Подготовка к первому сплаву: как полюбить водный туризм
Узнали все самое важное для комфортного знакомства с новым спортом
В статье мы рассказываем, как сделать первый сплав приятным и безопасным. Для этого точно пригодится спасжилет — в еще одном материале мы учим выбирать его правильно.
Иван Рыбников в водном туризме уже больше 20 лет. Он занимался в спортивной школе гребным слаломом, сплавлялся, увлекся фристайлом на горной воде — даже создал федерацию этого вида спорта, продвигал его, делал школу каякинга. Сейчас его основной проект — Kayak Moscow. Ваня организует сплавы и прогулки на каяках, в основном по Москве и окрестностям.
Мы пообщались с Ваней и узнали все самое важное для комфортного знакомства с миром водного туризма.
Может ли новичок сходу пойти на водоем или нужна какая-то подготовка на суше?
Кончено, может, главное не прыгать выше головы. Сейчас существуют очень хорошие байдарки, на которых можно ходить реки до третьей категории сложности. Поначалу рекомендую сплавляться по озерам и по совсем спокойной воде. Это абсолютно безопасно, перевернуться достаточно сложно. И можно получить море удовольствия от созерцания.
Еще можно ходить по морю, например, по Белому. Там, где изрезанная береговая линия, чтобы в открытое море случайно не попасть. Извилистые речки — это лучшее для спокойного сплава: картинка как-то меняется. В идеале речка течет, но не сильно. Подруливаешь, любуешься птичками. Подмосковные речки хорошо для этого подходят. Карельские текут хуже, зато там природа лучше. На Урале есть река Белая, например — она течет бодро, но без порогов.
Где открывать сезон в России? Какие реки, какие особенности?
Если ни разу ничем подобным не занимались, скорее всего посплавляться можно по каким-то спокойным речкам и небольшим озерам — это проще всего. Можно даже в реках Подмосковья — Истра, Клязьма, например, их достаточно много. Они уже сейчас открылись ото льда, можно плавать, но быть аккуратным с водой: она очень холодная. Нужно на это делать скидку.
Вообще Меккой туристического сплава по спокойным водоемам считается Карелия, где много очень разной воды и озера очень красивые, природа классная. Правда, там бывают реки с порогами, куда лучше идти либо с опытом, либо купить какой-нибудь тур у фирмы, которая занимается рафтингом. Особенно весной: таяние снегов, пороги более суровые. В мае-июне вода высокая, пороги сложнее и опаснее, а летом воды меньше, иногда в тех же местах вы найдете просто ручейки между камней. От сезона к сезону пороги могут даже менять категории сложности, хоть и не сильно.
Читайте также
На май самое популярное развлечение в Карелии — река Уксунйоки, она на юге Карелии. Там есть несколько порогов, притом достаточно мощных в мае. Особенность всех карельских рек: там за каждым порогом озеро. Как бы ты не наприключался в пороге, все заканчивается озером, спокойной водой. Если ты достаточно хорошо экипирован — спасжилетом, каской, гидрокостюмом, чтобы не замерзнуть в воде, — это достаточно безопасно.
Начиная с июня работают более северные реки. Первая — Шуя, которая впадает в Онежское озеро в районе Петрозаводска. Там тоже есть несколько интересных порогов, но она длиннее Уксунйоки и природа там уже с намеками на север. Красивая река и, самое главное, доступная для москвичей — можно доехать на поезде до Петрозаводска и через час уже быть на старте. Финиш может быть в 30 километрах от Петрозаводска, все очень близко.
Всем советую начинать сплав по карельским рекам с Шуи — это большая река, она работает весь сезон — с июня до октября. Там не будет проблем с водой, всегда можно пройти, очень красиво. Многие делают туда туры выходного дня с одной ночевкой на самый распространенный туристический участок, а можно сплавляться неделю и даже две. Самый длинный маршрут — от озера Суоярви возле финской границы до самого Петрозаводска. Для более искушенных есть маршруты посевернее — Охта, Кереть и далее на север. Они выходят к морю.
Необходимый минимум вещей — что брать с собой?
Базовый набор — байдарка, весла, спасжилет, каска. Без этого водный туризм невозможен. Дальше все зависит от условий похода. Если планируется ночевка, нужно предусмотреть палатку и спальник, все для готовки. С гидрокостюмом будет не страшно упасть в воду самому, а вещи стоит распихать по гермомешкам — так они не промокнут.
Нужно взять два комплекта одежды — на воду и на берег. Они не должны пересекаться, ты не можешь перед сплавом решить: «Ладно, я не промокну, поэтому возьму одни штаны». Так нельзя делать. Когда выходишь на воду, есть вероятность полностью вымокнуть. Если это произойдет, а у тебя не будет смены белья, то ты как минимум заболеешь.
Обязательно иметь два комплекта термобелья — на воду и сушу. На суше все зависит от сезона, если это весна или осень — то берем пуховки, шапки, варежки. Даже если кажется, что тепло, например, как в сентябре, на улице жара, все в шортах, майках ходят. Думаешь, какие пуховки? Но нужно брать обязательно — это не дом, к вечеру холодает. Шапка вообще суперская штука, всегда пригодится.
На воде важно не надеть слишком много. Иногда кажется: «Ой, как холодно, я сейчас нацеплю три флиски и мне будет хорошо». Нет, не будет — ты же гребешь. Сначала станет жарко, потом ты вспотеешь и станет холодно. Всю дорогу уже будет холодно вне зависимости от того, сколько флисок надето.
В байдарку влезает много. Палатка, спальник, еда, все влезет. Водный туризм, на мой взгляд, один из самых комфортных, если не самый, среди всех активных туризмов. Гораздо комфортнее пешего и тем более велосипедного. Главное — до лодки донести вещи, а дальше это все само плывет, тебе не нужно ничего тащить. Можешь взять с собой что угодно, хоть арбуз. Единственное, нужно все герметично закрыть: даже если кажется, что это все не промокнет — оно промокнет.
Как организовать логистику — добраться до точки старта с байдаркой и всем остальным?
Поезд — это трушный способ для настоящих любителей экспедиций. Загрузиться со всем этим скарбом, потом доехать до какой-то станции, там все выгрузить, найти машину, запихнуть в нее, уехать за тридевять земель в глушь и в дичь и оттуда выплывать неделю — это круто, для ценителей.
Таких ценителей становится все меньше, люди привыкают к комфорту. Те, кому нужны пороги, едут до реки на машине или прилетают, берут лодки в аренду и на машине специальной, которая заточена под перевозку лодок, приезжают к началу конкретной секции реки. Сплывают на пустых лодках, их забирает та же машина ниже, и они едут дальше — так устроен каякинг на бурной воде. При более длительном сплаве на байдарках можно их арендовать или взять с собой. Например, кампания едет на поезде, а кто-то один везет на машине всю экипировку. Где-то на месте они встречаются, машину оставляют и сплавляются.
Когда можно начинать сплав, нужно ли ждать, пока вода прогреется?
Индустрия далеко шагнула за последнее время, в принципе, можно заниматься сплавом даже в отрицательную температуру со снегами по берегам. Зимний сплав — специфичная вещь, но сейчас температура снаружи уже комфортная, особенно когда солнце светит. Но нужно быть аккуратным, потому что вода имеет температуру +4, такую же, как в горных реках — должна быть хорошая экипировка на случай, если вы вдруг выпадете. Нужен гидрокостюм.
Читайте также
Следование этим советам поможет вам сделать первый сплав комфортным и безопасным. Подобрать подходящую экипировку и снаряжение можно в наших онлайн-каталогах и в магазинах Спортмастер PRO.
Каталог