В первом туре Лиги чемпионов-2025/26 «Бавария» победила «Челси». Под первым номером у мюнхенцев как обычно вышел 39-летний вратарь Мануэль Нойер. В том матче голкипер стал самым возрастным футболистом клуба, сыгравшим в ЛЧ. Этот титул он отобрал у Лотара Маттеуса — обладателя «Золотого мяча»-1990. Рассказываем про долгую карьеру Мануэля Нойера, которая не обошлась без периодов турбулентности.  

Конспекты легенды и помощь семьи

Футбол окружал Ману с самого детства. В два года мальчику подарили первый футбольный мяч, а из окна спальни виднелся старый стадион «Шальке». Отец Петер работал полицейским, но в юные годы успел поиграть в академии клуба, поэтому вся семья поддерживала «кобальтовых». 

В систему «Шальке» Нойер попал уже в четыре года. В таком возрасте большинство детей хочет забивать голы, и Мануэль не был исключением. По этой причине в секции не хватало вратарей, ребята чередовались в рамке. Постепенно Нойер распробовал прелести вратарского искусства и полюбил это амплуа. 

Он занимался футболом не только на тренировках. Однажды папа презентовал ему книгу Зеппа Майера — легендарного немецкого вратаря, который на клубном уровне выступал только за «Баварию». После завершения карьеры он выпустил печатное издание для детей, где простым языком объяснял нюансы игры вратаря. В свободное время Мануэль выполнял упражнения из этой книги под присмотром папы. 

Футбольному становлению Нойера способствовал не только отец, но и старший брат Марсель. В школьные годы Мануэль больше концентрировался на футболе, чем на учебе, поэтому брат его частенько прикрывал. «Ману не прирожденный художник. Поэтому я рисовал домашнее задание по изобразительному искусству за него, приносил работу в класс и говорил: “О, Мануэль! Ты опять забыл рисунок дома”», — вспоминал Марсель. 

Подколы партнеров и путь к основе «Шальке»

В 13 лет перспективы Нойера в качестве вратаря вызывали вопросы. Это сейчас его рост 193 см, а на рубеже тысячелетий конкуренты по позиции значительно превосходили его в габаритах. Мануэль уже тогда уверенно играл ногами, поэтому тренеры подумывали переквалифицировать его в полевого игрока. «Я всегда был вовлеченным голкипером. Часто смотрел видео с игрой Эдвина ван дер Сара за «Аякс». По-моему, он был первым вратарем, который активно играл в пас и довольно далеко выходил из ворот», — раскрыл подробности Нойер.

От смены позиции его спасли родители. В тренерском штабе провели незамысловатую аналитику и решили, что раз папа и мама Нойера высокие, то и Мануэль со временем вытянется. На тот момент в каждой возрастной группе академии тренировались не более двух вратарей. В команде U-15 уже работали двое высоких парней, но Ману дали шанс в виде исключения и взяли третьим. 

Партнеры подтрунивали над физическими данными Нойера, только он не обращал на это внимания. Тренеры видели, как парень читает происходящее на поле, и хвалили за игру ногами. Когда переходный возраст все же наступил и Мануэль добрал сантиметры, его место в воротах практически не обсуждалось. В 18 он играл в основе команды U-19, через год стал первым номером в дубле, а в 20 перешел в главную команду.

В иерархии вратарей основы Нойер располагался на третьем месте. В сезоне-2005/06 главным кипером был опытный Франк Рост, а Кристофер Хаймерот подменял его при необходимости. Нойер работал с ними на тренировках, но всего лишь два раза попал в заявку, а практику продолжал получать в дубле. Молодой талант не слишком радовался такому положению дел, поэтому летом 2006-го начал переговоры с другим клубом.

Трансферный переполох и мурашки от новостей

Нойера заприметил вылетевший во вторую Бундеслигу «Кёльн». Все стороны пришли к соглашению, но трансфер сорвался в последний момент. До завершения сделки клуб из Гельзенкирхена потерял Хаймерота — сменщик Роста подписал контракт с гладбахской «Боруссией». «Это единственная причина, по которой Мануэль остался в «Шальке», — объяснил экс-тренер «Кёльна» Ханспетер Латур.

В начале сезона-2006/07 Рост получил травму и Нойер дебютировал в Бундеслиге. В матче с «Алеманией» он оставил ворота на замке, хотя команда играла в меньшинстве. Спустя месяц Рост вернулся в строй и за шесть матчей пропустил десять мячей. Главный тренер Мирко Сломка решил, что пора дать воспитаннику настоящий шанс. Коуч устроил настоящую проверку на прочность — ноябрьский матч против «Баварии». 

Сломка сообщил Нойеру о выходе в старте накануне игры: «Разговор с Мануэлем, конечно же, прошел просто фантастически. У него пошли мурашки по коже. Я сказал ему, что он не просто на один матч в воротах, — теперь он номер один». Тренер специально донес до вратаря эту информацию не в день матча, чтобы у него было время подготовиться морально. При этом Сломка посоветовал счастливому Нойеру не рассказывать эту новость сразу всем.

Та игра закончилась вничью. Мануэль пропустил от Андреаса Оттля и и Роя Макая, но оставил приятное впечатление. Нойер играл в футболке с 12-м номером, но занял место первого. 33-летний Рост не собирался просиживать на скамейке, поэтому в ближайшее трансферное окно ушел в «Гамбург». 

Сейвы в ЛЧ и первые шаги в сборной

Но «Шальке» не слишком переживал по этому поводу: Нойер запустил серию из 13 матчей без поражений. На смену Росту подтянули Тони Топаловича из дубля — он потом много лет проработал с Нойером в «Баварии» в качестве тренера вратарей. «Шальке» до последнего тура претендовал на победу в чемпионате Германии, но в итоге проиграла два очка «Штутгарту». 

В следующем сезоне о Нойере уже знала вся Европа. Этому особенно способствовала ответная игра против «Порту» в 1/8 финала Лиги чемпионов. Нойер пропустил в концовке матча от Лисандро Лопеса, но до этого сделал несколько впечатляющих сейвов в гандбольном стиле. В серии пенальти Мануэль потащил удары Бруну Алвеша и все того же Лопеса.

Нойер постепенно превращался в одного из самых заметных вратарей Германии, но на Евро-2008 его не взяли — хватало более солидных кандидатов. После турнира национальную команду покинул Йенс Леманн. Главный тренер Йохаим Лёв планировал отдать место в воротах Роберту Энке из «Ганновера», но осенью 2009 года футболист совершил самоубийство.

Нойер к тому моменту уже дебютировал за сборную в товарищеской игре. Плюс за плечами был триумфальный молодежный Евро-2009. В той команде Нойер добыл победу вместе с такими ребятами, как Джером Боатенг, Сами Хедира, Месут Озил и Деннис Аого — все они поехали на чемпионат мира 2010 года. На тот момент в воротах сборной выше котировался Рене Адлер из «Байера», но перед мундиалем он сломал ребро. Адлер считает тот момент судьбоносным: «Моя травма имела колоссальные последствия как для моей карьеры и личного развития, так и для Ману. Для него это было началом карьеры мирового уровня». 

Похвала Фергюсона и переход в «Баварию»

После третьего места на чемпионате мира на Нойера уже смотрели как на одного из лучших вратарей мира. В следующем сезоне Мануэль снова подтвердил класс на международном уровне. Вместе с «Шальке» он с капитанской повязкой на рукаве прошел до полуфинала Лиги чемпионов, где команду остановил «Манчестер Юнайтед». На комплименты не скупился даже сэр Алекс Фергюсон: «Нойер был невероятен. Это, пожалуй, лучшая игра вратаря, которую я видел в матче против нас». 

Ферги произнес эти слова весной 2011-го, когда Нойер уже договорился с «Баварией». На тот момент 25-летний вратарь не выиграл ни одного трофея с «Шальке» и хотел сделать шаг вперед. Когда новость о его решении просочилась в медиа, Мануэль столкнулся с хейтом ультрас «кобальтовых». Нойер с детства поддерживал команду на трибунах и был частью фан-клуба, поэтому его уход воспринимали как предательство. 

Болельщики «Баварии» тоже не слишком радовались. Им не хотелось, чтобы за команду выступал фанат «Шальке». Плюс на место первого номера метил молодой воспитанник мюнхенцев Томас Крафт. Нойер прочувствовал гнев в полуфинале Кубка Германии — фаны «Баварии» его освистали. Символично, что «Шальке» прошел дальше и выиграл трофей, — единственный для Нойера в футболке родного клуба.

Поддержка друга и неудачный старт в Мюнхене

«Бавария» заплатила за Нойера солидные 30 млн евро, но было и другое условие для сделки. Ману просил дать контракт еще и Тапаловичу, с которым сдружился на старте карьеры в «Шальке». Мюнхенцы выполнили эту просьбу и устроили Тони тренером вратарей. «Мануэль сказал, что ему нужно стать лучше в некоторых аспектах. По его словам, он мог добиться этих улучшений только с Тапаловичем», — вспоминал главный тренер «Баварии» Юпп Хайнкес. 

Первое время Нойеру было непросто в Мюнхене. Ультрас не сразу приняли его трансфер. Многие возмущались стилем игры новичка, который любил подержать мяч в ногах. Долгие годы ворота «Баварии» защищал Оливер Кан, а Нойер совсем на него не походил. 

Дебютный сезон на новом месте кипер закончил без трофеев. В Бундеслиге царствовала «Боруссия» Юргена Клоппа, а в финале Лиги чемпионов сильнее оказался «Челси» — в серии пенальти Нойер взял удар Хуана Маты и сам забил с точки, но команда все равно проиграла. «Бавария» еще долго не позволяла себе такого расточительства. Следующий сезон без трофеев выпал лишь на кампанию-2023/24. 

Во втором сезоне Нойер помог «Баварии» взять требл. Команда вернула трон в Бундеслиге, одолела «Боруссию» в финале ЛЧ и вырвала Кубок Германии у «Штутгарта». Для Нойера это было только начало насыщенного пути. Всего с «Баварией» он на данный момент завоевал 22 трофея.

Турнир жизни и джунгли за окном

Параллельно Нойер добивался высот в сборной. Пик пришелся на чемпионат мира 2014 года, хотя турнир начался не лучшим образом. «В первой игре мы победили Португалию, но играли не очень, плюс рано удалили Пепе. Потом была ничья 2:2 с Ганой. После игры я отправил другу открытку в Германию и с обратной стороны написал, что есть чувство, будто мы рано покинем турнир. Сейчас это звучит смешно, но тогда я действительно так думал», — описал те моменты вратарь. 

Помимо трудностей на игровом поле, команда испытывала проблемы в бытовом плане. Бунгало, в которых разместили игроков сборной, не были готовы к проживанию на 100%. К примеру, в номере Нойера протекали трубы. Все это осложнялось утренними криками канареек и обезьян. 

Благодаря победе над США с минимальным счетом Германия вышла в плей-офф. В 1/8 финала Бундестим еле-еле прошла Алжир — спасли голы Андре Шюррле и Месута Озила в овертайме. В четвертьфинале с Францией команда смотрелась увереннее, но тоже прошла на тоненького — на 94-й минуте Нойер парировал выстрел Карима Бензема и спас сборную от двух дополнительных таймов.

Германия компенсировала не самый зрелищный футбол по ходу турнира разгромом Бразилии. В полуфинале немцы прописали хозяевам чемпионата семь мячей. «Бразилия играла без Неймара и ощущала серьезное давление. После игры мы обнимали их, потому что понимали всю сложность ситуации», — признался Нойер. Местные болельщики оценили такой жест и в финале болели за Германию. Еще бы — в решающем матче Бундестим противостояла Аргентина.  

Когда немцы выиграли решающий матч и прозвучал финальный свисток, для Нойера время замедлилось: «В голове начали всплывать флешбэки моментов, которые привели меня в эту точку. Как я впервые оказался в «Шальке» в четыре года и никто не хотел идти в ворота. Как мама меняла стиральные машины каждые два года — я приходил с тренировок словно собака, извалявшаяся в грязи. Как играл на улице с друзьями в полузащите и научился контролировать мяч. Как пришлось оставить семью и друзей, чтобы учиться в школе-интернате. Как я сам себя спрашивал, зачем так усложняю жизнь. Но все это того стоило».

Стволовые клетки и допинг-офицеры

К следующему чемпионату мира Нойер подошел не в лучших кондициях — подвела плюсневая кость. Впервые травма случилась еще в «Шальке». Тогда Ману восстановился за 70 дней и забыл про болячку на девять лет. Но весной 2017-го проблема вернулась и лишила Нойера футбола на 123 дня. До третьей серьезной травмы вратарь отбивал мячи меньше месяца.

На этот раз реабилитация растянулась на долгий срок в мерах предосторожности. Нойер не мог допустить четвертого перелома. В этом случае было бы рациональнее получить тренерскую лицензию или устроиться экспертом на ТВ. Поэтому 32-летний кипер вооружился терпением, сгонял на операцию в город Тюбинген, где в него вмонтировали титановую пластину с четырьмя винтами, и ежедневно занимался в зале. Раненый зверь пахал в выходные и даже в Новый год.

Под конец января Мануэль уже не чувствовал боли в ноге и поселился на мюнхенской тренировочной базе, где форсировал восстановление. В марте 2018-го стало понятно, что для Нойера нет ничего невозможного, — даже поездка на ЧМ перестала казаться невыполнимой миссией. Из-за этого поползли слухи о том, что футболист быстро вылечился благодаря аутогемотерапии, — процедуре подкожного или внутримышечного введения собственной крови, взятой из вены. 

Такая схема восстановления запрещена WADA, поэтому футболиста оперативно навестили допинг-офицеры. «На самом деле я использовал лечение стволовыми клетками. Их брали из костного мозга бедра и применяли для укрепления кости. Самое смешное, как быстро этим заинтересовались инспекторы», — делился Ману. вскоре все подозрения с Нойера сняли

Погасив зарождавшийся скандал, Нойер снова окунулся в работу и достиг цели. Он полностью восстановился к концу мая и сыграл два товарищеских матча за сборную перед отправлением в Россию. Мануэль выступал на ЧМ с капитанской повязкой, но в игре чувствовался недостаток формы. 

Неоптимальные кондиции особенно проявились в решающем матче группового этапа против Южной Кореи. В первом тайме мяч выскользнул из рук Нойера прямо перед соперником. А во втором, когда немцы побежали отыгрываться, Ману заигрался возле чужой штрафной и в результате соперники забили в пустые ворота. Тот турнир плохо провела вся сборная, поэтому Нойеру удалось избежать серьезной критики.

Неудачная поездка и тяжелые последствия

На следующем мундиале история повторилась — Германия снова не вышла из группы. К Нойеру возникли вопросы и в этот раз. В проигранном матче с Японией он пропустил в ближний угол, не выручил после удара Альваро Мораты во второй игре и допустил две результативные ошибки в матче с Коста-Рикой — тот матч Германия выиграла, но все равно не вышла в плей-офф.

Блеклые выступления со сборной нивелировались успешными сезонами с «Баварией». Но сразу после ЧМ-2022 случилось страшное. Нойер сломал ногу во время катания на горных лыжах. В адрес футболиста посыпалась критика — негоже такому профессионалу рисковать карьерой ради покатушек. Мануэлю было тяжело все это читать, потому что он встал на лыжи не для веселья.

«Я сидел дома и чувствовал себя ужасно. Поэтому я пробежал 10 км в первый день и повторил дистанцию на второй. Я заметил, что это меня мотивировало. Другие обращаются к психологам, а я пошел на пробежку. На третий день отправился в долгий поход, а на четвертый — на лыжную прогулку с самыми близкими друзьями. Я катаюсь на лыжах больше 30 лет. Для меня это не развлечение в отпуске, это как поход в булочную. Это была наша местная гора. Это была тренировка, перезагрузка для тела и разума. Я спускался по этой трассе бесчисленное количество раз», — объяснял вратарь.

Масштабное разочарование и возвращение в прайм

Нойер приближался к 37-му дню рождения. Все выглядело так, будто он закончит карьеру. Или как минимум серьезно просядет в качестве выступлений. Но у Мануэля уже был опыт возвращений после длительного отсутствия, поэтому он решительно настроился на камбэк. Он с пониманием и уважением принял переход Янна Зоммера. Из колеи его выбило другое событие — уход Тапаловича в январе 2023-го. По слухам, увольнение случилось из-за разногласий Тони с главным тренером мюнхенцев Юлианом Нагельсманном.

«Это произошло как гром среди ясного неба. Для Тони тоже. Он работал 11.5 лет не на меня, а на всю команду вратарей, на тренерский штаб и на клуб. Для меня это был удар — когда я уже лежал на земле. Всех в нашей вратарской группе разрывало на части. Мы, вратари, — команда в команде. За все эти годы я ни разу не слышал, чтобы какой-либо тренер говорил что-то плохое о Тони. Спросите Пепа Гвардиолу и его команду или Карло Анчелотти или Нико Ковача», — недоумевал Нойер.

Мануэль справился со всеми этими испытаниями. Спустя 321 день после перелома он вернулся на поле и показал, что все еще в порядке. К лету 2024-го Ханси Флик забрал Тапаловича в «Барселону», поэтому Нойер со спокойной душой принял участие в домашнем чемпионате Европы. Германия остановилась на стадии четвертьфинала, но Ману пропустил лишь три мяча в пяти матчах — по голам к нему вопросов не было. 

После Евро Нойер объявил об уходе из сборной. Он достаточно поиграл на международной арене, к тому же у него родился первенец, которому хотелось уделять больше внимания. Где-то с облегчением вздохнул талантливейший Марк-Андре тер Штеген, но не надолго. Многолетний конкурент Нойера по сборной выбыл как минимум до декабря 2025-го из операции на спине. Если к ЧМ-2026 он не наберет форму, есть высокая вероятность, что Нойера попросят скататься на прощальный мундиаль.

Следующим летом Ману будет уже 40, а он по-прежнему в полном порядке — это видно по играм за «Баварию». По мнению экс-тренера сборной Йоахима Лёва, Нойер — лучший вратарь в истории. Пока он не утратил страсть к игре, у нас есть возможность наблюдать за живой легендой.  

Про других легенд можно почитать в футбольном разделе Спортмастер Медиа.