Чем интересно немое кино сегодня
И 9 шедевров для первого знакомства
Бригитта Хельм на съемках фильма Фрица Ланга «Метрополис», 1926 г. Фото: Public Domain
За последние сто лет кинотехнологии сильно продвинулись: на смену немым черно-белым фильмам пришли полностью цветные, с объемным звуком и сложными спецэффектами. Но многие немые картины, такие как «Метрополис» и «Кабинет доктора Калигари», остаются классикой кинематографа. Разбираемся, чем хороши фильмы с такими «примитивными» технологиями.
Что такое немое кино
Немое кино — это фильмы, в которых нет синхронизированного записанного звука и диалогов. Зато в них есть:
визуальное повествование: актеры передают эмоции и намерения жестами, выражениями лиц и языком тела;
интертитры: карточки с текстом, которые содержат диалог или задают контекст;
живая музыка: ее исполнял пианист или органист во время сеанса, чтобы усиливать эмоциональное воздействие сцен.
Эпоха немого кино длилась с конца XIX века до конца 1920-х годов, когда стал возможен синхронизированный диалог. Некоторые режиссеры, в том числе Чарли Чаплин, продолжали снимать немые фильмы даже после появления звука. До сих пор кинематографисты обращаются к принципам немого кино и снимают картины без звука как дань той традиции. Самый нашумевший современный «немой» фильм — «Артист» Мишеля Хазанавичуса (2011).
Почему его стоит смотреть
Вот некоторые причины, почему немое кино интересно даже сегодня, — в эпоху сериалов и компьютерных спецэффектов.
Большинство современных фильмов опираются на приемы, которые разработали в ранние годы кино. Особенно это касается приемов монтажа. Смонтированные сцены разных локаций (когда герой входит в помещение в одном месте, а выходит совсем в другом), чередование близких и дальних планов, съемки с разных точек — все это использовалось уже больше ста лет назад.
Некоторые ранние фильмы удивляют даже сегодня. Например, короткометражка «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса (1902), которого можно назвать изобретателем спецэффектов. Звезды Большой Медведицы, которые перемигиваются между собой, или зонт, превращающийся в огромный гриб, — это не только эффектно и изобретательно, но и смешно.
В немых фильмах использовали каскадерские и монтажные приемы, которые и сейчас сложно повторить и про которые до сих пор гадают, как это сделано. Это относится ко многим работам Бастера Китона. Он сам выполнял опасные трюки — от подскальзывания на банановой кожуре с переворотом в воздухе до прыжков с 20-метровой высоты.
Шедевры немого кино не уступают фильмам со звуком с точки зрения удовольствия от просмотра. Обратите внимание на картины Фрица Ланга и Фридриха Вильгельма Мурнау, которые по историческому совпадению оказались немыми. Дело не только в мастерстве работы с камерой (например, в «Последнем человеке» Мурнау она закреплена на опускающемся лифте), но и в психологической и философской глубине.
Немые фильмы редко бывают действительно «немыми». Обычно их сопровождают выразительные музыкальные партитуры, так что уже через пять минут вы забываете, что никто не говорит.
Немые фильмы — пионеры жанров. Например, «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине (1920) считается первым фильмом ужасов и во многом вдохновил жанр нуар. «Метрополис» Фрица Ланга (1927) впервые использовал роботов и большие футуристические здания, привычные для жанра научной фантастики.
Фильмы без слов требуют от зрителя полной включенности. Поначалу может быть трудно, но если привыкнуть, то следить за тем, как установлен свет и выстроена мизансцена, бывает интересней, чем за выяснениями отношений в сериале.
Раннее кино — окно в жизнь начала XX века. Хотя одежда, прически и предметы прошлого напоминают о том, насколько другим был быт того времени, темы универсальны: любовь, война, преступление и наказание.
Немое кино — возможность открыть для себя новые фильмы, актеров и режиссеров. Звезды той эпохи были главными знаменитостями на планете. Из актрис и актеров стоит отметить Мэри Пикфорд (она стала соосновательницей одной из первых независимых кинокомпаний — United Artists), Веру Холодную, Грету Гарбо, Лилиан Гиш, Рудольфа Валентино (ранний секс-символ), Лона Чейни (один из самых разноплановых актеров).
Фильмы столетней давности почти всегда можно найти бесплатно в хорошем качестве — хотя многие пленки просто не сохранились.
Лучшие образцы немого кино — это смелые эксперименты, эмоциональная глубина и визуальная поэзия.
Что посмотреть для знакомства
Ниже девять фильмов, с которых стоит начать знакомство с немым кино.
«Страсти Жанны д'Арк» (1928), реж. Карл Теодор Дрейер
В этом фильме — один из самых запоминающихся крупных планов в истории кино. А роль Жанны д’Арк — в лидерах по психологической сложности. Особый киноязык Дрейера создает сильную связь между зрителем и главной героиней.
«Человек с киноаппаратом» (1929), реж. Дзига Вертов
Вероятно, главный документальный фильм за всю историю кино, «направленный к созданию подлинно международного абсолютного языка кино». Это свободный от повествования портрет повседневной жизни в урбанистическом ландшафте советских городов с невероятным разнообразием визуальных эффектов и монтажных трюков.
«Ветер» (1928), реж. Виктор Шёстрём
Одиночество главной героини передается через пустынный пейзаж, обдуваемый ветрами. Сам ветер принимает форму скачущей лошади, наложенной на неспокойное небо. Граница между психическим состоянием и визуальными образами постепенно размывается, что создает впечатляющий эффект.
«Толпа» (1928), реж. Кинг Видор
Фильм исследует борьбу обычного человека с «толпой». Камера медленно скользит по небоскребу с сотней одинаковых офисных столов, чтобы в конце концов остановиться на центральном персонаже. Ощущение города, кишащего людьми, подчеркивается наложениями пленки: люди и машины буквально проносятся друг через друга.
«Земля» (1930), Александр Довженко
Лирический фильм о рождении, смерти, сексе и бунте. Официально он призван прославлять колхозы, но на деле то, как построен кадр, и составляет главное событие. В СССР картину раскритиковали за натурализм, а за рубежом признали одной из самых поэтичных в мировом кино.
Генерал (1926), реж. Бастер Китон
Этот фильм покажется захватывающим даже любителям современных боевиков. На протяжении всей картины Бастер Китон выполняет трюки на движущихся на полной скорости поездах — бежит по крыше, перепрыгивает с одного поезда на другой, переправляет составы на новые рельсы.
«Безопасность прениже всего» (1923), реж. Фред Ньюмайер и Сэм Тейлор
Этот фильм известен сценой, где комедийный актер Гарольд Ллойд в фирменных круглых очках висит на стрелках часов небоскреба. Кино захватывает внимание с первой до последней минуты хотя бы потому, что небоскреб, по стене которого лезет герой, настоящий, а дублеры не использовались.
«Жилец» (1927), реж. Альфред Хичкок
Мастер саспенса Альфред Хичкок тоже начинал с немого кино. В этом его раннем фильме уже видны фирменные детали режиссера. В атмосфере, наполненной таинственной символикой, но при этом богатой почти документальными деталями, зритель непрерывно боится и одновременно сопереживает героям.
«Затерянный мир» (1925), реж. Гарри О. Хойт
Динозавры не всегда рисовались на компьютере. Адаптация научно-фантастического романа Артура Конан Дойла, который сам появляется в маленькой роли.
Хотя немое кино многие считают «устаревшей» формой искусства, фильмы той эпохи остаются актуальными и в XXI веке. Они развлекают, просвещают и трогают не меньше, чем современные картины. Каждый сохранившийся немой фильм — это не просто исторический артефакт, который связывает с прошлым, но и приглашение в новый мир на час-другой.
В немом кино, где каждое движение и жест передают эмоции и смысл, можно найти много общего с миром спорта. Оба эти направления требуют мастерства, концентрации и креативности. Одежда и аксессуары из онлайн-каталога Спортмастера помогут раскрыть ваш творческий потенциал.