Fast fashion (с англ. быстрая мода) — одежда по последним трендам, которую быстро и дешево производят и продают. Трендовые вещи с подиумов и соцсетей мгновенно копируются — и уже через неделю похожую вещь можно купить в масс-маркете в три раза дешевле. Но за доступностью стоит вред природе, тяжелые условия труда и горы отходов.

Fast fashion — что это и как она возникла

До индустриализации производство одежды было медленным и трудоемким: материалы изготавливали вручную, одежду шили по индивидуальным эскизам. С появлением швейных фабрик в XIX веке процесс стал массовым. Но настоящий перелом случился в конце XX века: одежду стали выпускать огромными тиражами — быстро и с минимальными затратами.

В 1989 году в статье The New York Times, посвященной открытию первого магазина Zara в США, был впервые применен термин «fast fashion». Он описывал новый подход к производству обуви и одежды, при котором путь от разработки дизайна до появления вещей в магазине сокращался до 15 дней.

Традиционная модель швейной промышленности всегда работала сезонно: коллекции были привязаны к четырем временам года. Ретейлеры вроде Zara, H&M и Shein реформировали ее и стали выпускать десятки новых моделей еженедельно, создавая до 52 «микросезонов» в год.

Как устроена модель fast fashion

Для успеха этой бизнес-модели важны сверхнизкие цены и короткие сроки производства. Это достигается с помощью пяти основных принципов.

Принципы fast fashion:

  • скорость: от идеи до готовой вещи проходят считаные дни, реже — недели;

  • массовость: огромные объемы производства и широкий ассортимент товаров;

  • низкая цена: за счет автоматизации процессов, дешевых материалов и труда;

  • аналитика: компании активно используют данные о покупательском поведении для точной настройки дизайна и объемов производства;

  • интернет-продажи: цифровые площадки позволяют быстро тестировать спрос и масштабировать удачные модели.

Благодаря этим принципам, лидеры отрасли, такие как Zara, выпускают более 11 000 наименований одежды в год. Онлайн-ретейлер Shein и вовсе разрабатывает и выводит продукты на рынок за три дня. У него есть собственная запатентованная система, которая анализирует поисковые запросы пользователей в соцсетях и помогает бренду почти мгновенно реагировать на спрос. 

Только в США в 2023 году рынок быстрой моды оценивался в 41$ млрд. Ожидается, что к 2030 году цифра достигнет 59$ млрд. Модный бизнес не собирается замедляться, а значит, все больше одежды будет оказываться на свалках и в секонд-хендах по всему миру.

Чем опасна быстрая мода

Fast fashion держится на доступности и скорости — важно, чтобы было дешево и быстро. Качество вещей и условия, в которых их производят, обычно мало кого волнуют. 

Экологический ущерб

Из-за необычайно высокого роста быстрая мода ответственна за значительное количество отходов. Люди покупают больше одежды, чем когда-либо, и при этом воспринимают ее почти как одноразовую, выбрасывая в среднем после семи использований.

Массовое производство одежды требует огромных ресурсов и генерирует масштабные отходы:

  • индустрия моды ежегодно выбрасывает около 92 миллионов тонн текстильных отходов;

  • производство одежды отвечает за 10% глобальных выбросов CO₂ — больше, чем авиа- и морской транспорт вместе;

  • полиэстер — основной материал для производства fast fashion вещей, производится из нефти, не разлагается и загрязняет океаны и почву;

  • сырье даже для натуральных тканей, например, хлопка — требует колоссальных объемов воды и химикатов. Для производства только одной футболки может понадобиться до 2 700 литров воды.

Нечеловеческие условия труда

Более 80% работников современной швейной индустрии, обеспечивающей fast fashion, — женщины, многие из которых подвергаются дискриминации, насилию и получают зарплату ниже прожиточного минимума. Разветвленные цепочки поставок, часто с участием субподрядчиков, делают контроль за условиями их труда затруднительным.

Один из трагических символов этой проблемы — катастрофа в Бангладеш в 2013 году, когда при обрушении здания Rana Plaza погибли более 1 100 человек, в основном женщины и дети. Выяснилось, что в здании располагались фабрики, производившие одежду для западных масс-маркет брендов. Люди работали в аварийном помещении сутками и ежедневно рисковали жизнью.

Этические проблемы

Fast fashion формирует краткосрочную ментальность потребления: тренды меняются еженедельно, вещи теряют ценность уже через пару дней. Быстрая мода заставляет верить, что нужно покупать больше и больше, чтобы оставаться в тренде, и создает постоянное чувство неудовлетворенности внешностью и жизнью.

Альтернативы fast fashion: медленная мода и осознанное потребление

Исправить ситуацию можно двумя путями: с помощью регулирования условий труда и производства законодательно, и меняя мышление людей в сторону осознанного потребления.

Медленная мода

Медленная мода — это движение за устойчивое и осознанное потребление. Термин ввела консультант по моде и устойчивому развитию Кейт Флетчер.

Принципы медленной моды:

  • покупать меньше вещей, но выбирать более качественные;

  • поддерживать локальное производство;

  • использовать экологически чистые материалы;

  • носить вещи дольше и заботиться о них тщательнее.

Вторичный рынок и апсайклинг

Вещи не обязательно должны быть новыми. Рост популярности секонд-хендов, винтажных платформ и практики апсайклинга показывает: потребители все чаще задумываются о продлении жизни вещей.

Альтернативы fast fashion: медленная мода и осознанное потребление

Покупка не новой одежды помогает сократить количество отходов и продлить срок использования одежды и обуви. Ожидается, что к 2028 году мировой рынок секонд-хенда вырастет до 350 миллиардов долларов. В перспективе это поможет сократить выбросы, снизить спрос на первичное сырье и уменьшить объем отходов.

Многие бренды поддерживают эту философию. Например, французская марка Veja использует переработанные материалы, органический хлопок и каучук из экологически чистых источников, поэтому их кроссовки рассчитаны на долгий срок службы. Бренд Patagonia предлагает программу Worn Wear: старые вещи можно отремонтировать или сдать на переработку в обмен на скидку. Онлайн-платформы вроде Oskelly позволяют продавать и покупать дизайнерские вещи с минимальным износом, продлевая их жизненный цикл.

Fast fashion — не просто временная особенность, а отражение культуры сверхпотребления. Чтобы действительно замедлить разрушительное воздействие перепроизводства на планету и жизни людей, важно начать с себя: осознанно подходить к тому, что, почему и как часто мы покупаем. Поддерживая локальные бренды, выбирая вещи, которые будут служить долго, и отдавая предпочтение переработке и вторичному использованию, мы создаем общий спрос на более этичную и экологичную моду. 

Потребляйте осознанно: заглядывайте в онлайн-каталог Спортмастера и выбирайте качественную одежду и аксессуары, которые прослужат долго.

Фото: Freepik, Pexels

Худи для стильных образов
1 499 ₽
4 999 ₽
-70%
Нет в наличии
FILA | Худи женское FILA Essential
67
Купить
1 589 ₽
5 299 ₽
-70%
Нет в наличии
FILA | Худи женское FILA
88
Купить
2 399 ₽
7 999 ₽
-70%
Нет в наличии
Freddy | Худи женское Freddy
7
Купить
3 399 ₽
6 799 ₽
-50%
Puma | Худи мужское PUMA
52
Купить
2 249 ₽
4 499 ₽
-50%
FILA | Худи мужское оверсайз FILA
127
Купить
Стильные кроссовки
15 499 ₽
New Balance | Кроссовки мужские New Balance 327
47
Купить
11 399 ₽
18 999 ₽
-40%
Puma | Кроссовки PUMA Rs-X Efekt Prm
26
Купить
9 499 ₽
18 999 ₽
-50%
Puma | Кроссовки мужские PUMA Rs-X Efekt Prm
26
Купить
11 399 ₽
18 999 ₽
-40%
Puma | Кроссовки мужские PUMA Rs-X Efekt Prm
26
Купить
4 249 ₽
8 499 ₽
-50%
FILA | Кроссовки женские FILA Explore
30
Купить
4 499 ₽
8 999 ₽
-50%
FILA | Кроссовки женские FILA Wander
18
Купить
4 999 ₽
9 999 ₽
-50%
FILA | Кроссовки женские FILA Retrace
15
Купить
14 399 ₽
15 999 ₽
-10%
New Balance | Кроссовки женские New Balance 574
14
Купить
5 899 ₽
11 799 ₽
-50%
Puma | Кроссовки женские PUMA Trinity 2
13
Купить
22 999 ₽
New Balance | Кроссовки мужские New Balance 1906R
8
Купить
16 249 ₽
32 499 ₽
-50%
Nike | Кроссовки женские Nike Air Max Furyosa
8
Купить
10 499 ₽
New Balance | Кроссовки женские New Balance GW500
8
Купить