Цифровой допинг: как VR и AR меняют спортивные тренировки
Технологии будущего уже пришли в профессиональный спорт
Виртуальная реальность в спорте уже давно стала частью системы подготовки некоторых клубов. Различают собственно «виртуальную» реальность, VR, и «дополненную» (augmented reality) — AR. Обе технологии используются в системах тренировок, но возникают вопросы об их этичности. Объясняем подробнее.
Инструменты и применение технологий VR и AR
Одна из самых популярных VR-платформ — STRIVR. Ее активно используют в американском футболе для тренировки тактики и принятия решений. Спортсмены надевают VR-шлем и оказываются в симуляции, где без выхода на поле воспроизводятся игровые моменты. Это развивает стратегическое мышление и реакцию в условиях, максимально приближенных к реальным.
В баскетболе популярна платформа HomeCourt. Дополненная реальность в приложении смартфона анализирует дриблинг и броски игрока. Камера считывает движения, а приложение моментально выдает данные: траекторию мяча, высоту прыжка и угол броска. Это позволяет оттачивать технику и отслеживать прогресс на каждом занятии.
Теннисисты используют приложение от VR Motion Learning для отработки ударов с аутентичной физикой мяча, избегая перенапряжения на корте. Приложение предлагает реалистичный опыт игры в VR-шлеме. Система анализирует биомеханику игрока в реальном времени, дает обратную связь и рекомендации для улучшения техники и предотвращения травм. С помощью Tennis Esports можно прокачивать отдельно форхенды, бэкхенды и подачи. Если система замечает, что вы устали, она подает сигнал, помогая избежать перегрузки. Tennis Esports применяется при наличии свободного пространства и дома, и в профессиональных клубах. Через приложение можно даже участвовать в виртуальных турнирах с соперниками по всему миру.
ICAROS объединяет VR и физические упражнения. Приложение используется для тренировки равновесия, укрепления мышц кора и улучшения координации. ICAROS стал популярным в фитнес-центрах и у профессиональных атлетов, стремящихся повысить физическую подготовку через игровые сценарии. Пользователь ложится животом вниз на специальный тренажер, напоминающий платформу для балансировки, и надевает VR-гарнитуру. Тренировки в ICAROS включают разнообразные сценарии: полеты, подводные погружения, гонки и прочее. Управление осуществляется движениями рук, ног и корпуса.
Клубы АПЛ «Манчестер Юнайтед» и «Арсенал» используют программу Rezzil для улучшения контроля мяча и анализа поведения игроков. А еще Rezzil применяется для реабилитации после повреждений, давая спортсменам возможность постепенно возвращаться к занятиям. Во время тренировки игрок надевает VR-гарнитуру и активирует специальное оборудование, отслеживающее движения. Программа включает десятки тренировочных игр (более 160 уровней), которые развивают когнитивные навыки и физическую подготовку. Система анализирует поведение игрока в реальном времени, предоставляет обратную связь, оценивает сильные и слабые моменты прохождения.
Кроме того, Rezzil используется для реабилитации: атлеты, восстанавливающиеся после травм, постепенно возвращаются к активным занятиям через VR-тренировки, бережно распределяя нагрузку на поврежденные части тела.
Beyond Sports применяется федерациями футбола Германии и Голландии, НФЛ, а заодно телеканалами, чтобы моделировать действия команд на поле в виртуальной реальности. На основе записей реальных матчей Beyond Sports предоставляет инструменты для детального анализа ситуаций — от позиционирования игроков до передач мяча и тактических схем. Такая наглядность помогает и тележурналистам для сопровождения матча, и тренерам для выработки стратегии.
Инструменты виртуальности позволяют адаптировать тренировки под конкретного спортсмена. Благодаря VR атлеты улучшают реакцию и тактическую подготовку в условиях, приближенных к реальным соревнованиям. В дополненной реальности они как бы проживают и повторяют ключевые моменты игры многократно, что повышает уровень подготовки.
Хотя такие технологии доступны не всем, они уже задают новый тренд тренировок. VR в спорте делает занятия более эффективными, а ошибки — наглядными. Но пока иные реальности доступны преимущественно элитным клубам и спортсменам.
Этические вопросы и вызовы использования виртуальной реальности в спорте
Технологии виртуальной и дополненной реальности открывают перед спортивной индустрией новые горизонты, но и ставят ряд этических вопросов. Они касаются проблем справедливости, доступности и здоровья спортсменов.
Использование VR и AR предоставляет определенным клубам значительные преимущества. Например, гранды могут позволить себе инвестировать в платформы вроде Rezzil и STRIVR, в то время как менее обеспеченные команды остаются в арьергарде технологической революции. Это создает неравенство в подготовке спортсменов, что может быть воспринято как технологический допинг.
В спортивных организациях обсуждается этичность использования виртуальной реальности. Пока неясно, нужна ли здесь регуляция на уровне правил соревнований. Если VR и AR станут необходимым стандартом подготовки к играм, за бортом останутся те, кто не имеет к технологиям доступа.
В массовом спорте тем более существует барьер для широкой аудитории, которая могла бы извлечь пользу из виртуальной реальности. Например, ICAROS и подобные устройства позиционируются как решение для фитнеса, но высокая стоимость оборудования ограничивает их распространение.
Виртуальная реальность изменяет восприятие тренировочного процесса, что может влиять и на психику спортсменов. Включая психологическую зависимость от симуляции вместо подготовки в естественных условиях. Длительное использование VR вызывает утомление, снижает мотивацию и может привести к проблемам с координацией.
Кроме того, технологии, направленные на анализ данных и корректировку поведения, как Rezzil, вызывают вопросы о вторжении в личное пространство: тренеры и клубы могут использовать собранные данные для контроля игрока вне игрового или подготовительного процесса.
Виртуальная и дополненная реальность в спорте открывают возможности для повышения эффективности тренировок, но успех их внедрения зависит от того, насколько справедливо и ответственно будут использоваться инновации. Спорту важно сохранить баланс между прогрессом и традициями честной игры, постепенно делая новации доступными для каждого.
В «Спортмастере» большой выбор спортивной одежды, обуви и аксессуаров для фитнеса. Приходите в розничные магазины или заглядывайте в интернет-магазин. Будем рады собрать вас для очередного спортивного приключения!
Фото: Freepik