«Ровесник» (2024), фото: Magic Film Company

Киножанр мокьюментари объединяет игровые фильмы, снятые в документальном стиле. Слово происходит от английского mock («насмешка, подделка») и documentary (документальный). Псевдодокументальными могут быть и комедии, и хорроры, и политическая сатира. В статье разбираем историю жанра, его особенности и примеры.

История

Трудно точно сказать, когда зародился этот жанр — он слишком многогранен. Первым фильмом здесь часто называют сюрреалистический путевой очерк Луиса Бунюэля «Земля без хлеба» (1934) — документальная лента о социальных проблемах, но с постановочными сценами. Бунюэль показывает бедную испанскую провинцию Лас Урдес, сочетая подлинные съемки с инсценированными эпизодами: закадровый голос говорит, что коза умерла случайно, но в кадре виден дым от выстрела. Получается, что фильм документирует сам себя и заставляет зрителя задуматься о природе истины — и заодно о том, как устроено кино. 

Еще более ранний претендент на роль первооткрывателя жанра — французский режиссер Жорж Мельес, известный кино-«фокусник». Его фильм «Коронация Эдуарда VII» (1902) включает инсценировку церемонии — на съемки разрешения не дали. Картину обрамляли реальные хроникальные кадры. Как пишет историк Ольга Давыдова в только что вышедшей книге «Эволюция неигрового кино», сегодня фильм целиком «вполне можно воспринять как хронику».

Радиопостановка Орсона Уэллса «Война миров» (1938) тоже повлияла на становление жанра и массовую культуру. Когда Орсон зачитывал фальшивые новости, основанные на романе Герберта Уэллса, его манера речи и формат программы якобы заставили многих слушателей поверить, что на Землю действительно вторглась марсианская армия.

Некоторые историки называют прародителем жанра другой шуточный сюжет — ролик BBC «Урожай спагетти» (1957) о том, как на деревьях выросли макароны. Это была не просто первоапрельская шутка, но проверка зрителей на способность к критическому мышлению, которую они провалили. И до сих пор мокьюментари — это разговор со зрителем, некий вызов.

Современные мокьюментари

Псевдодокументальный фильм в его современном виде начал набирать популярность в 1960-х и 1970-х годах. Важный пример — «Военная игра» Питера Уоткинса (1965). Это вымышленный рассказ о ядерной войне, снятый в стиле, очень похожем на настоящую кинохронику. Приемы псевдодокументального кино начали использовать для серьезных, драматических целей. Лента даже получила «Оскар» как лучший документальный фильм.

Выход ленты Роба Райнера «Это — Spinal Tap» в 1984 году — новая веха. Некоторые критики считают его непревзойденным эталоном жанра. Сам термин «мокьюментари» вошел в обиход после этого фильма, который рассказывает о гастролях вымышленной рок-группы. 

В 1980–1990-х годах жанр получает широкое развитие: режиссеры начинают активно использовать его как инструмент для острого высказывания на актуальные политические и социальные темы. Например, в «Зелиге» Вуди Аллена (1983) про человека-хамелеона осмысляется консьюмеризм и желание подражать другим людям, потеря собственного «я». Другой пример — «Ад каннибалов» Руджеро Деодато (1980), знаменитый фильм в жанре found footage («найденная пленка»). Лента пронизана антиколониальным пафосом: документалисты-антропологи якобы насиловали местных и убивали животных, а потом были съедены. Режиссер радикально подошел к своему мокьюментари: после премьеры актерам год не разрешалось показываться на публике. 

Прием found footage стали часто использовать в хоррорах. Фильм «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) снят как будто от первого лица группой студентов-кинематографистов, отправившихся в лес изучать легенду о древней ведьме. Создатели фильма снабдили каждого из актеров камерой, но не дали четких указаний, что делать. Для некоторых сцен режиссеры нарочно оставляли героев на ночь в лесу — подобные методы позволили создать органичное и пугающее произведение. В итоге работа создала новый язык хорроров и показала, чем ближе история к реальности, тем страшнее за ней наблюдать. В похожем духе работают такие картины, как «Паранормальное явление» (2007) и «Монстро» (2008).

Такие картины часто создаются с минимальными бюджетами, на простую технику и с участием непрофессиональных актеров, но продолжают вдохновлять современных режиссеров на эксперименты с формой и языком кино.

Мокьюментари в России

Один из первых примеров русского мокьюментари — знаменитая мистификация 1991 года под названием «Ленин — гриб». Ее создали музыкант Сергей Курехин и журналист Сергей Шолохов, а показали по Ленинградскому телевидению. Сюжет псевдонаучной передачи построен вокруг утверждения, что Ленин — это буквально гриб. Она работает как сатира и над советским сакрализованным образом вождей, и над классическими научными телепередачами.

В 2005 году режиссер Алексей Федорченко выпустил фильм «Первые на Луне» — постмодернистскую мистификацию о якобы засекреченной советской космической экспедиции, состоявшейся еще в 1938 году. Эта работа получила награду за лучший документальный фильм в программе «Горизонты» на Венецианском кинофестивале.

Даже комедию «Горько» Жоры Крыжовникова (2013) при желании можно причислить к жанру мокьюментари и взглянуть на нее по-новому. Съемка на мобильный телефон, репортажность и рваный монтаж — так работает псевдодокументальность в комедиях. Еще один образец — «Шопинг-тур» Михаила Брашинского (2012), который осмысляет страх русских перед иностранцами в жанре сатирического хоррора. По сюжету группа туристов отправляется в Финляндию за покупками, а попадает к людоедам.

Свежий пример — «Ровесник» Федора Кудрявцева (2024), ностальгирующий по 1990-м в псевдохроникальной стилистике. Молодой человек роется в старых видеокассетах и узнает тайну о своем отце. Чтобы создать «молодые» версии известных актеров (например, Анны Михалковой и Александра Яценко), использовали технику deepfake.

Особенности жанра

Мокьюментари — это разновидность фильма или телепередачи, которая имитирует стиль и формат документального фильма, но с вымышленным (полностью или отчасти) сюжетом. В таких картинах активно используют классические приемы документалистики: архивные видео и фотографии, интервью, «говорящие головы», закадровый голос, скрытую съемку и дрожащую ручную камеру. Это усиливает впечатление, что наблюдаешь за реальными событиями. Псевдодокументальный стиль дает режиссерам практически полную свободу. 

Во многих мокьюментари используется невозмутимый юмор, где персонажи и ситуации представлены серьезно, даже если они абсурдны. Можно вспомнить шутки в стиле группы комиков «Монти Пайтон», они часто использовали элементы мокьюментари. Но этот жанр подходит и для важных тем, в том числе критического комментария к реальным событиям. 

Несмотря на сходство, мокьюментари сложно назвать документальным кино: они строятся на заранее написанном сценарии, а актеры исполняют роли в соответствии с замыслом режиссера. Мокьюментари может вызывать чувство дискомфорта от «игры в правду», смешения реальности и вымысла и одновременно дает пищу для размышлений о наших нормах, ценностях и способах существования.

Зачем нужно

Критик Юлия Гулян утверждает, что мокьюментари «возникает на стыке иронии, критического высказывания и кризиса репрезентации» — там, где «представления о чем-то становятся слишком забронзовевшими и не поддаются деконструкции, будь то миф о первом полете на Луну, о Гражданской войне в США или о The Beatles». Станислав Зельвенский пишет, что мокьюментари «делает все то же самое, что и обычное документальное кино — но этого не стесняется»: жульнически использует хронику, путает факты и подменяет понятия, блефует, дурачит собственных героев. В недавнем видеоэссе «Смерть статиста» на примере одного кадра убедительно показано, что «объективности» не существует — одну и ту же документальную реальность можно подать по-разному. 

Жанр мокьюментари — продукт постмодернизма. Он появился в эпоху, когда фальсификации начали захватывать медиа и телевидение. Зрители перестали доверять тому, что им показывают. Мокьюментари позволяло иронично поднимать значимые общественные темы, не покидая заданных жанром рамок, как в том же «Зелиге» Вуди Аллена. 

Лучшие фильмы в жанре мокьюментари

Ниже — несколько характерных примеров псевдодокументального кино, о которых не шла речь выше.

«Человек кусает собаку», реж. Реми Бельво (1992)

Бельгийский псевдодокументальный фильм, который раздвигает границы жанра. Фильм рассказывает о съемочной группе, документирующей жизнь серийного убийцы. Черный юмор и откровенные сцены стирают грань между мокьюментари и хоррором, превращая его в провокационное исследование насилия и этики СМИ.

«Борат», реж. Ларри Чарльз (2006)

Саша Барон Коэн играет вымышленного казахского журналиста, который путешествует по Соединенным Штатам. Соединяя реальные события с постановочными сценами, «Борат» дает социальный комментарий и высмеивает предрассудки и абсурдность жизни.

«Я все еще здесь», реж. Кейси Аффлек (2010)

Режиссер здесь перевоплощает Хоакина Феникса из голливудской звезды в опустившегося рэпера-неудачника. По легенде, Феникс устал от карьеры актера и решил все бросить и заняться музыкой. Многие зрители долго принимали историю за чистую монету, пока сам актер не раскололся в интервью.

«Выход через сувенирную лавку», реж. Бэнкси (?) (2010)

Якобы биография скандально известного британского граффити-художника. Достоверность картины, как и личность художника, до сих пор остается загадкой. В фильме его лицо и голос искажены, так что «существуют сомнения в правдоподобности фильма и его героев, включая самого Бэнкси». 

«Реальные упыри», реж. Тайка Вайтити (2014)

Комедийный взгляд на жизнь вампиров, которые живут в одной квартире в современной Новой Зеландии. Снятый в псевдодокументальном стиле, фильм предлагает свежий и уморительный взгляд как на вампирскую историю, так и на приемы реалити-шоу.

Псевдодокументалистика стала мощным инструментом для режиссеров, предлагая свежий провокационный подход к исследованию как комедийных, так и серьезных тем в кино и на телевидении.

Чтобы вести активный образ жизни в реальности, псевдореальности или метареальности, нужно подходящее снаряжение. Загляните в онлайн-каталог Спортмастера, чтобы выбрать удобную одежду и классные аксессуары.