История бренда Birkenstock: как ортопедические тапочки завоевали мир
От удобной обуви для односельчан до мировых подиумов
Ставшие культовыми сандалии — воплощение комфорта и модного тренда одновременно, хотя раньше обувь Birkenstock считалась ортопедической. История бренда насчитывает более 250 лет. Разбираемся, как из кабинетов врачей и аптек биркенштоки попали на подиумы и в гардероб людей по всему миру.
С чего все началось
Династия Биркенштоков зародилась в XVIII веке в Германии. Первое упоминание о сапожнике Иоганнесе Биркенштоке в церковном архивном документе относится к 1774 году.
Иоганнес и его брат вели простую жизнь сельских ремесленников. Они изготавливали обувь полностью вручную: сами обрабатывали кожу, подгоняли ее по колодке, прикрепляли стельку и подошву. Жители немецкой деревни в те времена часто были бедны и могли позволить себе лишь одну пару обуви, которая должна была быть прочной и практичной. Люди годами носили обувь, которую постоянно ремонтировали, а некоторые даже передавали ее из поколения в поколение.
Ремесло сапожников ценилось, и семья Биркенштоков имела стабильную работу вплоть до рубежа XX века. Тогда жизнь во всей Европе, в том числе в Германии, кардинально менялась — появились паровые двигатели, железные дороги и электричество. Вместе с этим некоторые традиционные ремесла переживали кризис из-за стремительной индустриализации и роста количества фабрик, которые старались удовлетворить растущий спрос на товары массового потребления. Трудные времена настали и для сапожников, которые почти перестали производить обувь с нуля и просто чинили фабричные изделия.
Первая ортопедическая обувь
Сапожной династии мог прийти конец, если бы не Конрад Биркеншток, который изменил семейный подход к производству. Представитель четвертого поколения был сторонником «обувной реформы» — ее активисты выступали за обувь, которая соответствовала естественной форме стопы и была не только удобной, но и полезной для здоровья. Вместе с другими молодыми мастерами Конрад начал разрабатывать первые ортопедические модели. В 1896 году он открыл мастерскую во Франкфурте, который тогда считался центром сапожного дела. Спустя год мастер выпустил полностью анатомическую колодку, которую отличал закругленный каблук, анатомически выверенная стелька и четкое различие между левым и правым ботинком, а в 1902 году создал первую анатомическую стельку.
Эти два атрибута сформировали концепцию «Оздоровительной обуви» Конрада Биркенштока, но на этом инновации не закончились. В те времена считалось, что лечить стопы можно только фиксацией, поэтому лечебные стельки делали из металла. Биркеншток решил создать повседневную стельку для здоровья стоп, которая бы сохраняла опорную функцию, но при этом была достаточно гибкой для естественной походки. Более десяти лет Конрад экспериментировал с различными материалами и в 1913 году представил конструкцию стельки из смеси разных материалов, включая пробку. Мастер выпустил две версии гибких стелек под названием «Footbed» и в 1925 году зарегистрировал одноименный товарный знак для компании Konrad Birkenstock GmbH.
Попытки получить мировое признание
В 1915 году Биркеншток столкнулся с финансовыми проблемами, но сохранил дело благодаря переезду из Франкфурта во Фридберг. Поначалу его революционные идеи не приняли, но уже в 1920 году Конрад основал небольшую фабрику, и его гибкие стельки стали пользоваться успехом. Это вдохновило немецкого мастера больше рассказывать о технологиях для борьбы с болью в стопе. Биркеншток отправился в путешествие по Германии, Швейцарии и Австрии, чтобы рассказать коллегам-сапожникам о преимуществах его новой анатомически правильной обуви.
В поездках по Европе Конрада сопровождал сын Карл, который позже вместе с братьями продолжил дело отца. Наследники Конрада не просто переняли идеи, но и развили их. В 1936 году Карл Биркеншток представил изделие ручной работы, основанное на принципе «естественной ходьбы», но массовое производство запустить не удалось. В 1954 уже сын Карла (тоже Карл) присоединился к семейному бизнесу и придумал стандартизированную стельку, основываясь на среднем показателе всех измеренных им стоп — именно в то время появилась культовая пробково-латексная стелька «Blue Footbed», которую мы знаем сегодня.
В Birkenstock уверены, что Карл опередил время. В 1963 году на обувной выставке в Дюссельдорфе компания показала сандалии, которые описывали как современные и стильные. Но мода тогда находилась под влиянием итальянских шпилек, поэтому общественность не оценила авангардный дизайн с одним ремешком. После той неудачи Биркеншток решил распространять информацию о своей обуви через врачей. Он выпустил брошюру, в которой подробно объяснил функциональность сандалий и вскоре получил множество заказов от медицинских работников.
В 1966 году швея Марго Фрейзер, которая выросла в Берлине, а после войны переехала в Сан-Франциско, случайно наткнулась на пару биркенштоков во время посещения баварского спа-центра. Обнаружив, что сандалии облегчили ее боль в ноге и спине, женщина начала импортировать их в США, где главными поклонниками обуви стали хиппи.
Какие модели Birkenstock предпочитают знаменитости
Креативность Карла Биркенштока-младшего не знала границ. В 1964 году компания на выставке Foot and Shoe в Гамбурге представила новую закрытую модель (но с открытыми пальцами) в кожаном или шерстяном вариантах, которая позже стала известна как Zürich. Ношение сандалий в те времена было не распространено, особенно среди мужчин, поэтому в Birkenstock сделали ставку на более типичную обувь, которую можно носить на улице или в помещении в качестве тапочек. Функциональную модель оценили автомобилисты, пенсионеры, представители альтернативных движений, а со временем и широкая публика, которая начала осознавать важность здоровой обуви.
В 1973 году вышла флагманская модель Arizona с двумя ремешками, которая наиболее популярна в наши дни. Среди ее первых поклонников был основатель Apple Стив Джобс, а позже этот вид биркенштоков носили Леонардо Ди Каприо, Джулия Робертс, Шарлиз Терон, Джиджи Хадид и другие звезды.
В середине 1960-х Birkenstock выпустил закрытые сандалии, а в 1970-е бренд пошел еще дальше и представил пробковые сабо Boston с закрытым носом. На тот момент в магазинах можно было найти аналогичную обувь только из дерева, а сабо немецкого бренда отличали легкость и гибкость. У этой модели тоже есть много поклонников среди знаменитостей — в их числе Вупи Голдберг, Сиенна Миллер, Кира Найтли, Роберт Паттинсон, Канье Уэст и Джейсон Момоа.

Еще один хит в линейке бренда — модель Gizeh. Эти сандалии-стринги с ремешком между большим и остальными пальцами появились на рынке в 1983 году. Базовые стельки не сочетались с дизайном этого вида обуви, и Карл Биркеншток потратил три года на разработку подходящего варианта. Gizeh стали очередным бестселлером, который в разные годы выбирали Джулианна Мур, Хайди Клум, Энн Хэтэуэй и Эшли Олсен.
Как биркенштоки стали модными
Первая попытка немецкого бренда ортопедической обуви выйти на модный рынок провалилась, но к 90-м годам прошлого века все изменилось. Производители функциональных сандалий никогда не поддавались модным тенденциям в ущерб качеству, и в итоге это нашло отклик в сердцах дизайнеров и массового покупателя.
«В период экономического подъема 1980-х и 1990-х годов Birkenstock продавал продукцию по всему миру, хотя по-прежнему в основном медицинским работникам и представителям экологически сознательных субкультур, — рассказывает официальный сайт бренда. — Но затем произошло нечто неожиданное».
В 1985 году в британском журнале Elle появились авангардные фотографии Кима Нотта в японском стиле, на которых модели были в сандалиях Boston и Arizona. Через пять лет 16-летняя Кейт Мосс позировала в моделях Palermo и Rio Birkenstock для обложки журнала The Face. А после этого обувь бренда появилась на подиумах — модельер Фиби Фило для показа модного дома Celine включила в коллекцию сандалии с подкладкой из норки, похожие на Arizona.
Другим дизайнером, обратившим внимание на Birkenstock, был Марк Джейкобс. В 1993 году он переосмыслил Arizona в яркой коллекции «Grange» для бренда Perry Ellis. Изделие из натуральной кожи, шелка и замши украсили пряжкой со стразами. Лимитированная серия была доступна эксклюзивно в универмаге Bergdorf Goodman в Нью-Йорке, а после этого магазины немцев появлялись и в других модных торговых центрах по всему миру.
В начале XXI века на рост популярности бренда повлияло сотрудничество с немецкой супермоделью Хайди Клум. После успешного партнерства в Birkenstock начали работу с различными дизайнерами, в числе которых были Рик Оуэнс, Жиль Сандер, Валентино и студенты лондонской школы Central Saint Martins. Немцы даже позволили Dior выпустить роскошную модель за тысячу долларов, а еще коллаборацией с брендом отметился Manolo Blahnik — тот самый бренд, чьи туфли боготворила Кэрри Брэдшоу из «Секса в большом городе». Все это вдохновило компанию на открытие креативной студии Birkenstock 1774, которая специализируется на сотрудничестве с известными и начинающими дизайнерами.
Популярность Birkenstock сегодня
Коллаборации с известными брендами, маркетинговые усилия и появление разноцветной линейки привели к тому, что биркенштоки перестали считаться уродливой обувью на любителя. Приверженность немцев к качеству совпала с тем, что молодое поколение предпочитает отказ от красоты в пользу комфорта. Еще одним фактором роста популярности сандалий считают пандемию коронавируса, когда люди в изоляции отвыкли от одежды и обуви «на выход». Сейчас сандалии носят не только хиппи, пенсионеры и туристы, но и инфлюэнсеры. По данным Birkenstock, у их обычного клиента в среднем есть 3,6 пары.
Подобрать сандалии Birkenstock и другую удобную обувь можно в нашем онлайн-каталоге или магазинах Спортмастер.
Фото: Unsplash