Часто драгрейсинг отождествляют со стритрейсингом — уличными гонками. Но это совсем не одно и то же. Потому что стритрейсинг — нелегальные гонки на свой страх и риск на обычных (хотя и тюнингованных) машинах по городским улицам и дорогам общего пользования. Со своеобразной ночной романтикой и даже ярким кинематографическим «следом», многие ведь смотрели фильмы популярной медиафраншизы «Форсаж».

Где гоняют

Драг вышел не из ночной криминальной жизни мегаполисов, он рос и взрослел вместе с возможностями автомобилей разгоняться все быстрее и быстрее. Сейчас драгрейсинг — это официальный вид автомобильного спорта со своими правилами, регламентами, специальными трассами и чемпионами. Тут все легально. При этом красиво и запредельно быстро.

Драгрейсинг (drag racing) — на русском иногда пишут «драг-рейсинг» или «дрэг-рейсинг» — гоночное соревнование на автомобилях, спринтерский заезд по прямой на дистанции в 402 метра. Протяженность дистанции именно такая, потому что этот вид гонок пришел из США, 402 м — это 1/4 мили. Есть и другие дистанции, но эта — классическая. Ее вполне достаточно, чтобы автомобиль смог разогнаться до своего максимума, в этом и есть цель. И это куда удобнее с точки зрения проведения соревнований в сравнении, например, с кольцевыми гонками, где требуется страшно дорогое и сложное сооружение — автодром.

Drag дословно переводится с английского как «тащить» или «тянуть». Не очень понятно, как слово появилось в названии такой гонки. Есть разные версии, одна из них такая: машины для таких гонок привозили к месту старта на прицепе, потому что это были собранные специально для рекордов болиды с форсированными движками и без всего лишнего. А гоняли в Америке первоначально в 30-е годы прошлого столетия на засохших соляных озерах, поскольку это идеальная ровная поверхность с хорошим «зацепом» для колес.

В послевоенное время гонщики переехали на взлетные полосы бывших военных аэродромов, моторы стали мощнее, а вид спорта оформился и стал официальным в середине века. В 1951 году в Штатах основали Национальную Хот-Род Ассоциацию (NHRA), которая по сей день рулит этими гонками. Первые официальные заезды NHRA состоялись в 1953-м в Калифорнии. Тогда в 50-е динамика разгона была не той, дистанцию проходили примерно за девять секунд. Дальше вид спорта и инфраструктура гонок стали развиваться, моторы — становиться мощнее, машины — быстрее.

В России драгрейсинг тоже получил развитие. У нас есть несколько гоночных серий, проходит Чемпионат и Кубок России RDRC из пяти этапов. Если вы хотите посмотреть заезды, то вот несколько трасс в разных регионах страны, где проходят соревнования.

  • RDRC Racepark Быково в Подмосковье.

  • Автодром «Крепость Грозный» в Чечне.

  • Evolution Race Park в Ростовской области.

  • Аэродром Панфилово в Алтайском крае.

Автомобили для драгрейсинга

Это самое интересное. Потому что драгрейсинг — технический вид спорта, это соревнования моторов. И аэродинамики, конечно. Вся суть простыми словами — сделать машину максимально мощной при минимальном весе. Лучшее соотношение мощности/веса и дает максимально быстрый разгон. Автомобили участников условно можно разделить на два основных типа.

  • Серийные легковые автомобили, в разной степени подвергнутые доработкам. Чаще всего машиной-донором выступает заднеприводный автомобиль, из которого выбрасывают все лишнее, зато силовую установку делают гораздо мощнее. Это хорошо известные Toyota Supra, Nissan GTR, Chevrolet Camaro, Ford Mustang и им подобные. В нашей стране это чаще всего «японцы», но бывают и отечественные автомобили.

  • Специально построенные для этих гонок спортивные драгстеры. На машины они похожи еще меньше болидов Формулы 1. При очень нелепом внешнем виде эти длинные конструкции способны ездить со скоростью самолета.

Естественно, соревнования проходят в различных категориях, потому что даже снабженные мотором в тысячу лошадиных сил «Жигули» не сравнятся со снарядом на колесах, оснащенным почти ракетным двигателем. Классы в российском чемпионате: RDRC Pro, RDRC Pro Street, RDRC Street и RDRC Club. Различаются они большей частью по объему двигателя и весу автомобиля.

В американской NHRA другие категории.

  • Top fuel. Это те самые драгстеры. Они могут разгоняться больше 400-500 км/час и проезжать четверть мили за пять секунд. Их моторы работают на топливе с нитрометаном.

  • Funny car. Тут могут быть доработанные серийные машины и олдтаймеры. Полностью переделанные, с кузовами из облегченных материалов, и все же внешне похожие на обычные машины.

  • Pro Stock. Всемоторный класс, в Америке на чем только не гоняют.

Есть еще мотоциклетные гонки того же формата, но двухколесную технику мы здесь не затрагиваем.

Рекорды в драгрейсинге

В этом техническом виде спорта мужчины и женщины соревнуются на равных.

Российский

На сайте RDRC рекордсменом числится Дмитрий Саморуков, который в 2022 году показал время 5,888 сек. Он разогнался до скорости 397,79 км/час на Dodge Viper RDRC Technology, оснащенном мотором объемом 8,6 л и мощностью в 3500 л. с. Это спортсмен (и техника) международного уровня, поэтому география его гонок шире российской.

Американские

В NHRA рекорды в самых быстрых классах фиксируют на более короткой дистанции — в тысячу футов. Поэтому рекордное время заметно меньше — 3,623 сек. для класса Top fuel. А вот на стандартной дистанции в группе Top Alcohol Dragster в 2020 году американка Megan Meyer финишировала за 5,090 сек.

Европейские

В чемпионате FIA European Drag Racing Championship в классе FIA Top Methanol Dragster за 5,209 сек. четверть мили проехал немец Timo Habermann. А самую большую скорость показала Jndia Erbacher из Швейцарии, разогнавшаяся в 2019 году в классе Top fuel до 513,31 км/час. На ее драгстере — нитрометановый V8 в 10 000 л. с., разгон до 100 км/час на котором занимает меньше одной секунды!

Не совсем понятно, как такое вообще возможно на автомобиле. Поскольку современная стандартная городская легковушка или кроссовер имеет мощность мотора около 120-140 л. с., а до 100 км/час разгоняется примерно за 10-12 секунд.

Даже в технических видах спортсмены должны уметь справляться с перегрузками, иметь отличную координацию и реакцию, контролировать собственный вес. Огромный выбор одежды для фитнеса и тренировок вы найдете в нашем онлайн-каталоге.

Обложка: Unsplash

Мужские оверсайз футболки
899 ₽
Новая коллекция
Demix | Футболка мужская оверсайз Demix
317
Купить
1 299 ₽
Новая коллекция
Demix | Футболка мужская оверсайз Demix
239
Купить
3 519 ₽
4 399 ₽
-20%
Quiksilver | Футболка мужская оверсайз Quiksilver World Force
0
Купить
3 959 ₽
4 399 ₽
-10%
Quiksilver | Футболка мужская оверсайз Quiksilver World Force
0
Купить
3 519 ₽
4 399 ₽
-20%
Quiksilver | Футболка мужская оверсайз Quiksilver Global Heat
0
Купить
3 519 ₽
4 399 ₽
-20%
Quiksilver | Футболка мужская оверсайз Quiksilver Global Heat
0
Купить
3 959 ₽
4 399 ₽
-10%
Quiksilver | Футболка мужская оверсайз Quiksilver Sunrise Bowl
0
Купить
3 519 ₽
4 399 ₽
-20%
Quiksilver | Футболка мужская оверсайз Quiksilver Sunrise Bowl
0
Купить
3 519 ₽
4 399 ₽
-20%
Quiksilver | Футболка мужская оверсайз Quiksilver Crystal Jet
0
Купить
3 519 ₽
4 399 ₽
-20%
Quiksilver | Футболка мужская оверсайз Quiksilver Crystal Jet
0
Купить
5 129 ₽
5 699 ₽
-10%
Quiksilver | Лонгслив мужской оверсайз Quiksilver Mercury Layer
0
Купить
2 799 ₽
3 999 ₽
-30%
Quiksilver | Футболка мужская оверсайз Quiksilver Mercury Chrome Lightning
0
Купить