Кто такие сникерхеды
Люди, одержимые обувью
В этом тексте мы расскажем про феномен сникерхедов. Еще у нас есть текст про то, почему никогда не стоит покупать паленые кроссы.
В гардеробе каждого человека есть кроссовки. У кого-то их несколько, но есть люди, в коллекции которых сотни пар и кроссовки для них — это не просто обувь. В этом материале мы расскажем про сникерхедов.
Слово «сникерхед», произошедшее от английского sneaker (так называют кроссовки в Америке) и head (голова), используется для обозначения фанатов спортивной обуви. Такие люди не просто любят носить кроссовки, а готовы тратить немало времени и денег, чтобы заполучить заветную редкую пару. Сегодня мировые лидеры индустрии помимо стандартной линейки выпускают лимитированные коллекции, например, в коллаборации со звездами, известными дизайнерами и различными брендами. Кто-то собирает именно такие кроссовки, другие предпочитают раритет или определенные модели, например, Air Max или Air Jordan 1 — первую модель Air, созданную специально для легендарного баскетболиста Майкла Джордана в 1985 году.
Баскетбол наряду с хип-хоп музыкой и вытекающими схожими направлениями сыграли ключевую роль в зарождении субкультуры сникерхедов в США в 1980-х годах. А в Европе кроссовки коллекционировали футбольные фанаты, которые приобретали редкие для своих стран модели во время европейских выездов за любимыми клубами.
Весь спортстильСпортстильная обувь
«Мне близка североамериканская история. В детстве я увлекся баскетболом и „заболел игрой“. Вслед за интересом к игрокам у меня появился интерес к баскетбольной эстетике и обуви — ключевому отличительному элементу игроков помимо внешности и номера на форме, — рассказывает сникерхед Владимир Веселов, автор канала 2rude4u в Telegram. — Это увлечение и заложило фундамент понимания технологий, элементов дизайна и эстетики. Позже я начал обращать много внимания на кроссовки, когда одноклассникам привозили их из-за границы.
Для меня это всегда было событием, так я познакомился с моделью Nike Чарльза Баркли и технологией Puma Disc. В старшей школе я увлекался экстремальным спортом, катался на сноуборде, BMX’е, иногда на скейте, старался выглядеть актуально, носил скейтерские кеды Duffs и в целом полюбил кедную историю, у меня были даже Nike, привезенные из Германии. В начале нулевых вокруг меня сложилась интересная тусовка, где внешний вид, аутентичность и стиль играли важную роль. Там-то и началось серьезное увлечение кроссовками не с точки зрения спорта, а с точки зрения истории и их уникальности, тогда я стал сникерхедом».
По словам Владимира, в России пик субкультуры сникерхедов пришелся на начало-середину 2010-х годов, когда в Москве появился специализированный ритейл и фанаты кроссовок начали объединяться в тематических пабликах и магазинах. Сегодня культуру сникерхедов в российской столице можно ставить на один уровень с большими европейскими городами, хотя с уходом ряда брендов ситуация меняется и Москва может слегка откатиться назад.
«Тем не менее, в России есть коллекционеры с серьезными коллекциями кроссовок, которые до сих пор увлечены. Сейчас ценность информации девальвировалась, кроссовки стали доступнее, тренды понятнее, поэтому уникальность сникерхедов немного смылась»
Ушли в прошлое и многочасовые стояния в очередях в магазины, говорит Владимир. Сегодня все продается онлайн, а чтобы узнавать о продажах первыми, необходимо следить за релевантными магазинами и новостями в соцсетях, общаться с продавцами и менеджерами. Неизменно лишь то, что сникерхеды по-прежнему готовы тратить немало сил на поиск по-настоящему эксклюзивных моделей и выкладывать за них немалые суммы.
Весь спортстильСпортстильная обувь
«Обычно это долгие месяцы мониторинга аукционов и покупка за разумные деньги, муки логистики. А однажды я был готов заплатить 800 тысяч рублей за пару Nike Air Mag с автоматической шнуровкой. Это был аукцион, но я его не выиграл, а кроссовки продали за 120 тысяч долларов, — рассказывает наш собеседник. — Всего за 20 лет увлечения в моей коллекции накопилось около 500 пар. Основной массив — это Air Max 95, я собираю тематическую коллекцию, в которой сейчас более 130 пар, данки, с которых я начал свой путь коллекционера, их тоже около 100. Остальные модели — то, что мне нравилось с исторической точки зрения или те пары, которые вызывали эмоциональную связь. Самая необычная — Nike Zvezdochka, вдохновленная модульным дизайном космических костюмов и одной из первых собак-космонавтов. С точки зрения цены, наверное, это Dunk SB What the dunk, купленные в середине нулевых в культовом скейт-шопе Seven на новом Арбате».
«Моя самая любимая история о том, как я приехал отдыхать в Хельсинки, где на главной площади у вокзала был скейт-шоп Beamhill. От той витрины я чуть не упал в обморок, там было все, о чем я мечтал, но количество купюр в кошельке напоминало о том, что я хотел провести неделю в городе, а не вернуться на следующей маршрутке в Питер. В результате я купил низкую пару Dunk SB De La Dunk себе и высокую моему другу».
Фанаты кроссовок встречают единомышленников по всему миру, что иногда помогает не просто найти друзей по интересам, но и заполучить заветную пару.
«Был как-то забавный момент в Берлине, где я случайно оказался во время празднования Dunk SB и в главном поп-ап магазине города раз в неделю выставляли на продажу по одной легендарной паре из прошлого. Когда я пришел в магазин, у ребят была смена коллекции, предыдущая модель была распродана, а новая вставала в витрину через несколько дней, когда я уже уезжал.
Я разговорился с продавцом, была классная беседа о коллекционировании и любви к кроссовкам, а потом он позвал на склад и показал пару, которая должна была встать в продажу следующей — это были высокие Dunk SB «Unlucky 13». Моя радостно-удивленная реакция его так поразила, что он продал пару в моем размере в тот день. Я был очень счастлив такому редкому улову».
Интересные факты:
В октябре 2021 года красно-белые кроссовки Nike Air Ships, в который Майкл Джордан играл за команду Chicago Bulls в своем первом сезоне в 1984 году, были проданы на аукционе за 1,47 млн долларов. Обладателем уникальной пары с автографом баскетболиста стал известный коллекционер Ник Фиорелла
Одна из самых дорогих пар оценивается в 1,8 млн долларов — за такую сумму в рамках частной сделки были проданы Nike Air Yeezy 1 Prototypes рэпера Канье Уэста
Канадский рэпер Drake является обладателем кроссовок из чистого золота Solid Gold OVO Air Jordan, вес которых составляет 45 кг