут выделяться протяженностью, живописностью открывающихся пейзажей, опасностью и суровыми условиями, историей и легендами. Предлагаем наш вариант топовой десятки.
Панамериканское шоссе

Согласно Книге рекордов Гиннесса, это самая протяженная дорога мира, пронизывающая насквозь обе Америки. Она берет начало на Аляске, а заканчивается в аргентинском городе Ушуайя на Огненной земле. Трасса проходит по территории 15 стран (Соединенные Штаты Америки, Канада, Мексика, Гватемала, Сальвадор, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика, Панама, Колумбия, Эквадор, Перу, Чили, Аргентина). Общая протяженность варьируется от 30 до 48 тысяч километров.
Панамерикана включает в себя участки современных автобанов, грунтовых дорог, горных серпантинов. В основном это отличное асфальтированное шоссе. В США и Канаде есть несколько альтернативных маршрутов. Официальная часть начинается на границе США и Мексики. А на перешейке между двумя Америками трасса прерывается. На переходе у Панамо-Колумбийской границы есть непроходимый участок длиной 160 километров. Он получил название Дарьенский пробел. В этом месте сконцентрированы болотистые влажные джунгли, которые населяют дикие индейские племена. Время от времени совершаются неоднократные попытки преодолеть Дарьен, в том числе и на автомобилях. Некоторые из них даже были успешными, но это занятие исключительно для экстремалов. Обычные автопутешественники обходят его по воде на пароме.
Трансконтинентальное шоссе проходит через различные климатические зоны, от арктической на севере до тропических лесов в центре и безводных пустынь Атакама и Наска на юге. Полное путешествие через две Америки может занять от нескольких месяцев до полугода и более. А последний рекорд по скоростному прохождению всей трассы из конца в конец на автомобиле составил 23 дня 22 часа 43 минуты.
Тихоокеанское шоссе

Считается самой живописной дорогой Соединенных штатов. И на картах обозначается как федеральная трасса №1, которая проходит через крупнейшие города Западного побережья США: Лос-Анжелес, Сан-Диего и Сан-Франциско. Из названия следует, что шоссе проложено вдоль тихоокеанского побережья Калифорнии.
Хотя и называется хайвеем, дорога совсем не скоростная, с многочисленными поворотами и всего с одной полосой в каждую сторону на своем протяжении. Сюда едут не за скоростью, а за шикарными видами, которые открываются за каждым поворотом. Поэтому и передвигаться по этому шоссе нужно не спеша, останавливаясь время от времени на смотровых площадках.
На эту поездку стоит отвести не менее трех дней. Двигаться лучше с севера на юг. Маршрут проходит через знаменитый мост Голден Гейт в Сан-Франциско, вдоль широких пляжей Санта-Круз, где собираются серфингисты, город художников Кармел и джазовый Монтерей, популярные курорты Санта-Барбара и Малибу.
Атлантическая дорога

В Норвегии есть немало красивых дорог, а эта — одна из самых удивительных. По ней старается проехать каждый турист, приехавший в страну фьордов. Это шоссе, которое проходит по цепочке островов вдоль береговой линии.
С многочисленных смотровых площадок можно наблюдать за морскими животными. В зависимости от времени года это могут быть косатки или киты. С острова на остров переброшено восемь мостов, дорога соединяет два прибрежных города — Мольде и Кристиансунд.
Самый знаменитый и фотографируемый мост на пути — Сторсезандет (Storseisundet Bridge). Из-за необычной формы его еще называют «пьяным» или «дорогой в никуда». Если смотреть на него под определенным ракурсом, то создается впечатление, что он обрывается в своей верхней точке. На нем снимали впечатляющую сцену фильма «Не время умирать» об агенте 007.
Хотя длина дороги составляет чуть больше восьми километров, ее строительство длилось целых шесть лет и завершилось в 1989 году. А проезд по ней стал бесплатным, когда затраты полностью окупились. На это потребовалось десять лет.
Дорога смерти Юнгас

Соединяет боливийские города Ла-Пас и Короико. Снискала себе дурную славу из-за большого количества аварий на ней. Протяженность дороги — всего 56 километров, а перепад высот — от 1200 до 4650 метров.
Опасность представляют крутые серпантины с узкими разъездами, частые оползни и камнепады, непредсказуемая погода. До в 2006 года, когда открылась более безопасная объездная дорога, здесь ежегодно срывалось в пропасть до двадцати с лишним автомобилей и автобусов. Количество жертв достигало 300 человек в год. Вдоль всей дороги встречаются многочисленные кресты, установленные в память о погибших, а внизу видны обломки разбившихся автомобилей и автобусов.
Сейчас по Дороге смерти ездят только любители острых ощущений и любопытные туристы, привлекаемые сюда сомнительной славой.
Чуйский тракт

По мнению журнала National Geographic, эта дорога входит в десятку красивейших дорог мира. Трудно не согласиться с мнением авторитетного издания. Тракт протянулся от Новосибирска на юг почти на тысячу километров к границе с Монголией. Когда-то здесь пролегал древний торговый путь из Сибири в Азию.
Во время путешествия по тракту вы пересекаете четыре климатических зоны и три региона России. Путь проходит по берегам трех крупнейших рек края — Чуи, Бии и Катуни.
Главной транспортной артерии Алтая исполнилось сто лет в 2022 году. Ее начинали строить в тяжелых условиях, а главной рабочей силой были раскулаченные крестьяне и заключенные. Масштабные работы продолжались более пяти лет.
Сейчас эта дорога с идеальным асфальтовым покрытием причудливо петляет среди живописных алтайских гор. Самый высокий перевал на Чуйском тракте — Семинский. Он расположен на высоте 1717 метров между вершинами Сарлык и Тияхты. Одно из примечательных мест — слияние двух могучих рек белой Чуи и бирюзовой Катуни, которое можно наблюдать со смотровой площадки.
Военно-грузинская дорога

Самая известная и красивая дорога на Кавказе, которая соединяет его южную и северную части. Длина составляет 208 километров, она проходит между Владикавказом и Тбилиси.
Началом строительства дороги считается 1783 год, когда был подписан Георгиевский трактат о протекторате Российской империи над Грузией. Здешние красоты были воспеты Александром Пушкиным и Юрием Лермонтовым. По дороге проезжали Александр Грибоедов и Антон Чехов, Лев Толстой и царь Николай II, писатели Ильф и Петров, Владимир Маяковский.
На своем пути дорога проходит через высшую точку — Крестовый перевал (2379 метров) и затем спускается в суровое Дарьяльское ущелье. Здесь сквозь естественный разлом горного хребта пробивается река Терек. На красивом участке ущелья возле старинной Дарьяльской крепости проходит граница между Россией и Грузией. От высокогорного поселка Гудаури начинается спуск по крутому серпантину в долину реки Арагви. За пределами современной трассы остались достопримечательности — скала «Пронеси господи» и Чертов мост.
Трансфэгэраш

Живописное шоссе в Карпатских горах, которое проходит через массив Фэгэраш и связывает две области в Румынии — Валахию и Трансильванию. На трансильванской стороне над каньоном реки Арджеш высится замок Поенари, который принадлежал князю Цепешу — прототипу графа Дракулы.
Шоссе знаменито своими серпантинами, мостами и виадуками, а также потрясающими видами на горные пейзажи и озера. При этом оно считается не только самой красивой, но и самой опасной дорогой Европы. Этот горный серпантин входит в топ-10 самых экстремальных трасс в мире, что привлекает сюда любителей острых ощущений.
Шоссе строилось полвека назад и потребовало немалых затрат. Только на взрывные работы ушло около 6000 тонн динамита. Жертвами стройки стали 40 человек, о чем говорит установленная там мемориальная доска. Возможно, по этой причине у нее есть еще одно название — «Дорога в ад».
Общая протяженность дороги — 150 километров, но наиболее впечатляющий участок длиной 92 километра начинается на севере в городе Карциошар. Трасса проходит по верху самой высокой плотины в Румынии — Видрару. Еще с дороги открывается вид на водопад Капра сорокаметровой высоты. А если свернуть с шоссе перед тоннелем, то можно доехать до живописного горного озера Балеа.
Лучшее время для проезда по дороге — летом в дневное время. Зимой и весной она может быть закрыта из-за снега. Самая высокая точка на пути — 2042 метра над уровнем моря.
Памирский тракт

Легендарная высокогорная дорога, проходящая на высоте более трех тысяч метров, несомненно входит в число красивейших маршрутов планеты. Восточная часть длиной более 700 километров соединяет древний Ош в Кыргызстане с Хорогом в Таджикистане, а затем продолжается еще 580 километров на западной стороне до Душанбе — столицы республики.
Строительство тракта началось еще в конце XIX века во время геополитического соперничества великих держав и продолжалось вплоть до 1937 года. Сегодня эта трасса остается важнейшим транспортным маршрутом региона.
Памирский тракт не только красив, но и полон трудностей. Многие его участки грунтовые, особенно в высокогорьях. Путешественникам предстоит преодолеть три супервысоких перевала: Талдык (3615 метров), Кызыл-Арт (4280 метров) и Акбайтал (4655 метров). Заправочных станций на трассе мало, автосервисов практически нет. Частично дорога проходит вдоль русла реки Памир, которая разделяет Таджикистан и Афганистан.
Погода здесь может стремительно меняться, зимой возможны снежные заносы, существует опасность схода лавин. Но именно трудности делают этот маршрут привлекательным для любителей приключений, желающих испытать себя и насладиться потрясающими видами.
Трасса проходит около уникальных природных объектов. Памирского национального парка, над которым возвышается семитысячник — пик Ленина (7134 метра), и высокогорных ярко-бирюзовых озер Каракуль (3914 метра) и Яшилькуль (3700 метров). Весь этот регион обладает уникальной культурой, яркими природными объектами и фантастическими панорамами.
Трасса «Колыма»

Колымский тракт, известный как Федеральная автомобильная дорога Р-504 «Колыма», представляет собой уникальный путь длиной почти 2000 километров от Якутска до Магадана. Эта трасса — единственная автомобильная дорога, которая связывает Магаданскую область с остальной частью страны. Известна среди путешественников благодаря своей истории, природным красотам и экстремальным условиям.
Строительство началось в 1930-е годы вскоре после обнаружения месторождений золота, угля и олова на Колыме. Изначально работы вели заключенные ГУЛАГа, что объясняет второе название трассы — «Дорога на костях». Сегодня она служит памятником трагической истории советского периода и одновременно символом мужества и стойкости человеческого духа.
Поездка по Колымскому тракту позволит увидеть уникальные ландшафты Северо-Восточной Сибири. По пути путешественникам нужно будет преодолеть перевал Олочанский, известный захватывающими панорамами и сложностью даже для опытных водителей. Затем проехать через «Чертовы Ворота» — два высоких утеса, которые рассечены дорогой и овеяны местными легендами и мистическими историями. Потом переправиться через реку Алдан: летом — на пароме, зимой — по ледовой дороге. Еще предстоит побывать в городе Сусуман, крупнейшем центре добычи золота в регионе, в Долине смерти — местности вокруг города Омсукчан, известной загадочными находками и таинственными происшествиями, посетить действующие золотые рудники и шахты, увидеть настоящую добычу драгоценного металла.
Зимой температура в этих краях может достигать -50 °C, превращая поездку в испытание для водителя и автомобиля. Но именно в самое холодное время открывается настоящая возможность почувствовать себя первопроходцем и испытать истинную силу природы.
Великая океанская дорога

Самое живописное шоссе шестого континента протянулось вдоль берега океана на 243 километра. Наряду с Большим Барьерным Рифом, кенгуру и коалами оно входит в число главных достопримечательностей Австралии.
Дорога находится в штате Виктория. Начинается от серфовой столицы Торкуэй близ Мельбурна, а заканчивается в Аллансфорде. Строительство началось в 1919 году, а завершилось спустя 13 лет. Работы выполняли военные строители, ведь изначально шоссе задумывалось как воинский мемориал, посвященный жертвам Первой мировой войны.
Временами дорога становится очень узкой, зажатой между крутыми скалами с одной стороны и головокружительным обрывом с другой. Лучше планировать трехдневное размеренное путешествие, чтобы успеть полюбоваться всеми красотами на пути. Для удобства через небольшие промежутки вдоль трассы предусмотрены специальные площадки, где можно остановить автомобиль и насладиться видами на бескрайний океан и протяженные песчаные пляжи.
В конце маршрута открывается вид на знаменитых апостолов ― группу скал в океане. Раньше их было 12, но из-за эрозии известняковой породы пять из них разрушилось, осталось только семь.
Еще больше полезных материалов читайте на нашем сайте. Одежду, обувь и экипировку для путешествий ищите в онлайн-каталоге, магазинах Спортмастер и Спортмастер PRO.
Фото: Shutterstock, Clementp.fr./Wikimedia Commons