С античных времен человечество мечтало отрастить крылья и парить, как птицы. Сейчас это реальность — люди научились летать не хуже пернатых. Все благодаря дельтаплану — портативному самолету для каждого.

История появления дельтаплана

Один из первых дельтапланеристов (и вообще первых людей в воздухе) — культовый арабский изобретатель IX века Аббас ибн Фирнас. Марокканский историк аль-Маккари так описывал действия Фирнаса: 

«Для полета он покрыл себя перьями, прикрепил к телу пару крыльев и, поднявшись на возвышенность, бросился вниз. По словам нескольких заслуживающих доверия писателей, которые были свидетелями этого представления, он пролетел значительное расстояние, как будто птица, но, приземлившись, сильно ушиб спину. Он не знал, что птицы при посадке опускаются на хвост, и не сделал его себе». 

Происходило ли это на самом деле — вопрос, но версия живет. Крылатому Ибн Фирнасу даже поставили памятник в аэропорту Багдада. А в испанской Кордове, где проживал исследователь, в его честь назван один из городских мостов.

Настоящий прорыв в дельтапланеризме связан с именем немецкого изобретателя Отто Лилиенталя (1848 — 1896). Ученый с детства изучал птиц, пытаясь понять принцип их полета, устройство крыла и законы аэродинамики. Со временем Лилиенталь добился больших успехов и в начале 1890-х разработал первый в истории задокументированный планер.

Ученый сразу приступил к испытаниям и в период с 1892 по 1896 годы совершил около двух тысяч полетов, постоянно модернизируя конструкцию планера. Собственное изобретение и погубило Лилиенталя — в 1896 году он разбился, но навсегда вошел в историю как пионер дельтапланеризма и авиации. 

А еще незадолго до смерти он наладил серийный выпуск планеров. Один из них в 1895 году купил профессор Н. Е. Жуковский — экспонат до сих пор хранится в Музее Жуковского в Москве.

После открытий Лилиенталя вопрос «Как летают птицы?» оказался решен и по всему миру началась работа по изобретению новых конструкций и совершенствованию старых. Так появились разные виды планеров — от безмоторных самолетов до дельтапланов.

Что такое дельтаплан

Простыми словами, дельтаплан — это легкий летательный аппарат с треугольным крылом, предназначенный для планирования по воздуху. Управляется устройство изменением положения тела человека — пилот на подвеске смещает центр массы, заставляя дельтаплан отклоняться по нужному курсу. Такой метод называется балансирным.

Еще есть аэродинамический метод управления, при котором профиль крыла изменяется физически за счет рулей направления или высоты, элеронов или щитков. Такие устройства есть не на каждом дельтаплане. 

В общих чертах конструкция дельтаплана состоит из каркаса, натяжного крыла и подвески для пилота. Все вместе они образуют рабочую систему, готовую к управляемому полету.

Как летает дельтаплан? Ответ на этот вопрос дал еще тот самый Лилиенталь. Весь процесс происходит за счет обтекания конструкции воздушными потоками — из-за разницы давлений между верхней и нижней стороной крыла дельтаплан может планировать по воздуху так долго, как того пожелает пилот. Кстати, именно по такому принципу летают птицы.

Чем дельтаплан отличается от параплана

Дельтаплан и параплан — родственные устройства, в основе обоих лежит принцип планирования по воздуху. Но есть и коренные различия, в первую очередь в конструкции. Дельтаплан — безмоторный летательный аппарат на жестком каркасе. Параплан появился как разновидность парашюта. 

Из конструкции следуют другие различия. Дельтаплан за счет жесткости летит быстрее и дальше, но на земле он менее мобилен, его тяжелее собирать и им сложно управлять. Параплан — компактный и простой в освоении, но есть ограничения по дальности полета и скорости, с точки зрения безопасности он чуть менее надежен.

Чем дельтаплан отличается от парашюта

Если с парапланом у дельтаплана можно найти сходства, то с парашютом их нет. Конструкции, цели и задачи разные. Главное предназначение парашюта — тормозить падение, безопасно доставить человека на землю. Возможность планирования появилась в поздних, современных моделях парашюта, и она до сих пор существенно ограничена. 

Задача дельтаплана — планировать, а не тормозить падение. С самолета на дельтаплане не прыгнуть. Поэтому дельтаплан и парашют отличаются всем, хотя оба имеют отношение к воздуху.

Виды дельтапланов

Есть распространенное заблуждение — якобы дельтапланы бывают ручные и с мотором. Но дельтаплан, мотодельтаплан (с мотором) и дельталет (с мотором и шасси) — это три разных устройства и класса летательных аппаратов. Последние два не имеют отношения к первому. 

На самом деле дельтапланы делятся сразу по нескольким критериям:

  • управление – балансирное, аэродинамическое, смешанное. Об их различиях рассказывали выше;

  • тип крыла – гибкое, жесткое. Различие простое: в зависимости от жесткости крыла меняются полетные характеристики. Дельтаплан с жестким крылом стабильнее в воздухе, но менее удобен в сборке и управлении. Гибкокрылый – наоборот;

  • экипаж – одноместный, двухместный. Тут тоже все просто: двухместные конструкции созданы для обучения и туризма. У одноместных – самый широкий спектр применения.

Еще есть деление по классам от Международной федерации аэронавтики:

  • Класс 1 — с гибким крылом и балансирным управлением;

  • Класс 1 Спорт — с гибким крылом, балансирным управлением и мачтой ТУЛТИП: Устанавливается над крылом, служит для крепления тросов;

  • Класс 2 — с жестким крылом и аэродинамическим управлением;

  • Класс 5 — с жестким крылом и смешанным управлением.

Где полетать на дельтаплане в России

В теории полетать на дельтаплане можно, как в древности — с любого подходящего холма, но этот вариант мы не советуем. На практике лучший способ — найти оптимальный дельтадром с нужным инвентарем и инструкторами. Вот некоторые дельтадромы России.

  • Дельтадром на горе Юца, Пятигорск. Один из самых известных дельтадромов России и всего СНГ. Много аэроклубов, большой выбор для новичков. Можно полетать не только на дельтаплане, но и на его моторизированной разновидности, а также параплане.

  • Дельтадром в районе Курая, Алтайский край. Отличное место для уже состоявшихся спортсменов, новичков берут редко. Посреди местных гор часто проводятся соревнования по дельтапланеризму. 


Планируете освоить дельтаплан? Широкий выбор одежды для активного отдыха — в онлайн-каталоге Спортмастера.

Мужские мембранные куртки
6 599 ₽
10 999 ₽
-40%
Athlex | Куртка мембранная мужская Athlex
39
Купить
23 000 ₽
25 000 ₽
-8%
Stayer | Куртка мужская утепленная мембранная STAYER
0
Купить
23 000 ₽
25 000 ₽
-8%
Stayer | Куртка мужская утепленная мембранная STAYER
0
Купить
16 000 ₽
18 000 ₽
-11%
Stayer | Куртка - парка мужская утепленная мембранная STAYER
0
Купить
26 990 ₽
49 000 ₽
-45%
Нет в наличии
Alpha Industries | Парка утеплённая пуховая мужская N-3B Alpine Gen II Alpha Industries
8
Купить
26 990 ₽
49 000 ₽
-45%
Нет в наличии
Alpha Industries | Парка утеплённая пуховая мужская N-3B Alpine Gen II Alpha Industries
8
Купить
13 999 ₽
Jack Wolfskin | Куртка мембранная мужская Jack Wolfskin Stormy Point
10
Купить
2 999 ₽
4 999 ₽
-40%
Demix | Куртка мембранная мужская Demix
55
Купить
59 310 ₽
65 900 ₽
-10%
WKS | ПАРКА ТОРТУГА PROLINE2 WKS
0
Купить
59 310 ₽
65 900 ₽
-10%
Нет в наличии
WKS | ПАРКА ТОРТУГА PROLINE2 WKS
0
Купить
11 900 ₽
21 000 ₽
-43%
Norppa | Куртка мужская NORPPA Eruslan
0
Купить
18 760 ₽
26 800 ₽
-30%
Norppa | Куртка мужская NORPPA Aldan
0
Купить