Что такое малая авиация и чем она полезна для любителей активных путешествий
Новые сверхнавыки, всегда полезный чекап и недостижимые прежде возможности
Большие пассажирские авиалайнеры — не единственный способ быстро перемещаться по России и за рубеж. Существуют также и самолеты намного меньшего размера, в которых может разместиться всего несколько человек, и другие летательные аппараты небольшой вместимости. Они позволяют добраться до труднодоступных аэродромов. В статье мы расскажем об этом сегменте и кому он может оказаться полезен.
Что такое малая авиация
Малая авиация в России не закреплена законодательно. Фактически к ней относят небольшие самолеты, которые могут вместить от одного до 19 человек, многие вертолеты и беспилотники. У большинства самолетов малой авиации всего один двигатель, у некоторых — два.
Для взлета и посадки малым воздушным судам хватает короткой полосы, поэтому для них строят специальные аэродромы заметно меньшего размера, чем у крупных пассажирских аэропортов. Существуют также гидросамолеты, которые умеют взлетать и садиться с воды. Вертолетам для взлета и посадки хватает минимальной площади.
Культура малой авиации очень распространена в США. Там существует огромное количество аэродромов малой авиации и владение самолетом не считается чем-то очень экзотическим. В Европе малая авиация тоже популярна.
Во времена СССР малая авиация была важным способом транспортного сообщения во многих регионах. В современной России как способ транспорта она сохранилась лишь на туристических и стратегически важных направлениях. Например, на небольших самолетах можно прилететь из Архангельска на Соловки. Очень популярна малая авиация на Сахалине, Камчатке и в других труднодоступных регионах Дальнего Востока.
В России действуют коммерческие авиационные учебные центры (АУЦ), которые проводят обучение на частного пилота. Его может пройти практически любой желающий, а потом брать самолет или вертолет в аренду или приобрести его.
Главные отличия малой авиации
От дельтапланов, парапланов и других подобных летательных аппаратов малую авиацию отличает, в первую очередь, большее количество нюансов и сильное правовое регулирование. Нелегальные полеты без лицензии и других документов или полеты на неисправном летательном аппарате — серьезное нарушение.
Чтобы получить право управлять самолетом, человек должен хорошо понимать много нюансов, в том числе, как на полеты влияет погода. Например, зимой из-за попадания в облачность может возникнуть обледенение, что чревато потерей управления. В жаркую погоду восходящие потоки теплого воздуха вызывают сильную турбулентность. При плохой видимости полеты отменяются.
Если для запуска автомобиля достаточно открыть дверь, включить двигатель и нажать педаль газа, то перед взлетом пилот самолета или вертолета проводит длительную процедуру проверки всех систем — от рулевых поверхностей и двигателя до контроля уровня топлива. Каждый пункт сверяется со специальным чек-листом. Все потому, что серьезная неисправность вроде отказа двигателя в воздухе может привести к критическим повреждениям летательного аппарата или даже катастрофе с жертвами.
Радиообмен с диспетчерами — еще одна важная наука в малой авиации. Если где-нибудь в Сибири переговоры с диспетчерами не так часты, то в московском регионе очень активное воздушное движение и держать связь с землей требуется постоянно.
Малая авиация — это сфера, в которой много неочевидных тонкостей. Например, существуют запретные зоны, над которыми нельзя летать. Именно поэтому программы обучения на частных пилотов требуют нескольких месяцев интенсивной подготовки.
Сценарии применения малой авиации
Самый простой способ получить новые эмоции с помощью частной авиации — взять полет по маршруту с действующим пилотом. Многие компании предлагают такую услугу. В Москве очень популярный маршрут — круг по МКАДу. Во время полета вы увидите все популярные высотные строения столицы — от Останкинской телебашни до делового квартала Москва-Сити. При желании можно разделить оплату за полет с друзьями. Например, в популярном самолете Cessna 172 кроме пилота могут разместиться еще три человека. Столько же берет на борт распространенный вертолет Robinson R44.
Наличие собственного летательного аппарата или долгосрочная аренда значительно развязывает руки. При таком сценарии вы сами решаете, куда отправиться и чем заняться. Например, стартовать из Москвы, долететь до Башкирии и отправиться в треккинг по местным горам. Если у вас гидросамолет, то можно приводниться на одном из многочисленных карельских озер и сразу же двинуть на рыбалку. Самолет-амфибия, который умеет взлетать и садиться как на сушу, так и на воду, дает еще больше возможностей. А вертолет способен взлететь и сесть вертикально там, где нет взлетно-посадочных полос.
На небольших расстояниях до 500 километров малая авиация — чаще всего еще и самый быстрый способ добраться до места назначения. Вам не придется проходить длительную процедуру досмотра в аэропорту или рисковать попасть в пробку на дорогах.
Владение воздушным судном — довольно дорогое удовольствие. Даже самые бюджетные самолеты стоят как неплохой внедорожник, а вертолеты — еще дороже. Придется нести расходы на топливо, ремонт, стоянку, страховку и ряд других трат. Поэтому популярный вариант — совместное владение, когда несколько человек пропорционально делят траты и время в воздухе между собой. Это хороший вариант, если вы будете летать не постоянно и на небольшие расстояния.
Особенности конструкции самолетов и вертолетов позволяют им находиться в эксплуатации значительно дольше, чем тем же автомобилям. Поэтому покупка самолета возрастом 40–50 лет — нормальная ситуация, если на нем летали аккуратно и он вовремя обслуживался.
Как получить лицензию
Существуют разные виды лицензий, позволяющих управлять воздушным судном. Лицензия PPL (Private Pilot License) — одна из самых оптимальных для частных пилотов. С базовой лицензией можно управлять однодвигательными сухопутными самолетами вроде Cessna 172 и Tecnam P2002, причем без ограничений по моделям. Подобная лицензия в российских АУЦ стоит от миллиона рублей.
В случае с вертолетами ситуация сложнее: так как они устроены сложнее самолетов, лицензия выдается исключительно на тот тип, на котором учился курсант. Если захотите летать на других вертолетах, понадобится пройти переобучение. Получение PPL на вертолет стоит дороже, чем на схожий по характеристикам самолет.
При желании можно пройти дополнительное обучение, например на самолеты с двумя и более двигателями. Многие подобные модели позволяют летать на более дальние дистанции и берут на борт больше груза, чем одномоторные. Еще существуют программы подготовки к полетам по приборам. После такого обучения можно увереннее летать в плохой видимости.
Важный нюанс: лицензия частного пилота позволяет летать только в некоммерческих целях. Вы можете брать на борт пассажиров, но не имеете права принимать от них деньги.
Обучение в АУЦ в России считается профессиональной переподготовкой, поэтому у вас уже должен быть любой диплом среднего профессионального или высшего образования. Кроме того, перед обучением нужно пройти врачебную летно-экспертную комиссию (ВЛЭК). Это довольно основательная проверка, во время которой врачи оценивают остроту слуха и зрения и выясняют, нет ли других противопоказания к полетам. Хотя пройти ВЛЭК частному пилоту намного проще, чем пилоту гражданского авиалайнера (обладателю так называемой CPL — Commercial Pilot License).
Чтобы пилотская лицензия действовала, проходить ВЛЭК придется регулярно: до возраста 40 лет — каждые пять лет, после 40 лет — раз в два года. Зато это отличная возможность быть в курсе состояния своего здоровья.
Если получить PPL пока нет возможности, есть вариант начать с малого, например с парапланов. Программа обучения в России стоит меньше 100 тысяч рублей, для старта не нужны заключения врачей. В процессе обучения можно на практике изучить особенности полетов и вдохновиться на более серьезную задачу.
Путешествия на самолетах малой авиации, парапланах и других летательных аппаратах позволяют получить удовольствие и необычный опыт. А купить подходящую для полетов одежду и обувь всегда можно в нашем онлайн-каталоге и магазинах Спортмастер PRO.