Как встретить 50-й день рождения на Килиманджаро, чтобы он не стал последним
Инсайты и личный опыт начинающего альпиниста
Любая встреча с горами — чудо. Главное — не навернуться. Очень полезно и одновременно очень жалко смотреть под ноги: вокруг разворачиваются фантастические декорации сразу из всех «Аватаров» Джеймса Кэмерона. Ничего-то он не выдумал сам, все списал и срисовал — часть, говорят, в Китае, а часть точно в Африканском национальном парке Килиманджаро. Именно здесь, на высоте 5895 метров, я решила отметить свой 50-й день рождения. Рассказываю, как это было.
Высококлассная симуляция
Здесь чем длиннее маршрут к вершине, тем лучше. Поэтому мы выбрали самый продолжительный и с самыми красивыми закатами и восходами — Лемошо. Восемь дней и семь ночей приключений: тропические леса, высокогорные луга, ледяные плато, звездное небо и крыша Африки — вершина Килиманджаро. Каждый день — новая природная зона, новые пейзажи, новые впечатления.
В конце каждого акклиматизационного выхода мы были вознаграждены восьмым, девятым, десятым (и так далее) чудом света. Каждой ночью небо становилось ближе. Если бы я смотрела только под ноги, никогда бы не увидела Пояс Ориона так близко. Мой одноклассник и совосходитель высказал гипотезу: чем ты обеспеченнее и любопытнее, тем качественнее симуляция — картинка вокруг тебя.

К слову о нереальности и фантастичности. Та легкость, с которой меня посещали видения на горе (не будем называть их галлюцинациями, чтобы никого не пугать), удивляла. Когда выключали солнце, я шла играть в «Имаджинариум» сама с собой в палатке. Просыпалась, как и все, с восходом, отдохнувшая и выспавшаяся, но свои сны-видения, в том числе гору Килиманджаро, представшую в образе женщины, помнила очень хорошо, пересказывала за завтраком.
Всего на маршрут у нас ушло 7 дней и 8 ночей. Самая крутая часть — штурм вершины. На нее поднимаются ночью: в это время стабильная погода и ясное небо. Мы вышли в 23:30 и к 9:00 оказались на самой высокой точке, там у нас был час на фотографии. Мы были в одиночестве, но только потому, что набрали хороший темп и на подъеме обогнали 5-6 других групп. Затем — 6 часов спуска с двухчасовым перерывом на обед, в итоге в лагере мы оказались к 18:00. 18 часов движения и бодрости, после такого — только ужин и спать.
Прикладная часть
Немного практических подробностей приключения: про то, что нужно знать и к чему готовиться, если захотите повторить.
Как добраться
Мы купили билеты в Танзанию за полгода до старта восхождения. Пять часов до Катара и еще пять — до Килиманджаро. Три часа на пересадку. Катаром довольны — и авиакомпанией Qatar Airways, и аэропортом. А вот Flydubai советую остерегаться.
Что понадобится на маршруте
Если ты не лютый альпинист, то берешь с собой две единицы багажа, — баул, в котором спальник, палки, запасные вещи (пуховик, дополнительные ботинки на штурм, второй комплект термобелья и т.д, около 20 позиций). Носильщик берет не более 15 килограммов, на этот вес и нужно ориентироваться. Второй багаж — рюкзак, который несешь на себе. В нем то, что должно быть под рукой, — таблетки, термос, мембранка, жилетка, плащ от дождя, вода, батарейки, фонарик, перекус. Рюкз — от 5 до 10 килограммов, у меня было 4.5, кажется.
Палатка в этот вес не входит, ее нам предоставляли и ставили за нас каждый вечер. В нее забрасывали мой баул, я сама все себе раскладывала, а утром собирала. Кошки и гамаши брала напрокат, как и дождевик. Все остальное у меня было свое. Коврики мы подарили гидам и группе, которая нас вела. Многие дарят носильщикам и экип — кроссы, куртки, флис. Это видно: кто-то из них ходит в хороших ботинках, а кто-то — в простых кроксах.
При выборе экипа важно помнить: ночью в любых горах очень холодно. Даже чтобы просто сидеть в закрытой общей палатке нужно минимум три слоя одежды, хорошее термобелье и спальник на -15 градусов — маст хэв. Нам каждый вечер давали с собой в палатки грелки в виде заек. Я брала двух — один в ноги, другой к груди. В спальник засовываешь все, что хочешь высушить. Утром он весь в конденсате, и надо успеть его просушить с 6:30 до 7:00, пока есть солнце, чтобы не упаковывать мокрый.
Быт
Кроме того, что нам ставили палатки для сна, у нас была одна большая на всю группу — в ней стояли стол и кресла. Там мы ели, играли, рисовали (карандаши тащили с собой). Повар готовил нам восхитительные завтраки (из трех блюд) и ужины. В средине дня на пути из точки А в точку Б у нас был чай.
Вся еда была очень вкусной. Зная, что мы русские, нам варили борщ! Среди нас был безглютеновый веган — они не до конца понимали смысла этого словосочетания, но готовили ему отдельные блюда. У нас был официант (!), который приносил еду в белых перчатках (!), ели мы из керамики. Все очень вкусно, чисто, эстетично. Горячая и хорошая еда очень важна на подъеме, как и проверка состояния здоровья — каждый день утром и вечером замеряют давление и кислород, спрашивают: как ты спал, болит ли голова, не тошнит ли, как с туалетом.
Гигиена — самая страшная часть истории. Справлять малую нужду можно за камнями на маршруте (приходится делать это часто: на высоте нужно очень много пить), а вот большую не рекомендуется: заповедник. На стоянках есть туалеты — это кафельные сооружения с очень маленькой дыркой в полу. Так сделано для того, чтобы, если человек потеряет сознание, он не провалился. Из-за запаха в этом помещении трудно находиться дольше 15 секунд. Организм на высоте работает в особенном режиме, и посещать это заведение нужно реже.
Про чувство чистоты и свежести нужно постараться забыть. Некоторые обманывают себя влажными салфетками — я честно протирала ими все тело перед сном. Никакого эффекта. Максимум, который я себе позволяла, — менять дневное термобелье на ночное и (не очень успешно) подмываться каждый вечер. Я реально плакала, когда увидела душ и туалет в гостинице после возвращения. Это лучшее, что придумал человек.
Кислород
Я нормально переносила высоту. Разряженного воздуха не чувствовала, но пройти 100 метров от туалета до палатки и получить одышку — легко, а идти вверх реально тяжело. Об этом чуть подробнее ниже, но тут все сильно зависит от того, есть у тебя горная болезнь или нет. Если повезло — переносишь все более-менее терпимо, если нет — адски страдаешь, как бы хорошо подготовлен физически ты ни был.
Сколько это стоит
Всего тур стоит 4 500 долларов — мы платили знакомому гиду, который все организовывал в Африке. Он нанимал контору — очень хорошая, прям рекомендую. Плюс перелеты — около 95 000 рублей, плюс страховка — около 10 000 рублей, плюс прививки — около 20 000 рублей. Ну и вся экипировка и инвентарь, которые не получится арендовать на месте. Тут многое зависит от того, что у вас уже есть, поэтому подсчитать довольно трудно.
Горный расклад
Выводы по итогам двух моих первых гор — Эльбруса и Килиманджаро.
25% успешного восхождения — в готовности тела, в том, какой ты атлет. Как ты акклиматизируешься, как переносишь горную болезнь (и есть ли она у тебя). Думаю, я уделяю телу и спорту чуть больше времени, чем среднестатистическая женщина в 50 лет в России. При подготовке я 4 раза в неделю бегала по 7–10 километров и по 15-20 минут занималась на уличных тренажерах. Еще я 2 раза в неделю хожу на шест — это смесь ОФП, растяжки, силовой тренировки и акробатики. В группе шли и очень крепкие ребята в отличной форме, но у них была горняшка и они прилично страдали — каждый шаг был подвигом. Это как морская болезнь — может быть, а может и не быть. Никогда не знаешь.
Следующие 25% успеха — внутри. Воспринимаешь ли ты горы как чудо? Есть ли в твоих глазах красота и восторг? Гораздо легче идти, когда все это есть.

Еще 25% — люди рядом. Это и команда поддержки: гиды, носильщики повар. И друзья: очень важно, чтобы был кто-то, кто готов прошептать слова любви, когда тебе плохо и сложно. И кто-то, с кем можно поржать в палатке.
Оставшиеся 25% — удача и погода. И то, и другое на горе тебе дают или нет. Хорошо бы, чтобы дали.
Не бывает «легких гор»
Не верьте, когда говорят, что, мол, взойти на вершину — просто треккинг. Бывают очень крутые альпинисты, а вот легких гор не бывает. Любая гора — испытание и «девушка с характером»: только отвлекись — огребешь так, что мало не покажется. Так что не расслабляйтесь.
И не останавливайтесь. Pole-pole: медленно, но непрерывно (или медленно и с предсказуемыми остановками) — основной принцип движения вверх. После остановки гораздо сложнее «завести» себя и снова поймать ритм. Мне, как бегуну-любителю, принцип понятен — стоит перестать тренироваться хотя бы на месяц, как все приходится начинать с самого начала.

Когда поднимаешься очень медленно, кажется, что стоишь на месте, но это не так. Помогает нащупать взглядом огромный неподвижный объект (например, любую соседнюю вершину) и относительного него делать выводы про собственную скорость. Все как в жизни.
И не надо недооценивать спуск, который может оказаться сложнее подъема. Важно рассчитывать силы (я на спуске с Кили чуть не гикнулась). И снова: все как и в жизни.
Характер — это судьба
Так говорят. Особенно хорошо проявляется характер, когда человек очень сильно устал. А горы — лучший «говномер». Все, что есть плохого, фонтаном выплескивается из человека, когда он восемь часов идет вперед и вверх то сквозь снег, то сквозь дождь. Когда понятно, что ботинки и перчатки промокли и не высохнут до конца похода (в национальном парке огня не развести). На подъеме у меня очень замерзли ноги — я положила в ботинки грелки, но это не помогало. На вершине сказала гиду, что уже не чувствую стоп, а он ответил: «Это нормально, на спуске почувствуешь». Когда спускаешься по мокрым камням, и каждый шаг требует собранности, внимательности и расчета. Сдержать и заткнуть фонтан внутреннего говна — это и есть характер. Не множить негатив, страх и усталость — характер. Пошутить, когда хочется заплакать или огрызнуться, — характер. А характер — это судьба.

Не надо никого покорять!
Любое восхождение дает время и возможность как следует подумать, набыться наедине с собой, помолчать, подышать. Дышать ровно, владеть своим дыханием, управлять им — ценность и важный навык. Поэтому я воспринимаю восхождение как огромную милость и везение.
Горы не хотят, чтобы их покоряли. Они были до нас и будут после: им плевать на штормы и штурмы сотен муравьев из семейства альпинистов, которые по ним карабкаются. Стоит осознать их равнодушие, чтобы начать рассчитывать исключительно на «крепость рук, руки друга и вбитый крюк». И молиться, чтобы повезло с погодой. Все. «И шагай, и пой беспечно, тири-тири-там-там, тирам». Высоцкий оба раза был прав.