Переключение передач на велосипеде: зачем оно нужно и как делать это правильно
Фото: Pxhere
Переключение передач — одна из ключевых особенностей управления велосипедом. Появление этой опции обеспечило комфортное катание в разных условиях людям с разной физической подготовкой.
Зачем это нужно в принципе
Первые велосипеды с цепной передачей имели фиксированную передачу. Это создавало определенные сложности из-за того, что при вращении педалей человек развивает максимальную мощность в достаточно узком диапазоне частот вращения (70-100 полных оборотов в минуту). Частота педалирования называется каденсом. Педалирование с низким каденсом, под нагрузкой могло привести к травмам. Используя одну передачу, невозможно комфортно ездить в разных условиях — например, в гору или с горы, против сильного ветра, с грузом.
Переключение передач изменяет передаточное число и позволяет использовать оптимальный каденс в зависимости от условий поездки, на разных скоростях движения велосипеда. Большинство современных велосипедов оборудовано механизмами переключения передач для удобства их использования в разных условиях.
Все покрышки и камерыВсе велонасосы
Переключение передач на велосипеде позволяет подстроиться под разные рельефы и дорожные покрытия трассы, разные погодные условия. Также они упрощают варьирование скорости движения. Существуют и менее очевидные факторы: например, если вы постоянно катаетесь только в теплое время года, то набор ваших передач в апреле будет сильно отличаться от набора передач в октябре. За полгода катания ваша физическая форма кардинально поменяется.
История
Необходимость в переключении передач на велосипеде стала очевидна сразу после его появления. Такие устройства появились уже в конце XIX века. Первым переключателем стала двухскоростная планетарная втулка. В самом начале XX века уже были предложены несколько вариантов трехскоростных втулок.
Планетарные втулки получили широкое распространение, но имели ряд ограничений. Они не могли использоваться в велоспорте, главном двигателе развития велосипедов.
Для изменения передаточного числа гонщикам приходилось прибегать к различным ухищрениями, например, переворачивать задние колеса, у которых с разных сторон стояли звезды с разным числом зубьев. Чуть позже появились и более простые способы изменения передач, но об удобном переключении передач на ходу речь не шла.
Кардинально ситуация поменялась в 1930-е. Основным типом переключателя скоростей стал дерайлер (дерэ́йлер, через англ. от фр. dérailleur — «сбрасыватель с рельсов»). Современный вид он принял в начале 1950-х.
В 1949 году итальянская компания Campagnolo представила параллелограммный задний переключатель — Gran Sport. Система передач Campagnolo Gran Sport, включающая передний и задний переключатели, имела серию различных передач — четыре звезды сзади и две звезды спереди. В 1951 году новый вариант переключателя Campagnolo с возвратной пружиной получает название Paris Roubaix в честь знаменитой велогонки и находит широкое распространение среди велогонщиков. Переключение передач кардинально поменяло гонки в горных условиях и быстро распространилось на все классы велосипедов.
Механизмы переключения скоростей
Сегодня по-прежнему используется два типа механизма переключения скоростей — дерайлер и планетарная втулка. Причем регулярно проводятся эксперименты, объединяющие два типа механизмов в рамках одной системы. Обе системы постоянно развиваются и улучшаются.
Планетарная втулка
Планетарная втулка — закрытая система переключения скоростей для велосипеда, весь механизм находится внутри задней втулки. Конструкция надёжная и долговечная. В простых планетарных втулках — три скорости (Shimano Nexus 3), самые продвинутые модели имеют до 14 передач (Rohloff SPEEDHUB 500/14). Несколько лет назад Shimano предложила 8-скоростную систему Shimano Nexus 8, которая стала широко использоваться на массовом рынке.
Дерайлер
Несмотря на развитие планетарных втулок, традиционная система переключения передач остается основной.
На данный момент такие переключатели позволяют максимально переключать между 13 звездами в кассете — гравийная группа Campagnolo Ekar. Для велосипедов массового сегмента популярны системы до 10 звезд в кассете, не теряют актуальности и 7-8-9 скоростные кассеты.
Спереди ставится от одной до трех звезд. Тенденция последнего времени — отказ от переднего переключателя и использование одной звезды спереди.
Все запчасти для велосипедаВсе инструменты
Нужен ли передний переключатель
Увеличение количества звезд в кассете подтолкнуло идею отказа от переднего переключателя. Гипотеза банальная: 9-10 скоростей более чем достаточно для большинства велосипедистов, а отсутствие переднего переключателя заметно упрощает переключение. Идея, безусловно, хорошая, но, как и любая инновация, имеет несколько нюансов.
На каком варианте системы переключения остановиться — с передним переключателем или без, зависит от того, как вы планируете кататься. Если речь идет о поездках по паркам или на даче в спокойном режиме, можно обойтись без переднего переключателя. Если вы ориентируетесь на более сложные маршруты, в том числе в условиях пересеченной местности, то передний переключатель, безусловно, окажется полезен.
Диапазон и шаг передач
Все системы передач определяются двумя главными параметрами. Диапазон передач — это отношение между максимальной и минимальной передачами. Если у вас кассета 11-36, а спереди звезды 30-42-52, то ваша максимальная передача 52/11 — 4.72, минимальная передача 30/36 — 0.83. Обычно диапазоном передач называют отношение минимальной передачи к максимальной, в процентах. В данном случае это 4.72/0.83 * 100 — 568%.
Шаг передач — это минимальный диапазон, на который можно изменить передачу. Шаг определяется количеством зубьев на соседних звездах. Он зависит от количества звезд в кассете и системе. Маленький шаг передач нужен для максимально эффективного педалирования и особенно актуален в шоссейном велоспорте.
Выбор системы с передним переключателем или без него во многом упирается именно в шаг передач. В системах с одной звездой спереди у вас может быть большой диапазон передач, но при этом и большой шаг.
Все инструменты для велосипедаВсе велосипеды
Как переключать передачи на велосипеде
Для эффективного использования систем переключения передач велосипеда нужно понимать несколько базовых вещей.
Реальное количество передач, какие звезды использовать
Рассмотрим два варианты систем переключения — 2×8 или 3×9. В первом случае производителем озвучивается наличие 16 передач, во втором — 27. На практике в первом случае речь идет о 10-12 передачах, во втором — максимум о 15 передачах.
Такая ситуация связана с тем, что использовать все варианты соединения передних и задних звезд нельзя. Если спереди ставится максимальная звезда, то сзади нет смысла использовать большие звезды. Подобная настройка приводит к перекосу цепи и вызывает разнообразные проблемы — износ и даже поломки оборудования.
В случае системы 2×8 с большой звездой спереди используется максимум 5-6 маленьких звезд кассеты, с маленькой звездой спереди используются большие звезды кассеты.
В случае тройника маленькая звезда спереди работает с 3-4 большими звездами, большая — с 3-4 маленьким. Средняя звезда спереди работает с 5-7 центральными звездами. В цифрах это выглядит как 1×1,2,3,4; 2×2,3,4,5,6,7,8; 3×6,7,8,9.
Почему так? Дело в том, что при большом числе звезд в системе множество передач дублируется или близки — например, 32-16 и 22-11 просто идентичны. И нужно использовать вариант с минимальным перекосом цепи.
Как научиться выбирать оптимальную передачу
Базовая идея педалирования состоит в том, что это темповая, а не силовая нагрузка. Первично следует научиться педалировать с постоянной частотой в диапазоне 70-100 оборотов в минуту. Далее нужно подстраивать передачу под рабочий диапазон каденса в зависимости от условий поездки. Самый простой способ контроля темпа педалирования — велокомпьютер с датчиком каденса. Если вы планируете длинные маршруты, то это крайне упростит подготовку к ним. Силовое педалирование, с маленьким каденсом, загружает суставы и может создать серьезные проблемы для здоровья.
Не переключать передачи под нагрузкой
Переключать передачу во время активного педалирования — плохая идея, системы не рассчитаны на переключение под нагрузкой. Переключать передачи имеет смысл заранее, перед въездом на участок с новыми условиями.
При просмотре велогонок часто складывается ощущение, что гонщики переключают передачи под нагрузкой. Такое иногда случается, но скорее в виде исключения. К тому же, не забывайте, что профессиональное оборудование сильно отличается от массового и на велосипедах гонщиков его постоянно меняют, поэтому о ресурсе никто особо не думает.
Все велосипедыВсе велоаксессуары
Не переключать передачи без движения
Системы переключения передач рассчитаны на переключение во время движения. Переключение передач у стоящего велосипеда может банально сломать систему или порвать цепь. Особенно это критично для переднего переключателя.
Для понимания принципов работы системы переключения передач на велосипеде нужно экспериментировать. Пробуйте разные варианты передач и следите за поведением велосипеда. Важно педалировать с высоким каденсом; возможно, сначала это будет непривычно и вызовет дискомфорт, но вы быстро привыкнете, поскольку на самом деле это удобно. Сразу ориентироваться на каденс в 100 оборотов в минуту не следует, в тренировках нужна постепенность.
Подобрать одежду и экипировку для езды на велосипеде вы можете прямо сейчас. Либо заходите в офлайн-магазины Спортмастер и проконсультируйтесь по любым вопросам с нашими PRO-экспертами.