Фильмы с летним вайбом
Небанальные и атмосферные
Кадр из фильма «На ярком солнце», Titanus
Лето в кино часто ассоциируется с каникулярной легкостью, юностью, яркими красками и внутренней свободой, но в таких фильмах есть место и меланхолии (хотя бы потому, что теплые деньки когда-то закончатся, а ночи станут короче). Хотя кинокартины с летней атмосферой не всегда про пляжи и мороженое, они могут стать отпуском для души.
В подборке — летние фильмы разных лет, стран и настроений.
На ярком солнце
Plein soleil, 1960
реж. Рене Клеман
Первая киноверсия «Талантливого мистера Рипли» Патриции Хайсмит — с Аленом Делоном в главной роли. Фильм разворачивается на фоне ослепительного юга Италии: Неаполь, приморские пейзажи, яхты, оливковые рощи, кафе под навесами. Сочетания цветов (преобладают алый, голубой и золотой) — безупречны. Но под солнечной оболочкой и загорелыми телами прячется тревожная история об одержимости, зависти и подмене личности. Музыка Нино Роты добавляет ощущение угрозы, которое иногда кажется почти издевательским. Зрителям интересно будет познакомиться с классикой после прошлогоднего нетфликсовского сериала («Рипли» с Эндрю Скоттом).
Последний день лета
Ostatni dzień lata, 1958
реж. Тадеуш Конвицкий
Скромный поэтический польский фильм для тех, кто скучает по морю и дюнам. Море здесь может стереть человека без остатка, но не память о его травмах. Он и Она встречаются на безлюдном балтийском пляже, и ничто, кроме груза военного прошлого, не мешает им быть вместе. Лента снята с минимальным бюджетом, каст состоит всего из двух актеров, но оторваться от просмотра невозможно. Один из секретов — съемки велись пасмурной осенью, поэтому атмосфера конца лета получилась особенно реальной, даже слегка апокалиптической.
Проект Флорида
The Florida Project, 2017
реж. Шон Бейкер
Яркий летний фильм от режиссера нашумевшей «Аноры», причудливая смесь социальной драмы и детской сказки. Смотрится легко: трудности жизни остаются на фоне, а рассказ ведется от лица детей, которые в основном заняты тем, что бегают по району (название отсылает к типовым американским жилым комплексам для малоимущих), проказничают и едят мороженое. Лето здесь — одновременно рай и тюрьма. Небольшая роль Уиллема Дефо и горько-сладкий финал, снятый на телефон, запомнятся надолго.
Делай как надо
Do the Right Thing, 1989
реж. Спайк Ли
Воплощение тех знойных летних дней, когда само солнце кажется ненавистным, а главная задача — просто выжить. Жара здесь — один из главных сюжетных катализаторов. В черном нью-йоркском квартале пытаются ужиться итальянцы со своей пиццерией и корейцы с только что открывшимся магазином. Напряженность из-за столкновения мнений нарастает, мозги практически плавятся, все орут друг на друга — от детей, играющих в воде из разбитого пожарного гидранта, до стариков, сидящих на лужайке. Картина начинается как красочная зарисовка из жизни гетто, но ко второй половине переходит в другое измерение. Кстати, «Делай как надо» стал культовым у сникерхедов — коллекционеров кроссовок.
«Летняя сказка»/«Полина на пляже»/«Колено Клэр»/«Коллекционерка»/«Зеленый луч»
реж. Эрик Ромер
Не будет преувеличением сказать, что французский режиссер Эрик Ромер — король идеального летнего настроения. Он снимает циклами: «Комедии и поговорки», «Сказки времен года», «Шесть нравоучительных историй» и другие. Ромера иногда называют «последним моралистом» кинематографа, но за судьбой, нравственностью и другими высокими материями у режиссера никогда не теряются простые мелочи жизни вроде робких прикосновений, встречи рассвета и других пронзительных мгновений летнего отпуска.
Заколка для волос
Kanzashi, 1941
реж. Хироси Симидзу
Иногда величие заключается в малости: деликатности, мягкости, недосказанности. Сама киноматерия в этой картине будто соткана из солнечных нитей. Лето, санаторий, отдыхающие сидят под зонтиками и обмахиваются веерами, массажистов на всех не хватает. Это фильм с японским отношением к вещам: начинается с крошечной заколки, а заканчивается смыслом жизни. И сам аксессуар из заглавия не так прост — он одновременно и украшает, и скрепляет, и причиняет боль.
Обгон
Il Sorpasso, 1962
реж. Дино Ризи
Итальянская дорога, лето, свобода, ирония и грусть. Невеселый фильм с множеством забавных моментов и бешеной энергией. Двое абсолютно разных мужчин — один эксцентричный и шумный, а другой застенчивый и тихий — отправляются прокатиться на спортивной машине с открытым верхом, но поездка слегка затягивается. Можно подумать, они будут вечно перемещаться между барами и пляжами, не представляя, где проснутся завтра, если бы не внезапный шокирующий конец.
Двое в пути
Two for the Road, 1967
реж. Стэнли Донен
Тоже в своем роде роуд-муви, но с нелинейным повествованием и Одри Хэпберн в главной роли. Фильм рассказывает историю отношений британской пары, путешествующей по югу Франции — от их первой поездки автостопом до напряженного отдыха спустя 12 лет брака. Хитрый монтаж перемешивает счастливые моменты и минуты усталости: вот молодая пара радостно целуется, а через секунду мы видим, как постаревшие супруги ругаются на том же самом месте. Эта остроумная, сексуально-печальная картина напоминает «Сцены из супружеской жизни» Бергмана, только без трагического надрыва.
У самого синего моря
1935, реж. Борис Барнет
На первый взгляд веселый советский мюзикл о любовном треугольнике в рыболовецком колхозе на берегу Каспийского моря, но с еле уловимой ноткой меланхолии. Сюжет нехитрый, важнее здесь поэтическая составляющая с внезапными всплесками реализма — фильм словно рождается из морской пены и практически полностью состоит из воды, что вовсе не делает его скучным. Интересно, что хотя это звуковая картина, она включает в себя и элементы немого кино.
Летом хочется жить активно и ярко, искать себя и больше двигаться. Товары для спорта и походов ищите в розничных магазинах и онлайн-каталоге Спортмастера.