На горе мы воспринимаем все как должное: выбираем трассу по силам и летим вниз, наслаждаясь скоростью. Незаметный, но важный ежедневный труд десятков людей остается за кадром. Расспросили представителя службы обеспечения безопасности катания по трассам одного из российских курортов Сергея Степанова о пользе его работы для лыжников и сноубордистов.

эксперт

Сергей Степанов

Сергей Степанов

Специалист горнолыжного курорта

Какие службы курорта непосредственно связаны с катанием

Подготовкой горнолыжных склонов для комфортного катания занимается служба СУМ — снегоуплотнительных машин, то есть ратраков. Ночью или в перерывах между дневным и вечерним катанием они выходят на склон и разравнивают трассы. Гребенчатая насадка делает тот самый «вельвет», который часто публикуют на фотографиях в соцсетях.

Отдельная служба отвечает за лавинную безопасность на склоне. Лавинщики следят за состоянием снега, обрушивают опасные снежные карнизы, предотвращают сход лавин (или контролируемо спускают их сами). Без их разрешения курорт не откроется.

Служба обеспечения безопасности катания по трассам контролирует состояние маркированных спусков. Она тесно взаимодействует и с ратратчиками, и с сотрудниками систем оснежения, которые установлены на многих курортах. Дополнительный снег начинают создавать при определенной температуре, давлении и влажности. Служба трасс дает свои рекомендации, куда стоит напылить из снежных пушек и ружей больше снега. Затем его уплотняют машинами, а специалисты службы трасс снова осматривают склон и при необходимости дают указания, где еще досыпать.

На горе работает и спасательная служба. Указатели и знаки на трассах помогают понять, где именно находится пострадавший.

Контактный номер спасателей обычно указан на ски-пассе, но лучше сразу забить его в свой телефон.

Как подготавливают трассы к горнолыжному сезону

Работа у сотрудников службы трасс есть и летом. Склоны нужно поддерживать в порядке: удалять высокорастущие растения, прочищать ливневые канавы, чтобы дождевые потоки не размывали поверхность. После бури или урагана важно, чтобы склон был ровным — без ям, канав, ручьев, упавших деревьев.

Ежедневные функции службы трасс

Рабочий день начинается рано: сотрудники надевают форму и расставляют оборудование. Делают это строго по схеме из паспорта каждой трассы — официального документа с ее характеристиками. 

Иногда приходится убирать некоторые средства безопасности, например, из-за предстоящего снегопада, который может испортить сетки, вероятности схода лавин или работы других служб. 

Проверив все трассы, сотрудники отчитываются перед руководством, после чего принимается решение, какие спуски сегодня открывать. В течение дня команда делает контрольные спуски, чтобы убедиться, что на склонах все в порядке.

службы трасс

За какие элементы на склоне отвечает служба трасс

Оборудование на трассах делится на два типа в зависимости от его функции.

Средства активной безопасности

Все потенциально опасные участки огорожены сетями, чтобы человек, который не справился с управлением лыжами или сноубордом, не вылетел в место, где можно серьезно пострадать и даже погибнуть. 

Металлические опоры освещения и подъемников (если они стоят на трассе) в обязательном порядке оборачиваются матами. То же делают с особо охраняемыми деревьями, которые из-за их статуса нельзя спилить — такое встречается на европейских курортах.

Средства пассивной безопасности

Это вся навигация на склоне: номерные указатели трасс, вешки, знаки поворотов, знаки пересечения трасс, предупредительные и запрещающие знаки. Цвет указателей (и в большинстве случаев вешек) соответствует категории спуска.

Специалисты определяют степень сложности трассы по среднему углу наклона. Маленький угол, практически плоскость — зеленая трасса, чуть больше — синяя, превалирует более существенный угол — красная. Совсем критичный, ближе к 40% — это черные трассы, которые требуют серьезного уровня катания и четкого контроля скорости. Есть и необработанные трассы — обычно они располагаются на склонах с черным углом наклона.

Подготовка лыжной трассы к соревнованиям

Перед стартами трассу оснежают и ратрачат особенно тщательно. Затем ограждают (иногда в два-три ряда), чтобы исключить доступ туристов; для контроля на въезде дежурит судья. Разметку для слалома или слалома-гиганта устанавливают специалисты со стороны организаторов.  

Чем тверже поверхность, тем более равные условия получают спортсмены. Если температура воздуха близка к нулю или плюсовая, на трассу насыпают крупную соль технического назначения. В результате химической реакции снег уплотняется и превращается практически в лед.

Подготовка лыжной трассы к соревнованиям

Кто может работать в службе трасс горнолыжного курорта

Умение кататься — обязательное требование. В команде чаще всего работают лыжники: сноубордист должен иметь высочайший уровень владения снарядом, иначе он не справится со своими обязанностями. Например, довезти до нужного места свернутую сеть весом около 25 килограммов и установить ее.  

Существует миф, что сотрудники службы трасс много катаются. Это не так. Мне нравится моя работа, но это не развлечение, а временами очень тяжелый труд. Часто мы работаем в совершенно неприемлемых для катания погодных условиях, но делаем все, чтобы гостям курорта было удобно и безопасно.

Что важно знать туристу

Курорт обеспечивает безопасные трассы, но и катающимся важно помнить о своих обязанностях: соблюдать правила курорта, бережно относиться к окружающим и оборудованию. Выделили несколько важных аспектов, о которых туристы обычно не задумываются.

Стоит ли сбивать вешки или выдирать знаки

Если вдруг захотелось похулиганить, размахивая каким-нибудь знаком ради эффектного рилса, воздержитесь — скорее всего, вы не сможете вставить его обратно самостоятельно. Портить оборудование недопустимо.

Что делать, если увидели упавшую вешку и хотите ее поставить

Оставьте ее там, где лежит (если прямо на трассе, переложите на край). Сотрудники регулярно патрулируют склон и все исправят в течение получаса. Самый простой способ сообщить о любой проблеме на трассах — подойти к первому встреченному работнику курорта. Обычно им становится канатчик на станции подъемника. Он по рации передаст сигнал соответствующей службе. 

Любые посторонние предметы или мусор с трассы лучше убрать — это риск падения других людей.

Что делать, если упали и случайно запутались в сетке

Лучше сразу позвонить в службу спасения курорта. На вызов приедут и спасатель, и сотрудники службы безопасности трасс — они аккуратно помогут выбраться из сетки.

Выпутываться самостоятельно не стоит — и не только из-за того, что вы ее можете порвать. В моей практике был случай, когда человек повредил себе коленный сустав, пытаясь освободиться.

Что будет, если пролезать под сетки и игнорировать растяжки

Знаки на горе стоят не просто так. «Здесь катаются дети» и «Пересечение трасс» — сигнал, что надо снизить скорость, «Конец трассы» — затормозить и остановиться.

Я был на многих курортах Европы, особо отмечу Францию, где отдельная служба патрулирует курорт. Это превосходные лыжники, которые ловят нарушителей, удаляют с трассы тех, кто представляет опасность для окружающих: бесконтрольно гоняет или катается пьяным. В России такой системы пока нет: горный патруль часто набирают из людей, которые сами катаются неуверенно, да и правовая база для строгих мер отсутствует.

За растяжкой «Трасса закрыта» нарушителя может ждать неуплотненный свежий снег, работающий ратрак, камни или вовсе отсутствие снежного покрытия. Иногда трассу перекрывают из-за опасности схода лавины (хотя есть и отдельный знак «Лавиноопасно»). По той же причине у края трасс иногда ставят знак «Остановка запрещена». Решение о закрытии принимают совместно трассовики, гидрометцентр и лавинная служба. Заходить в такие места опасно для жизни.

Если турист заедет за ограждения на трассу для соревнований или тренировок профессиональных спортсменов, он сильно рискует получить травму — такие спуски делаются на более крутом рельефе и предполагают высокие скорости.

Какая ответственность предусмотрена за нарушения

Умышленная порча оборудования может повлечь административную ответственность. А если лыжник или бордер нарушил одно из десяти правил FIS и это привело к столкновению и тяжким телесным повреждениям другого человека, наступает уже уголовная ответственность. За катание в закрытых зонах иногда блокируют ски-пасс. Изучить нормы курорта следует до выхода на склон. 

Мы, сотрудники службы обеспечения безопасности катания по трассам, неукоснительно следуем этим правилам. Хотелось бы, чтобы все туристы тоже их соблюдали. Это залог безопасного катания и хорошего отдыха на курорте.

Удобную одежду и экипировку для зимнего отпуска в горах вам помогут подобрать консультанты Спортмастера. 

горные лыжи volkl
66 499 ₽
Volkl | Горные лыжи Volkl Deacon X + крепления vMotion 10 GW
0
Купить
90 399 ₽
112 999 ₽
-20%
Volkl | Горные лыжи Volkl Deacon 75 + крепления vMotion 12 GW
0
Купить
59 599 ₽
74 499 ₽
-20%
Volkl | Горные лыжи Volkl Deacon XTD + крепления vMotion 10 GW
0
Купить
53 199 ₽
66 499 ₽
-20%
Volkl | Горные лыжи Volkl Deacon XT + крепления vMotion 10 GW
1
Купить
88 399 ₽
110 499 ₽
-20%
Volkl | Горные лыжи Volkl Deacon 79 + крепления Wideride 12 TCX GW
0
Купить
92 799 ₽
115 999 ₽
-20%
Volkl | Горные лыжи женские Volkl Flair SC + крепления vMotion 11 GW
0
Купить
24 399 ₽
30 499 ₽
-20%
Volkl | Горные лыжи детские Volkl Deacon + крепления 4.5 vMotion
0
Купить
24 399 ₽
30 499 ₽
-20%
Volkl | Горные лыжи детские Volkl Flair + крепления 4.5 vMotion
0
Купить
Сноуборды
16 099 ₽
22 999 ₽
-30%
Termit | Сноуборд женский Termit Amica
4
Купить
22 999 ₽
Termit | Сноуборд женский Termit Amica
4
Купить
22 999 ₽
Termit | Сноуборд женский Termit Amica
4
Купить
33 599 ₽
55 999 ₽
-40%
YES. | Сноуборд YES. Dicey
1
Купить
64 799 ₽
80 999 ₽
-20%
Salomon | Сноуборд Salomon Huck Knife
1
Купить
53 199 ₽
75 999 ₽
-30%
YES. | Сноуборд YES. Warca Uninc JPS
1
Купить
30 299 ₽
50 499 ₽
-40%
YES. | Сноуборд женский YES. W Basic
1
Купить
32 549 ₽
46 499 ₽
-30%
Head | Сноуборд Head Daymaker LYT
1
Купить
38 999 ₽
64 999 ₽
-40%
YES. | Сноуборд YES. Standard
1
Купить
32 399 ₽
53 999 ₽
-40%
YES. | Сноуборд YES. All-In
1
Купить
35 349 ₽
50 499 ₽
-30%
YES. | Сноуборд YES. Basic
1
Купить
Горнолыжные шлемы Uvex
4 099 ₽
8 199 ₽
-50%
Uvex | Шлем детский Uvex Heyya
3
Купить
4 099 ₽
8 199 ₽
-50%
Uvex | Шлем детский Uvex Heyya
3
Купить
4 099 ₽
8 199 ₽
-50%
Uvex | Шлем детский Uvex Heyya
3
Купить
6 649 ₽
9 499 ₽
-30%
Uvex | Шлем детский Uvex Heyya Pro
7
Купить
6 649 ₽
9 499 ₽
-30%
Uvex | Шлем детский Uvex Heyya Pro
7
Купить
17 999 ₽
Uvex | Шлем детский Uvex Rocket Visor
1
Купить