Джереми Фримпонг: кем «Ливерпуль» заменил Трента
Защитник начинал в Англии, но первые шаги были нелегкими
В шестилетнем возрасте Джереми Фримпонг переехал в Великобританию и поселился в муниципальном доме в Мостоне — пригороде на северо-востоке Манчестера. Вместе с ним приехали братья и сестры — Джереми пятый из семи детей — и мать Бернис, недавно расставшаяся с его отцом Джеффри.
От детства в Амстердаме, где прошли ранние годы Фримпонга, новая жизнь казалась далекой. Чтобы играть за местный клуб «Клэйтон», он одалживал бутсы и ездил на матчи автостопом. Его мотивировал старший брат, которого тоже зовут Джеффри, — говорил, что парень обязательно придет к трофеям.
Тогда «Ливерпуль» уже проявлял интерес и хотел пригласить его на просмотр, но расстояние до академии клуба стало проблемой. В итоге его подписал «Манчестер Сити», который заметил юного нападающего, когда тому было всего девять лет. Клуб просто оказался географически ближе.
Спустя 15 лет «Ливерпуль» все же добился своего. Мерсисайдцы активировали пункт о выкупе за фиксированную сумму в размере 35 миллионов евро (29.6 миллиона фунтов; 39.3 миллиона долларов) — относительно скромная цена, которая сделала сделку еще более привлекательной для руководства на «Энфилде». Атакующий правый защитник перешел из «Байера» в «Ливерпуль» и подписал пятилетний контракт с «красными».
Фримпонг всегда мечтал вернуться в Англию как состоявшийся футболист и получить еще один шанс заиграть в Премьер-лиге — и он сделал это в статусе элитного таланта: чемпион двух стран, игрок национальной сборной Нидерландов, спортсмен, с гордостью носящий фамилию своей семьи.
В сезоне-2023/24 футболист вписал свое имя в историю, выиграв Бундеслигу с «Байером» без единого поражения. После перехода из «Селтика» в 2021 году он прошел серьезный путь — и всегда подчеркивал в общении с узким кругом близких: без их поддержки этого успеха бы не было. Ту же мысль он повторяет и сейчас, на фоне перехода в «Ливерпуль». Его яркий экспрессивный характер вскоре заразит и новую раздевалку.
Рассказываем, как Фримпонг стал одним из самых желанных игроков Европы и кого именно подписал «Ливерпуль».
Детство
История становления Джереми может показаться заезженным клише: мальчик, влюбленный в футбол, однажды отправил мяч в окно гостиной и разбил телевизор. Но в случае с Фримпонгом этот эпизод — правда, и никого из тех, кто знал его ребенком, он не удивляет. Тогда он пинал все, что хоть отдаленно напоминало мяч.
Каждую субботу он сначала утром выходил на поле за «Клэйтон», а затем играл за «Клэйтон Виллу» после обеда — регулярно забивая за обе команды и демонстрируя взрывную скорость. «Он проходил соперников так, будто их и не было», — вспоминал тренер Пол Снеддон в интервью The Athletic в 2020 году. По его словам, среди родителей ходила шутка, что Фримпонг слишком быстр для собственного тела: он нередко падал, теряя равновесие.
«Кажется, во втором сезоне он забил голов 50, но мог бы и 100, если бы не падал, — добавил Снеддон. — Но с самого начала было ясно: у него природный талант и он пойдет далеко».
Трансфер в «Манчестер Сити» стал настоящим прорывом. География исключила варианты с «Ливерпулем», «Болтоном» и «Блэкберн Роверс». Вместо этого Бернис, мать Джереми, металась между двумя подработками уборщицей и на трех автобусах везла сына на тренировку. Они торопились, чтобы успеть на старую базу «Сити» в Каррингтоне, — на другой стороне Манчестера.
Поначалу в академии сомневались, сможет ли Фримпонг пробиться на самый высокий уровень. Некоторые считали, что он слишком мал ростом даже для позиции правого полузащитника. Но когда пришло время произвести впечатление, Джереми не подкачал, — он выдавал такие матчи, что игнорировать его талант стало невозможно. Футболисты старших возрастных групп прозвали нидерландца «Спиди Гонсалесом» — в честь героя мультфильма с невероятной скоростью.
Значимую роль в тот период сыграл брат Аарон — он помогал Джереми добираться на тренировок, пока Бернис и Джеффри были заняты на работе. Фримпонг быстро прошел все уровни академии, выиграл трофей с командой до 18 лет и попал в состав на финалы Молодежного кубка Англии в 2017 и 2019 годах.
Сильные качества и характер
«Он был потрясающим — пожалуй, самый быстрый игрок, с которым я когда-либо работал, — рассказал Пол Харсли, тренер команды «Сити» до 23 лет в 2018–2020 годах.
— Он был нереально универсальным: если и терял позицию, скорость позволяла ему исправить ситуацию, а в атаке он был огромной угрозой».
В конце 2018 года представители сборной Нидерландов приехали посмотреть на нескольких молодых игроков из академии «Сити». Тренер команды до 19 лет и бывший вратарь Маартен Стекеленбург планировал следить за Родни Конголо и Яваиро Дилросуном, но директор академии Джейсон Уилкокс (ныне спортивный директор «Манчестер Юнайтед») предложил обратить внимание и на Фримпонга.
«Это было до запуска полноценной скаутской системы, поэтому мы даже не знали, что у него есть паспорта Ганы и Нидерландов, — вспоминает Стекеленбург. — Он сразу меня заинтересовал. Мне понравились его характер и энергия. Он был открытым, дружелюбным — это мечта для любого тренера. Очень быстрый. Поначалу не слишком собранный на поле, но отличный игрок для команды».
Фримпонг явно обладал талантом, но на позиции правого защитника в юношеской сборной Нидерландов до 19 лет он уступал Лючарелу Гертруйде и будущему партнеру по «Байеру» Тимоти Фосу-Менса, позже перешедшему в «Манчестер Юнайтед». Возможность зажечь выше по полю тоже была ограничена: на позиции правого вингера расцветал Мохамед Ихаттарен. Еще Фримпонгу мешало плохое знание нидерландского — тренерам приходилось объяснять тактику через переводчиков, хотя многие партнеры помогали с английским.
«Многие игроки начинали в сборной с совсем юного возраста. И хотя у нас была хорошая группа парней, чтобы выжить, нужно было проявлять себя сильной личностью, — добавляет Стекеленбург. — Но Джереми никогда не терялся. Он не стеснительный и легко вливается в новый коллектив, осваивается в новой среде».
Глубокая христианская вера помогала Фримпонгу находить друзей со схожим менталитетом в разных командах. В трудные годы церковь была важной опорой для него и его семьи — она помогала справляться с проблемами в плохие моменты, но и теперь, когда для Джереми и его родных настали светлые времена, он не забывает о пережитых трудностях.
Несмотря на шанс выступать в молодежных командах «Сити», Фримпонг так и остался одним из множества талантливых футболистов, которые не сыграли ни минуты за первый состав «горожан». Ближе всего он подобрался в матчах Кубка футбольной лиги, где выступал за U21.
Взросление
Первые минуты во взрослом футболе он получил в Шотландии. «Селтик» заинтересовался Джереми после того, как бывший директор по футболу «Рединга» и «Вест Бромвича» Ник Хаммонд стал консультантом по трансферам, а затем и главой селекционной службы клуба. Он обсуждал Фримпонга со скаутом Энди Торном, бывшим защитником «Уимблдона», «Ньюкасла» и «Кристал Пэлас», который горячо рекомендовал игрока.
Когда «Селтик» играл товарищеский матч с «Сити», тренер Нил Леннон — уже наслышанный о Джереми — сразу же обратил на него внимание. «Помню, как Леннон подошел ко мне и спросил про Джеззу, — вспоминает Харсли. — Он делал свое дело, играл отлично, тренировался время от времени с первой командой. Переход в «Селтик» был для него идеальным шагом, там он и раскрылся».
Фримпонг подписал четырехлетний контракт с командой из Глазго в сентябре 2019 года. По словам сотрудников клуба, он с восхищением рассматривал стадион, когда впервые оказался там.
Стратегия «Селтика» — подписывать молодых игроков из известных английских академий — была рискованной, но именно Фримпонг стал ее главной удачей. В первой же кампании, где он должен был стать подменой основному правому защитнику, он проявил себя лидером и помог клубу взять внутренний требл.
Его статистика была скромной — 8 результативных передач и 3 гола за 18 месяцев — но куда важнее стало уважение от ветеранов вроде капитана Скотта Брауна, завоеванное игрой и самоотдачей на тренировках.
С самого начала выступлений Джереми на взрослом уровне было видно, что его скорость и умение быстро возвращаться в защиту идеально подходят, чтобы построить успешную карьеру универсального правого защитника. Он стал эффективнее в атакующих действиях, избегая лишнего, и внимательно прислушивался к советам о том, как улучшать свою игру.
Некоторые в клубе считали, что он слегка незрел для своего возраста, но добрый и искренний характер помог ему быстро завоевать симпатии за пределами поля и адаптироваться к новой команде.
К середине второго сезона было ясно, что Фримпонг не останется в Шотландии надолго. В январе 2021 года «Байер» формализовал интерес к игроку и предложил за него 11.5 миллиона фунтов — серьезная прибыль по сравнению с 350 000 фунтов, заплаченными «Селтиком» «Сити». Хотя часть руководства шотландцев по-прежнему считает, что цена могла быть и выше с учетом потенциала его развития.
Теперь, глядя на его достижения, легко сказать, что они были правы. Но клуб принял решение продать игрока, понимая, что он уже сфокусирован на следующем карьерном шаге, — Фримпонг явно рассчитывал заиграть в одном из пяти топ-чемпионатов Европы.
Фулбэки редко покидают Шотландию за такую сумму, а теперь «Селтик» заработает на Джереми еще благодаря прописанному в соглашении с «Байером» пункте о последующей перепродаже — 6 миллионов фунтов по сделке «Леверкузена» с «Ливерпулем» отправятся на счета шотландского клуба.
Рывок в Германии и чемпионство
В «Байере» для него был приготовлен четкий план на будущее: как стать регулярным игроком сборной через выступления в Бундеслиге. Клуб строил молодую, голодную команду, нацеленную на возвращение в Лигу чемпионов спустя год отсутствия. И хотя в первой половине сезона Фримпонг провел лишь 10 матчей, «Леверкузен» финишировал третьим и попал в турнир.
Спустя два года — под руководством Хаби Алонсо, который, по словам Фримпонга, «всегда знал, как использовать мои сильные стороны», — он стал ключевым игроком чемпионского состава: 14 голов и 12 результативных передач в 47 матчах во всех турнирах. Благодаря такому продуктивному сезону он стал одним из самых востребованных правых защитников в Европе.
К этому моменту он уже не новичок, а крепко освоившаяся часть команды и душа коллектива, организатор большинства нефутбольных активностей: Фримпонг регулярно принимал у себя дома одноклубников, устраивал командные встречи. Все то, ради чего он трудился, начало сбываться.
Джереми прервал 11-летнюю гегемонию «Баварии» на вершине немецкого футбола, забил несколько решающих голов в компенсированное время и снял с «Байера» клеймо вечного неудачника. Фримпонг привел команду к первому чемпионству за 120 лет истории клуба — все это ощущалось грандиозно и пробуждало воспоминания о тяжелых первых шагах.
Когда Фримпонг только пришел в «Манчестер Сити», Бернис старалась подбодрить сына, покупая ему на вынос курицу с картошкой фри, — чтобы сделать утомительное возвращение домой после тренировок на трех автобусах чуть более приятным.
Сомнения в правильности выбранного пути возникали снова уже после перехода в «Селтик». Он задавался вопросом, не совершил ли ошибку, уехав из Манчестера. Но едва освоившись в Шотландии, он вновь вышел из зоны комфорта — переехал в другую страну, чтобы бросить себе новый вызов и расти дальше.
Как и много раз прежде, он проявил смелость и готовность к риску. Пройдя через разные системы и осознав, что путь к вершине идет поэтапно, он наконец стал пожинать плоды своего труда. И все же траектория развития Джереми говорит о том, что лучшее еще впереди — и на клубном уровне, и в сборной.
Фримпонг был в заявке сборной Нидерландов на чемпионате мира 2022 года в Катаре, но так и не сыграл. На прошедшем летом чемпионате Европы его использовали нерегулярно, но в четвертьфинале Лиги наций против Испании, завершившемся для голландцев поражением по пенальти, он провел на поле по 90 минут в обоих матчах — явный знак его растущей значимости для национальной команды.
«Я очень рано понял, что нельзя вешать ярлыки на молодых игроков, — говорит Стекеленбург, бывший помощник главного тренера сборной Нидерландов в 2019–2021 годах. — Важнейшее качество — быть человеком с сильным характером и трудовой этикой. У Джереми есть и то, и другое.
Теперь у него большое преимущество — он будет играть у тренера, который идеально подходит под его стиль. Арне (Слот) знает, что у него есть правый вингер (Мохамед Салах), который любит смещаться в центр. Это как раз создает пространство для Джереми на фланге. Для него это будет большим плюсом».
Фримпонг постоянно подчеркивает: он — правый защитник, который умеет и защищаться, и атаковать. За пределами поля он работает с персональными тренерами, получая индивидуальную обратную связь по позиционной игре, обороне и тактике. Еще он сотрудничает с тренером по атакующим действиям, чтобы максимально раскрыть свои качества, — и вскоре будет тренироваться под руководством одного из самых продвинутых специалистов. «Ливерпуль» с его помощью попытается развить успех после чемпионского сезона.
За пределами поля он тоже способен зажечь — будь то его увлечение музыкой, модой, аниме или благотворительными проектами, что наверняка найдет отклик у фанатов «Ливерпуля» и коммерческих партнеров клуба.
Заменить Трента Александер-Арнольда будет непросто, но те, кто знает Фримпонга лучше всего, уверены: сцена «Энфилда» — именно то место, где он может засиять.
Купить экипировку для футбола, одежду и обувь для других видов спорта или активных путешествий вы можете в нашем онлайн-каталоге или магазинах Спортмастер.