Чем болид «Формулы-1» отличается от обычной машины
Технологический уровень космических кораблей для гонок по асфальту
Болиды «Формула 1» — это обыкновенные гоночные машины с мощным двигателем, которые способны «летать» по дорогам с огромной скоростью, так считают многие обыватели. Но это совсем не верно. Автомобили, используемые в чемпионате «Ф-1», весьма специфичны и очень сильно отличаются от обычных машин. Скорее, они приближены по степени «интеллекта» к космическим кораблям.
Более километра кабелей на 600 кг
Хотя и весят болиды относительно немного — 550-650 кг (среднестатистический «седан» или «кроссовер» — в три раза тяжелее), но технологически в них все на другом уровне. В гоночных болидах более километра кабеля, связанного с приблизительно сотней датчиков и множеством исполнительных механизмов, которые занимаются мониторингом и контролем систем автомобиля.
В «Формуле-1» машины давно не делают из металла: с 1981 года шасси и корпус производят из карбона. Углепластик оказался крепче и легче алюминия со сталью и титаном — и буквально за пару лет гонки изменились. Теперь же все болиды на 85 процентов состоят из карбонового волокна, остальное приходится на мотор, трансмиссию, подвеску, колеса, электронику и систему охлаждения.
И даже в них пытаются внедрять детали из углепластика: несколько лет назад «Феррари» запустила тренд на карбоновые кожухи для тормозов, корпус и некоторые внутренности коробки передач тоже пытаются делать из карбона — гонка за снижением массы машин еще в самом разгаре.
Причем, пару десятилетий назад болид мог состоять только из двух-трех разных видов углеволокна, созданных для разных целей. Теперь же существует более 40 разных типов для любых возможных назначений.
Торможение в кирпичную стену
Идем дальше. Обороты двигателя машины «Формулы-1» доходят до 18 тысяч в минуту. Традиционные автомобильные бензиновые двигатели для «широких масс» способны крутиться примерно до шести-семи тысяч в минуту, дальше на шкале тахометра уже рисуют красную зону.
Но и жизнь двигателей автомобилей «Ф-1» скоротечна — около двух часов во время гонки. А «обычные» могут служить верой и правдой своим хозяевам в течение 10 и более лет.
Тормозные колодки у болидов — композитные с карбоновым волокном, они выдерживают рабочую температуру примерно в 1000 градусов по Цельсию. Сделаны из углеродного волокна, которое намного сложнее стали или керамики в производстве и имеет более высокую точку плавления.
Когда пилот во время гонок «Формулы-1» вынужден экстренно сбрасывать скорость, то испытывает огромные перегрузки при замедлении. Они могут быть сопоставимы с проездом кирпичной стены обычной машиной на скорости 300 км/ч.
В шинах вместо воздуха — азот
Резина на колесах в «Формуле-1» тоже специальная. Для сухого трека она с гладкой поверхностью, подобная не даст хорошего зацепа легковой машины на обычной дороге. Дождевая резина отличается наличием рисунка протектора — для выведения воды из пятна контакта.
По причине сверхмалого клиренса и специальных аэродинамических обвесов на корпусе такого автомобиля создается пониженное давление под дном кузова, чтобы прижимать автомобиль к треку. Такое может привести к аварийной ситуации на обычной улице, где куча неровностей, люки и решетки «ливневок».
В основном шины гоночных автомобилей заполнены азотом. Причина в том, что азот имеет более постоянное давление по сравнению с обычным атмосферным воздухом (в нем азот по массе составляет 75%). При этом шины болидов выдерживают лишь 90-120 км заездов, дальше их надо менять. А у обыкновенных машин они могут «прожить» от 60 до 100 тысяч км.
И еще один штрих: рычаги переключения передач в болиде «Ф-1» расположены на задней стороне рулевого колеса. Эта технология была позаимствована и «гражданским автопромом», автопроизводители для «спортивности» ощущений водителей разместили на многих моделях дублирование перемены передач автоматизированных коробок в ручном режиме на подрулевые лепестки.
Обложка: Unsplash