Что происходит в раздевалке «Ливерпуля»: кто в лидерах и как осваиваются новички
Коллектив чемпионов Премьер-лиги серьезно изменился
Раздевалка «Ливерпуля» этой осенью стала отражением всего, что происходит с командой на поле: перемен, напряжения, поиска баланса и попыток сохранить чувство единства, которое совсем недавно привело клуб к чемпионству в Премьер-лиге. После громких трансферов и болезненных потерь внутренние процессы в коллективе вышли на первый план — и именно за кулисами сейчас формируется ответ на вопрос, сможет ли обновленный «Ливерпуль» снова стать цельной и устойчивой командой.
Вирджил ван Дейк был предельно ясен. «Мы показали, что мы абсолютно едины и идем вперед как одно целое», — сказал капитан «Ливерпуля» журналистам 13 декабря. Две победы подряд — над «Интером» и «Брайтоном энд Хоув Альбион» — за пять дней заметно подняли настроение вокруг действующих чемпионов Премьер-лиги.
«Внешний шум», о котором Ван Дейк часто говорит, в этом сезоне стало слышно куда громче. Отчасти из-за резкого спада формы: с конца сентября «Ливерпуль» за два месяца проиграл девять матчей из 12 во всех турнирах — новичкам было непросто адаптироваться, а у игроков, давно выступающих за клуб, пошел спад. Свою роль сыграло и взрывное послематчевое интервью Мохамеда Салаха 6 декабря, которое поставило под сомнение его будущее в клубе.
Сейчас ситуация выглядит более стабильной: за плечами серия из пяти матчей без поражений, в трех из которых команда сыграла на ноль. По словам Ван Дейка, последние «выступления говорят сами за себя».
Нет сомнений, что команду, собранную из международных звезд с разными характерами, ждали серьезные испытания. Все началось с трагической смерти в Диогу Жоты июле— любимца болельщиков, который провел в клубе пять лет и помог завоевать титул в прошлом сезоне.
Разбираемся, какие процессы сейчас идут в раздевалке «Ливерпуля» и чем она отличается от прошлогодней после летних перемен.
Кто заменил лидерскую группу
При предыдущем главном тренере Юргене Клоппе в команде существовала формальная группа лидеров: Ван Дейк, Джордан Хендерсон, Джеймс Милнер, Трент Александер-Арнольд, Энди Робертсон и Алиссон. После ухода Хендерсона и Милнера в 2023 году в этот круг был включен Салах.
Но за время работы на «Энфилде» Арне Слот отошел от модели немецкого коуча. Голландец в основном полагается на капитана и вице-капитана, которые задают тон внутри команды.
Ван Дейк по-прежнему остается талисманом и публичным лицом, а его лидерские качества высоко ценятся Слотом, соотечественником защитника. После назначения капитаном в июле 2023 года Вирджил решил, что обязан общаться с прессой после каждого матча, — вне зависимости от результата. Именно он задает тон и в конечном счете управляет раздевалкой, но делает это не в одиночку.
Робертсон, один из самых опытных игроков клуба, выступающий за «Ливерпуль» с 2017 года, тоже обладает весомым голосом. Именно он получил статус вице-капитана, опередив Салаха, после ухода Александера-Арнольда летом. Тогда Слот сказал журналистам: «Помимо всех качеств, которые он показывает на поле, он играет огромную роль в культуре нашего клуба — и это самый большой подарок, который я получил от Юргена».

Вратарь Алиссон тоже воспринимается как значительная фигура, чьи слова имеют серьезный вес. Не случайно именно бразильца выбрали для общения с прессой вместе со Слотом на предматчевой конференции перед игрой с «Интером» в Италии на прошлой неделе — мероприятии, которое могло стать взрывоопасным на фоне комментариев Салаха за 48 часов до этого. Алиссон спокойно справился со всем, что ему пришлось услышать.
Ван Дейк, Робертсон и Алиссон задают стандарты и ведут за собой личным примером. Салах, которому 33 года — второй самый возрастной игрок состава после 34-летнего капитана, — тоже активно высказывается, но на протяжении лет он скорее демонстрировал лидерские качества выступлениями на поле.
В последнее время эту роль на себя взял и Доминик Собослаи. Он уже исполняет обязанности капитана в сборной Венгрии и выглядит вероятным будущим капитаном «Ливерпуля» — во многом благодаря постоянному и яркому присутствию на поле, универсальности и надежности.
У Собослаи есть особая аура, которая выделяет его на фоне остальных и позволяет легко находить общий язык с разными характерами внутри команды. Например, он один из немногих, кого можно назвать близким другом Салаха. Хотя он не так красноречив и не так часто появляется на публике, как Ван Дейк, Собослаи умеет справляться с давлением и брать ответственность, когда это требуется.
Коди Гакпо считается еще одной зрелой фигурой, а Кертис Джонс переживает поражения «красных» острее многих — он единственный оставшийся в команде уроженец Ливерпуля. Джонс много времени проводит в городе и иногда появляется в местных ресторанах. Он близко общается с Гакпо, Ибраима Конате и Райаном Гравенберхом и уверен в себе как в одном из ключевых игроков команды.
Когда после матча с «Интером» журналисты спросили его, как ему новая ромбовидная схема в центре поля, Джонс рассмеялся и в шутку ответил: «Она работает, потому что играю я!» А двумя неделями ранее, после унизительного поражения 1:4 от ПСВ на «Энфилде» в предыдущем матче Лиги чемпионов, Джонс не стал сдерживаться в оценках, признавшись ирландскому телеканалу RTE: «Мы в дерьме, и это нужно менять».
Неудачный старт сезона разочаровал всю раздевалку «Ливерпуля», а новичкам команды потребовалось время, чтобы встроиться в коллектив.
Как осваиваются новички
Этот процесс оказался далеко не простым. Особенно тяжело пришлось Вирцу, который разочарован медленной адаптацией и болезненно воспринимает критику. Отсутствие голов у немецкого плеймейкера не добавляет оптимизма, тем более что он перешел из «Байера» за 100 миллионов фунтов (115 млн долларов) без учета возможных бонусов и еще в начале сезона настаивал, что столь внушительный ценник не станет для него грузом. Что важно — он все еще ищет свое место в команде, где появилось много новых лиц.

Еще более тревожным выглядит смазанный старт Исака, особенно с учетом того, что он переходил из «Ньюкасл Юнайтед» в статусе проверенного бомбардира Премьер-лиги. Швед, чье место в раздевалке находится рядом с Джонсом, считается довольно замкнутым игроком. «Он очень, очень тихий», — сказал журналистам после матча с «Вест Хэмом» аргентинский полузащитник Алексис Мак Аллистер, добавив, что общался с ним на испанском, чтобы облегчить контакт (Исак провел три года в Испании до перехода в «Ньюкасл» в 2022 году).
Экитике, напротив, куда более общительный и не боится высказывать свое мнение. После гола в матче за Суперкубок против «Кристал Пэлас» француз отпраздновал его жестом, который можно было трактовать так: француз игнорирует весь шум вокруг его трансфера за 79 миллионов фунтов из немецкого «Айнтрахта» и уже громких разговоров о скором приходе Исака.
Люди, знакомые с ситуацией внутри команды, рассказали The Athletic о появившемся в атакующей линии «вайбе главных героев» — каждый хочет выделиться. Салах, Вирц (они сидят рядом в раздевалке), Экитике и Гакпо — каждый нуждается в признании в команде, на атакующую линию которой было потрачено так много средств. В разгар игрового кризиса у некоторых футболистов возникало ощущение, что «Ливерпуль» превратился в набор индивидуальностей, а не единый коллектив.
Новый левый защитник Милош Керкез, перешедший из «Борнмута», поначалу испытывал проблемы с формой, но затем прибавил. А бывший партнер Вирца по «Байеру» Фримпонг (ему было проще адаптироваться благодаря хорошему знанию региона на северо-западе Англии со времен академии «Манчестер Сити» и уже налаженным отношениям с некоторыми одноклубниками) вскоре получил две травмы задней поверхности бедра с разницей всего в несколько недель.
Георгий Мамардашвили поздней осенью заменил травмированного Алиссона на восемь матчей, но ему тоже понадобилось время на адаптацию — после многих лет в роли основного вратаря «Валенсии» в Испании он осваивается в статусе дублера.
Как изменения влияют на химию внутри команды
Летом клуб покинули — на постоянной основе или ушли в аренду — десять игроков, выходивших на поле за первую команду в прошлом сезоне. Ушедшие, включая Александер-Арнольда, Костаса Цимикаса, Харви Эллиотта и Куивина Келлехера, были популярны в коллективе и за годы в клубе стали его неотъемлемой частью.
О силе этих связей можно судить по тому, как резко Салах ответил аккаунту болельщиков «Ливерпуля» в соцсетях. В посте утверждалось, что приглашение Вирца и Исака — это огромное усиление по сравнению с Луисом Диасом и Дарвином Нуньесом, еще двумя игроками чемпионского состава сезона-2024/25, покинувшими клуб в то же трансферное окно. «Как насчет того, чтобы радоваться отличным приобретениям, не проявляя неуважения к чемпионам АПЛ?», — написал Салах в одной из соцсетей.
Это могло быть всего лишь защитой любимых партнеров по команде и друзей — или же ранним сигналом того, что в голове у Салаха росло несогласие с тем, как все происходит на «Энфилде». Примечательно, что в своем нашумевшем интервью после ничьей 3:3 с «Лидсом», когда он заявил, что клуб «бросил его под автобус» и что его отношения со Слотом зашли в тупик, египтянин не стал критиковать ни одного из партнеров по команде, напротив — подчеркнул, что «они знают, как сильно я их люблю».
Масштабное обновление состава этим летом изменило и стиль игры «Ливерпуля», и то, как команда взаимодействует внутри. Естественно, футболисты тянутся к тем, у кого с ними есть общие черты, — будь то возраст или интересы вне поля. Но чаще всего связи формируются по культурному и языковому принципу.
Жота и Цимикас, которые подружились после перехода в клуб в одно и то же трансферное окно летом 2020 года, играли важную роль в раздевалке именно потому, что могли объединять сразу несколько социальных групп. Жота мог общаться с бразильскими игроками на португальском, но, как сказал летом шотландец Робертсон, он был еще и «самым британским иностранным игроком, которого я когда-либо встречал», — из-за общих интересов вроде дартса и скачек. Цимикас, получивший прозвище «греческий скаузер», был близок с Салахом, но при этом легко находил общий язык с другими и быстро научился справляться с давлением игры за «Ливерпуль».
То, что делало «красных» такими особенными в прошлом сезоне, — это вклад всей команды в ключевые моменты и четкое понимание каждым игроком того, что от него требуется.
На отрезках нынешнего сезона командная химия на поле выглядела уже не такой идеальной: оборона далека от прежней надежности, связка Керкеза и Гакпо все еще учится оптимально взаимодействовать слева, а на правом фланге слишком много изменений — Конор Брэдли то появляется в составе, то выпадает из него, Салах испытывает проблемы с формой, а теперь вообще уехал на Кубок Африки примерно на месяц.
Любые надежды на формирование многофункциональной и подвижной линии атаки пока отложены: Виртц и Исак еще не набрали оптимальные кондиции, а атакующий фулбек Фримпонг пропускает матчи из-за травмы. Исключением остается Экитике, но даже его успехи поднимают вопрос о том, какую роль в итоге придется принять Исаку.
Для домашней раздевалки «Энфилда» это переходный период: будущее Салаха остается неопределенным, Конате и Робертсон, которому в марте исполнится 32 года, по окончании сезона могут остаться без контракта, а команде необходимы новые лидеры, готовые взять на себя ответственность.
В краткосрочной перспективе «Ливерпулю» нужно просто сосредоточиться на том, чтобы сохранить позитивный тренд, наметившийся в последних матчах. И только после этого, возможно, станет по-настоящему ясно, насколько единым и сплоченным может быть этот состав.
Индивидуальные тренировки по футболу доступны каждому, кто обладает подходящим инвентарем и экипировкой. Все это можно найти в онлайн-каталоге Спортмастера.