Обучение плаванию детей и взрослых — это два внешне похожих, но принципиально разных процесса. Если ребенок осваивает воду в игровой форме, то взрослый преодолевает физические и психологические барьеры. 

Как научить плавать взрослого и почему обучение взрослых проходит сложнее, но интереснее, рассказывает тренер по плаванию, гидрореабилитолог и специалист по сенсорной интеграции Темерлан Джапаков.

эксперт

Темерлан Джапаков

Темерлан Джапаков

Тренер по плаванию, гидрореабилитолог и специалист по сенсорной интеграции

Методика обучения плаванию

И с ребенком, и со взрослым учеником тренировки в бассейне проходят по одному алгоритму. Но с детьми занятия обычно проводят в игровой форме.

Общие этапы обучения.

  • Знакомство с телом, ощущением в воде. 

  • Умение пускать пузыри, правильно дышать, задерживать дыхание, чтобы нырять.

  • Изучение верной работы ног, как правильно лежать на животе и на спине. 

  • Чтобы вызвать интерес детей, перевозят игрушки на доске для плавания с одного берега на другой — для правильной работы ног и положения тела в воде. Достают наклейки со дна и прикрепляют на бортик бассейна — для обучения дыханию.

  • Если у взрослых есть сильные страхи, тоже можно проводить занятия с использованием игрушек.

Для расслабления, чтобы тело стало легким, детям предлагают представить себя, например, облачком. Взрослым можно предложить представить отдых на пляже или перед сном в кровати после тяжелого дня.

Почему дети учатся плавать быстрее

У взрослых есть и схожие с детскими страхи, и принципиально другие.

Детские страхи

Психика ребенка — гибкая, он лучше приспосабливается к воде. Дети более открыты и не думают о последствиях.

  • Если ребенку не нравится, что вода попадает в глаза, рот или нос, можно предложить самостоятельно поливать из лейки себя или игрушки. 

  • Если дети боятся нырять — специалист учит дуть на кольцо, шарик и дает домашнее задание: научиться надувать мыльные пузыри, воздушные шарики, через трубочку. Важно почувствовать безопасность этого процесса. 

  • Если ребенок опасается глубины — упражнения выполняют там, где мелко, а дно находится в поле зрения. Совет родителям: заниматься с детьми в ванне для ускорения адаптации. 

Дети не анализируют каждое движение, они учатся через ощущения. И если у ребенка один раз получилось выполнить элемент, то страх перекрывается положительной эмоцией и может исчезнуть совсем. 

Страхи у взрослых

Взрослых не только обучают технике, но и прорабатывают их психологические сложности. Основной страх связан даже не с самой водой, а с прошлым негативным опытом.

  • Страх нырять, особенно если в раннем возрасте человек оказался под водой и ему показалось, что он чуть не утонул. Тренер объясняет, что бояться — нормально, но для преодоления нужно пробовать, повторять и закреплять.

  • Страх глубины — начинают в зоне видимости дна, чтобы чувствовать пол. Постепенно можно вставать на дно. 

  • Страх резких движений, боязнь рисковать. Хоть взрослые быстрее понимают свое тело, но они более зажатые. Могут закрыться после просьбы нырнуть, потому что представляют ситуацию, как тонут или что-то идет не по плану. 

Взрослые обучаются через анализ. С одной стороны, это плюс. Они понимают ошибки и знают, как их решать. С другой, минус: сами себе мешают своими мыслями. Много думают, но тело не всегда слушается. Страх вызывает мышечное напряжение, из-за паники сбивается дыхание. В этом случае приходится работать над расслаблением.

Спустя несколько занятий у взрослых могут остаться страхи и неуверенность, потому что они не могут так быстро отпустить их, в отличие от детей.

Доверие 

Тренеру важно находиться в спокойном состоянии, чтобы ученик ощущал безопасность воды и самого процесса плавания.

  • Ребенок закрыт лишь на протяжении пары занятий, потом постепенно заигрывается, забывает, что перед ним чужой человек. Адаптация у детей проходит за восемь занятий. 

  • Взрослым же сложно сразу довериться незнакомому человеку. Расслабиться мешают мысли, как они будут выглядеть в глазах посторонних людей, что о них могут подумать. И это может препятствовать прогрессу. 

Работа с телом

Детские суставы подвижны, тело пластично и изначально готово к плаванию на воде.

Взрослый, который не умел плавать или обучался сам, неправильно дышит, работает руками и ногами слишком быстро и с чрезмерным усилием, его тело неверно располагается на воде. Оно должно быть горизонтальным, человек должен лежать, а не пытаться плыть почти в вертикальном положении. Голова тоже должна лежать, а не качаться из стороны в сторону.

Любой человек может плавать, но нужно понимать, как правильно дышать и двигаться. Это взаимосвязано, одно не может существовать без другого. Люди часто считают, что можно задержать дыхание и плыть. Но на самом деле плавание без дыхания — это не плавание. Потому что человек начинает задыхаться, нарушается сердечный ритм, повышается давление. А мышцы не получают нужный им для работы кислород

Плавать нужно в расслабленном состоянии, только в этом случае человек чувствует свое тело, правильно дышит, а сам процесс приносит пользу здоровью. Необходимо прикладывать меньше усилий, тогда получишь больше результатов. Здесь действует принцип 20 на 80: 20% усилий дают 80% результата. Делать не весь свой максимум, но расти.

Мотивация 

Есть сходства и различия.

Для детей

Ребенка на обучение приводят родители. Детям обычно интересно просто играть в воде, но им нравятся и их достижения. Для мотивации достаточно похвалы от тренера. Ребенок запоминает, повторяет, с каждым разом появляются новые успехи.

Для взрослых

Если взрослый решил научиться плавать, то понимает цель и уже мотивирован. Когда он почувствует, что лег на воду, поймет это, и в этот момент тренер оценит его старания, это тоже будет стимулировать. Он сразу запомнит правильное действие и сможет повторить даже после долгого перерыва.

Плавание для взрослых

Есть категория взрослых, которые стараются еще сильнее, если сразу видят результат. А есть те, у которых получается выполнять элементы, но они переживают, что в следующий раз успех не повторится. Поэтому важно много раз закреплять освоенный элемент. Только так можно устранить неуверенность. Но когда спустя несколько занятий прогресса нет, взрослым ученикам необходима дополнительная мотивация. 

Нужно объяснить: если много лет человек не умел плавать, то за три занятия этому научиться невозможно, требуется время, как и в любом другом деле. Надо прорабатывать страхи и сомнения. Обязательно дома выполнять упражнения, которые помогают улучшить любой стиль плавания.

Почему взрослым сложнее научиться плавать

Дети более искренне радуются своим успехам. Они не могут дать обратную связь, но их эмоции отражаются на лице.

Взрослые чаще спокойно и сдержанно реагируют на свои достижения. Но в работе со взрослыми специалист не только обучает плаванию, но и выступает тренером личностного роста, психологом и собеседником. 

Взрослым ученикам он не просто ставит технику, но и сотрудничает с ними. Они задают вопросы, делятся своими переживаниями и страхами, а специалист подстраивается под каждого человека, находит решение проблемы, проникается ситуацией и возвращает веру в себя.

Взрослый, который много лет не умел плавать, боялся глубины, но впервые в жизни смог лечь на воду и проплыть правильно, проходит внутреннюю трансформацию. 

Каждый его новый освоенный элемент — это победа над собой, над своим телом, над сомнениями и ограничениями в голове. Он ощущает не детскую радость, а переживает более глубокие чувства.

Когда все это происходит благодаря работе тренера, он понимает свое предназначение, это мотивирует двигаться дальше и делать счастливее все большее количество людей.

Научиться хорошо плавать можно в любом возрасте. Это никогда не поздно, потому что в большинстве случаев полезно для здоровья. Плавание — безопасный вид активности. В воде тело ощущается вне гравитации, становится легким, мышцы расслабляются. 

Экипировку и инвентарь для занятий плаванием вы найдете в нашем онлайн-каталоге, магазинах Спортмастер и Спортмастер PRO.