Что делать, если ребенок идет в сад со слезами
4 шага, которые помогут родителям пережить чувство вины
Адаптация к детскому саду — процесс порой болезненный для ребенка и его близких взрослых. Горькие слезы, жалобные уговоры остаться дома могут заставить дрогнуть сердце даже самой стойкой мамы. В некоторых семьях разворачивается настоящая драма на долгие месяцы. Как ее пережить, рассказала семейный психолог и психотравматолог с 19-летним стажем Елена Максимова.
Понять причину слез
По словам психолога, то, что по утрам ребенок не хочет в садик и плачет, не обязательно означает, что ему там плохо.
Проработав в детском саду несколько лет, я заметила: даже дети, которые с удовольствием посещают садик, часто утром рыдают так, что у родителя сердце кровью обливается. Переживания ребенка глубоки, выглядят трагично и выражаются не через слова, как у взрослого, а через громкий плач. Из-за интенсивности эмоций ребенку кажется, что они “навсегда”. Но расстраивает его сам факт расставания с родителями и домом, а не происходящее в садике. Вот ваш ребенок ревет навзрыд, но стоит внимательному воспитателю взять его за руку и провести в игровую, как плач прекращается, он начинает заниматься своими детскими делами. Если это ваш случай, переживать не стоит.
Ребенку нужно привыкнуть к расставаниям и понять, что вскоре обязательно наступает встреча. Вы поможете ему, если будете проговаривать, когда именно придете, — после обеда, после сна или после прогулки.
«Бывает и так, что первые несколько недель ребенок “на новизне” ходит в детский сад с удовольствием, но когда пребывание там становится рутиной, начинает плакать в течение дня. Бывают дети, которые хорошо себя ведут, но, приходя домой, отрываются на родителях по полной программе. А есть такие, которые уже через две-три недели с удовольствием вовлекаются в детсадовскую жизнь. Все эти варианты адаптации — абсолютно нормальны».
И все же стоит, сохраняя спокойствие, убедиться, что за слезами ребенка и вашим волнением не кроются другие серьезные причины: например, что мальчика или девочку в саду не обижают.
Научиться справляться с эмоциями
Ощущать вину — нормально, особенно в моменты расставания с ребенком в саду в начале адаптации, подчеркнула эксперт. Если мама и папа сумеют справиться с волнением, ребенок будет учиться у них и станет спокойнее приспосабливаться к новым незнакомым ситуациям. «В противном случае родители показывают детям, что сильные эмоции — это невыносимо, что их нужно подавлять или, еще хуже, избегать ситуаций, которые их провоцируют», — отметила Елена Максимова.
Обозначим некоторые этапы, которые помогут родителям на пути адаптации детсадовца.
Откровенный разговор
Перед тем как передать сына или дочку воспитателю, важно озвучить, что происходит внутри. «Это даст ребенку ощущение, что его чувства понимают, что они вполне уместны, — пояснила психолог. — Проговоренные чувства частично снимают напряжение у всех участников процесса. Предложения должны быть короткими, предельно ясными и правдивыми».
Вот пример: «Я вижу и чувствую, что ты переживаешь и огорчаешься. Мне тоже сложно проводить время без тебя. Но мы с тобой научимся с этим справляться».
Прощальный ритуал
Придумайте его с вашим детсадовцем сами или воспользуйтесь советом психолога: «По моим наблюдениям, хорошо помогает, когда родители, уходя и улыбаясь, машут рукой ребенку, уже находящемуся в группе».
Иногда полезно, если это не противоречит правилам садика, дать малышу с собой его игрушку. «Родитель, который передает ребенку частичку дома, будет знать, что в особенные минуты, соскучившись, он утешится. Да и сам по себе момент заботы снижает тревожность».
Эмоциональная подготовка
Психолог рекомендует начинать с игры: «Ее можно проводить с чтением детских книг про подготовку вымышленных героев к садику. Также полезно играть в режим садика: укладывать условного мишку спать, кормить его, водить гулять и играть с другими игрушками. Видя, что ребенок действительно увлечен знакомством с новым этапом жизни, родитель уменьшает и часть своей тревоги».
Плавное погружение
Родителям, которым момент расставания все равно дается слишком сложно, специалист советует на первое время уступить эту обязанность более эмоционально устойчивому взрослому члену семьи. Учиться проводить время без ребенка, если позволяет занятость, можно постепенно, увеличивая время разлуки с пары часов до полного дня.
Имея возможность и потребность на первых порах устроить дополнительный выходной для вас и ребенка, не отказывайте себе в этом, порекомендовала психотравматолог: «Вполне возможно, что именно ваш ребенок за неделю эмоционально перегружается, ведь в группе обычно по 20, а то и более детей. Порой полезно в середине недели брать перерыв, например, по средам или четвергам, чтобы вы оба смогли эмоционально восстановиться».
Поддержка со стороны
Иногда нужно просто найти того, кто выслушает и поймет. Если, несмотря на всю проделанную работу, тревога и волнение накрыли с головой, главное — не винить и не ругать себя. «Признайте, что вы сейчас уязвимы и страдаете, — посоветовала специалист. — Попробуйте делиться чувствами с родителями, у которых уже есть опыт адаптации детей к саду. Найдите взрослого, который сможет вас утешить и выдержать ваши сильные эмоции. Проговоренные неприятные чувства лишаются накала».
Получать больше информации
Пусть место вины, тревоги и неопределенности займут конкретные знания, заботы и хлопоты. Будьте в курсе жизни ребенка в саду: поддерживайте связь с воспитателями и другими родителями, узнайте о режиме, ознакомьтесь с меню питания. Интересуйтесь, играет ли ваш ребенок с другими детьми и во что, какие посещает занятия, в какие кружки можно его записать. Постарайтесь быть включенными в жизнь садика: организацию праздников, выбор подарков и покупок для группы.
Осознать пользу для ребенка и не сдаваться
Соблазн опустить руки бывает высок. В разгар болезненного периода адаптации родителям может казаться, что лучше «вернуть все как было», закрыть тему детского сада и оставить ребенка дома до школы. Но это не так, уверяет Елена Максимова:
«Детский сад ребенку необходим. Только там он учится не просто общаться, а выстраивать долгосрочные отношения, приспосабливаться к коллективу, отстаивать свои права. Дети, не ходившие в садик, в дальнейшем испытывают большие трудности в школе. Мальчики и девочки, которые чаще общались со взрослыми, — няней, родителями, бабушками и дедушками, — ориентированы на то, что их потребности всегда удовлетворяют, потому они часто не выдерживают конкуренцию со стороны других детей.
Некоторые родители, которые не водят детей в садик, говорят, что их ребенок хорошо общается на детской площадке или в кружках. Нужно понимать, что такое общение проходит все-таки в комфортных для ребенка условиях и может прекратиться по инициативе ребенка. У будущего школьника нет возможности научиться справляться с неприятными эмоциями в долгосрочных отношениях. Но задача взрослого — не тотально ограждать мальчика или девочку от стрессов, а помогать с ними работать».
Есть один верный сигнал, означающий, что ваш малыш адаптируется к садику, подсказывает психолог:
Если вы пришли забирать ребенка из садика, а он прибегает к вам довольный или задерживается, чтобы поиграть еще, это очень хороший признак того, что все в порядке!
Семейный психолог Елена Максимова уверена: слезы ребенка перед садиком и ваше чувство вины нормальны, но и преодолимы. Прислушивайтесь к детям и к самим себе, говорите искренне, готовьтесь к переменам заранее в игровой форме, не стесняйтесь отдыхать и просить о помощи — и все в вашей семье получится.
Сделать пребывание вашего дошкольника в садике еще более комфортным помогут одежда и обувь из нашего каталога.
Фото: Pexels