Дрифтингом или дрифтом называют езду на автомобиле с прохождением поворотов в управляемом заносе. При этом на предельной скорости, позволяющей удержать автомобиль на трассе. Drift — слово из английского языка, но вид спорта пришел из Японии.

Занос, а не снос

Чтобы понять, зачем и как ехать на машине по дороге не прямо, а боком, нужно учитывать, что этот стиль катания пришел из проезда крутых поворотов на горных серпантинах. Такие дороги петляют по горам, образуя множество поворотов на 180 градусов с маленьким радиусом.

Сама физика такого разворота на 180 градусов при высокой скорости движения такова, что нужно не «рисовать» машиной плавную дугу, сохраняя сцепление колес с дорогой, а ударить по тормозам, пустить в занос заднюю часть, чтобы она оказалась впереди, потом уже дать газ, чтобы дальше ехать в обратном направлении. Так же кошки «входят в поворот» на скользком полу, это сравнение с автомобилями очень смешное, но абсолютно точное.

Есть два важных условия для постановки машины в занос:

  • привод на заднюю ось,

  • скользкая поверхность дороги, по которой машина легко движется юзом.

Почему именно задний привод? Важно, чтобы колеса не тянули машину, а толкали ее. Когда автомобиль с передним приводом входит в поворот, вращающиеся передние колеса тянут машину за собой. Поэтому она увереннее едет по нужной траектории и точнее входит в поворот. Даже если неправильно оценить крутизну поворота и скорость вхождения в него, начать поворачивать слишком быстро, машину по инерции будет стаскивать мимо поворота, но скользить туда она будет не задней, а передней частью. В автоспорте это называют сносом передней оси. А переднеприводные машины — машинами с недостаточной поворачиваемостью.

Когда машину толкает вперед привод на задние колеса, а передние колеса оказываются резко повернутыми (например, вправо), то передние колеса будут мешать движению машины в направлении действия силы инерции, что «вытащит» зад автомобиля влево и потом вперед. Машина уйдет в занос. Заднеприводные машины имеют избыточную поворачиваемость. Те водители, которым доводилось ездить по зимней дороге на старых «Жигулях», все отлично понимают.

Лучшие машины для дрифтинга

Если кратко — мощные и заднеприводные. В Японии в 80-е и 90-е годы прошлого века с этим дело обстояло прекрасно, потому что было большое количество заднеприводных моделей, ставших теперь культовыми. В России их тоже отлично знают и глубоко уважают, поскольку такие «праворульки» в 90-е и 2000-е годы буквально наводнили Дальний Восток, Сибирь и Урал.

  • Подлинная легенда — Toyota Corolla Levin AE86, последняя заднеприводная модификация «Короллы», та самая «хачироку». Это середина 80-х. И это сейчас редкость, очень трудно найти такую машину в хорошем состоянии.

  • Toyota Mark II и очень близкие к ней модели Chaser и Cresta. Поколение середины 90-х. Длинные мощные седаны с задним или полным приводом.

  • Nissan Skyline, особенно восьмое поколение модели с индексом R32 образца 1989 года. С рядной «шестеркой». Включая тот самый 280-сильный GT-R. Был еще близкий по конструкции Nissan Silvia.

  • Mazda RX-7 с роторно-поршневым двигателем.

  • Полноприводные Mitsubishi Lancer Evolution и Subaru Impreza, раллийные легенды тех времен.

  • Среди европейских и американских моделей — BMW 3-ей серии, Ford Mustang, Dodge Challenger.

  • Из машин отечественного автопрома — еще советские «Жигули» и «Лады» классических моделей, «копейка», «трешка» и «шестерка», «пятерка» и «семерка», по конфигурации кузова отлично подходили универсалы «двойка» и «четверка».

Постановка в дрифте

Постановка (initiation) — вход в управляемый занос, когда машина разгоняется прямо, но в определенный момент продолжает движение уже боком. У дрифтеров существует целый арсенал различных приемов, это очень непросто. Но принцип понятен: пилоту нужно временно застопорить задние ведущие колеса и «сорвать» заднюю часть машины в занос, продолжая управлять и направлять машину передними вращающимися колесами.

Для этого задействуют сцепление, газ, ручной тормоз, руль. Пилот в повороте выжимает сцепление, убирая передачу крутящего момента на задние колеса, резко тормозит «ручником» (он блокирует только «зад»), отпускает тормоз и бросает сцепление. Задние колеса вновь начинают вращаться и толкать машину вперед, при этом кузов уже стоит боком к направлению движения, а передние колеса помогают держать авто на нужной траектории.

Мастерство пилота заключается в том, чтобы идеально чувствовать движение автомобиля и точно дозировать газ, работать сцеплением, тормозом и рулем.

Угол Аккермана

Дрифтинг, хоть он и выглядит искусством, — это про науку. Про физику и геометрию. В заносе нет случайности, это результат действия разнонаправленных сил. Один из ключевых моментов — углы.

Когда машина едет прямо, ее передние колеса направлены строго вперед и вращаются точно параллельно друг другу. Но при повороте руля обычного «гражданского» автомобиля правое и левое передние колеса поворачивают под разным и углами. Так сделано специально, потому что в повороте «внутреннее» колесо едет по дуге одного радиуса, а «внешнее» — по дуге другого радиуса. Соответственно, колеса поворачиваются так, чтобы каждое из них катилось по своей траектории. Если такой разницы не будет, колеса будут не только катиться, но и проскальзывать. Угол Аккермана — это та разница углов, на которые при повороте руля поворачиваются передние колеса.

У обычной городской машины, как мы выяснили, он положительный. Одно колесо поворачивает чуть сильнее другого. Но дрифтовая машина едет в заносе боком, при этом ее передние колеса направлены по ходу движения. И для этого они стоят параллельно друг другу, когда руль повернут. То есть угол Аккермана у этой машины нулевой, техники специально так выставляют углы.

Возникнет резонный вопрос: но ведь если у такой машины прямо поставить руль, колеса не будут стоять ровно? Все верно. Поэтому у дрифтовых машин они обычно стоят «домиком».

Если вам интересен этот вид спорта — можете понаблюдать за соревнованиями Российской дрифт серии RDS. А если хочется насладиться красивыми картинками едущих боком машин, пересмотрите «Токийский дрифт» франшизы «Форсаж» или крышесносные видео «Джимхана» раллиста и каскадера Кена Блока. Кстати, это Кен Блок основал бренд обуви и одежды для скейтбордистов и сноубордистов DC Shoes.

Ряд производителей спортивной одежды и обуви специально для поклонников автоспорта выпускает линейки в коллаборации с автомобильным брендами — BMW, Porsche, Ferrari.

Обложка: Unsplash

Мотоэкипировка
26 690 ₽
37 370 ₽
-29%
Remington | Комбинезон Remington Moto Traverse
0
Купить
10 999 ₽
12 940 ₽
-15%
Finntrail | Гоночный комбинезон FINNTRAIL Guard для багги
0
Купить
1 199 ₽
2 399 ₽
-50%
Aspolife | Мотоперчатки Aspolife
0
Купить
17 990 ₽
25 190 ₽
-29%
Remington | Куртка Remington Moto Traverse Black/Gray
0
Купить
6 990 ₽
9 790 ₽
-29%
Remington | Куртка Remington Light Moto Black
0
Купить
6 499 ₽
12 999 ₽
-50%
Aspolife | Мотокуртка Aspolife
0
Купить
2 999 ₽
5 999 ₽
-50%
Aspolife | Мотоперчатки зимние Aspolife
0
Купить
2 999 ₽
5 999 ₽
-50%
Aspolife | Мотоперчатки зимние Aspolife
0
Купить
2 499 ₽
3 570 ₽
-30%
Finntrail | Балаклава FINNTRAIL Transformerbala
0
Купить
2 999 ₽
4 284 ₽
-30%
Finntrail | Балаклава FINNTRAIL Thermobala
0
Купить
19 999 ₽
23 528 ₽
-15%
Finntrail | Гоночный комбинезон FINNTRAIL Stig для багги
0
Купить
19 999 ₽
23 528 ₽
-15%
Finntrail | Гоночный комбинезон FINNTRAIL Stig для багги
0
Купить