Шоссейники — это не фристайл с умопомрачительными трюками, а велосипеды, которые просто… едут. С точки зрения зрелищности (не в обиду гонщикам) для фото и видео съемки — это однообразное мероприятие. Поэтому фотографам приходится прикладывать все творческие таланты, чтобы сложилась интересная картинка. О том, как сделать кадры шоссейной велогонки яркими и запоминающимися, рассказал фотограф Денис Клеро.  

Стационарный экшен 

Фотосъемка шоссейной велогонки


камера SONY ILCE-7RM3 

объектив FE 24-70mm F2.8 GM 

выдержка 1/80 

диафрагма 5.6 

фокусное расстояние 53 мм 

ISO 50 

Чтобы разнообразить фотосессию, нужны кадры разной крупности. К спорту это тоже относится. На фото выше — полупортрет-полуэкшен. Байк не попадает в кадр целиком, поэтому достаточно сымитировать движение, не заставляя атлета накручивать педали вокруг камеры. Да и снимать объект в стационарном состоянии проще, КПД фотосессии гораздо выше. Спортсменка встала, мы настроились, она «сделала лицо», соответствующее гонке — быстро отсняли несколько кадров. Еще один плюс «стационарного» экшена — можно снимать на любые объективы.  

Портрет я снял снизу вверх, чтобы уменьшить количество визуального мусора. Его немало в городе: дороги, светофоры, знаки. Оставил только для фона геометрию зданий. Опять же этим ракурсом скрывается то, что спортсменка не едет, а стоит на месте. Горизонт завален специально — диагональная композиция делает кадр динамичнее. 

«Дырявые» силуэты  

Фотосъемка шоссейной велогонки

камера Canon EOS 5D Mark III 

объектив EF 50mm F1.2L USM 

выдержка 1/800 

диафрагма 3.2 

фокусное расстояние 50 мм 

ISO 500 

Выше — кадр из соревновательной велогонки Москва-Владивосток. Почти месяц движения на фоне однообразных пейзажей: в ход идет все, что может помочь сменить ракурс — вышки, деревья, холмы, водоемы. На фото использован прием под названием «силуэты». Он работает, когда черный объект — «дырявый» на просвет. Например, силуэт грузовой фуры не очень интересен, а велосипедист с колесами и изогнутой позой привлекает детальностью.    

Чтобы получить такую картинку, пришлось дождаться, когда солнце спрячется и останется только синий фон сумерек. И естественно, выбрать такое место съемки и такой ракурс, при которых читается точка соприкосновения колеса с дорогой. Если бы на фоне был лес, колеса бы на нем потерялись.  

«Чистые» картинки 

Фотосъемка шоссейной велогонки

камера SONY ILCA-99M2 

объектив 70-200mm F2.8 G SSM II 

выдержка 1/1600 

диафрагма 6.3 

фокусное расстояние 100 мм 

ISO 640 

Та же велогонка, что и на предыдущем фото. В репортажах я стараюсь найти минималистичные кадры, потому что тяжело собрать сложную картинку из множества предметов так, чтобы все вместе работало на главный объект и идею. Репортажи стараюсь строить из «чистых» картинок. Долго высматривал перекрестки на трассе и, наконец, нашел нужный вариант без деревьев, проводов и дорожных знаков на фоне. Отошел подальше. Когда в кадре есть передний, средний и задний планы, он смотрится более объемно. На плоской местности с планами обычно туго. Поэтому я присел: в кадр вошло жирное белое пятно дорожной разметки. Благодаря перспективе она кажется гигантской, не сразу поймешь, что это такое. Трещины и камушки тоже придают фактуры. Дождался велосипедистов и сделал кадр.  

По классике 

Фотосъемка шоссейной велогонки

камера NIKON D4S 

объектив 14-24mm F2.8 

выдержка 1/1000 

диафрагма 5.6 

фокусное расстояние 14 мм 

ISO 800 

На фото выше картинка сделана по классике: центральный объект и ветки как стрелки-указатели на него. Для этого пришлось залезть на дерево. Нашел такой просвет, чтобы ветки выполняли роль переднего плана сверху и снизу кадра, поставил широкоугольник, повезло с закатом. На дереве я провел полтора часа: первый кадр сделал быстро, но он был не идеален, пришлось ждать другую группу участников. В этом плюс такого формата велогонки — можно дождаться и второго, и третьего, и четвертого шанса, чтобы сделать задуманный кадр. 

Технологичная фактура 

Фотосъемка шоссейной велогонки

камера SONY ILCE-7RM3 

объектив FE 16-35mm F2.8 GM 

выдержка 1/1600 

диафрагма 6.3 

фокусное расстояние 16 мм 

ISO 250 

Все, что встречается по пути гонки, можно использовать творчески. Сломалась фура — пригодится для переднего плана. Вышла технологичная фактура: железо, металл, колеса... Я использовал накамерную вспышку, чтобы металлические линии выразили свою геометрию. Ничего страшного, что свет под машиной смотрится не очень органично. Без него под грузовиком было бы слишком темно, а в просвете с великами слишком светло: получился бы дисбаланс по свету. Удачно вышло, что водитель оказался в синем костюме и первый гонщик также в форме с синим. Поза водителя схожа с фигурами спортсменов. Эти рифмы играют на восприятие фотографии. По секрету скажу, что канистра была зеленая — она мне не нравилась, я ее перекрасил.    

Эффект движения 

Фотосъемка шоссейной велогонки


камера SONY ILCA-99M2 

объектив 16-35mm F2.8 ZA SSM II 

выдержка 1/8 

диафрагма 4 

фокусное расстояние 18 мм 

ISO 250 

Солнце клонилось к закату, но до финиша было еще далеко — можно было сделать кадры вечерне-ночного движения. На закате легко снимать с длинной выдержкой без фильтров, вечерний свет дает объем, небо становится плотным. Первый гонщик удачно получился самым ярким — у него светлый костюм, от которого отражаются фары преследователей. У нас большая страна, но вдоль трасс по большей части идут бесконечные поля и лесополосы. Поэтому я дождался этого звукового отбойника, чтобы разнообразить фон съемки. Длинной выдержкой и широким объективом размыл визуальный мусор: на заднем отбойнике сгладились клетки панелей, а на переднем плане исчезли столбики железной ограды. Плюс размытие придало эффект движения и скорости кадру.   

На таких мероприятиях погода может не раз смениться. Днем жарко, ночью зябко, особенно когда снимаешь, высунувшись из машины на ходу. Приходится одновременно иметь в запасе дождевик, перчатки, шорты, штаны, купальные трусы, флиску и шапку. Мне тогда даже гидроботы пригодились — залезал в болото к пиявкам! 

 Отдельно обращу внимание: шоссейная гонка происходит на обычной трассе. По правилам дорожного движения вас должно быть хорошо видно в любую погоду и время суток, поэтому я носил яркую жилетку дорожника со светоотражающими вставками.  

Подобрать всю необходимую экипировку для езды на велосипеде вы можете прямо сейчас. Либо заходите в офлайн-магазины Спортмастер PRO и проконсультируйтесь с нашими экспертами.

84 799 ₽
105 999 ₽
-20%
Polygon | Велосипед шоссейный Polygon Strattos S3
0
Купить
130 399 ₽
162 999 ₽
-20%
Polygon | Велосипед шоссейный Polygon Strattos S4 D
0
Купить
72 799 ₽
90 999 ₽
-20%
Polygon | Велосипед шоссейный Polygon Strattos S2
0
Купить