Мемориал погибшим пассажирам рейса 571. Фото: BoomerKC./Wikimedia Commons

В 2024 году драма «Общество снега», основанная на истории крушения самолета с уругвайской регбийной командой на борту, получила две номинации на премию «Оскар», в том числе за лучший фильм на иностранном языке (испанский). Рассказываем о реальных событиях, которые легли в основу сценария.

Из-за чего произошла авиакатастрофа

12 октября 1972 года самолет уругвайских военно-воздушных сил отправился в чартерный рейс FAU 571 из Монтевидео (Уругвай) в Сантьяго (Чили). На борту лайнера Fairchild FH-227D находились 45 человек: пятеро членов экипажа и 40 пассажиров: участники уругвайской регбийной команды Old Christians, их друзья и родственники. Из-за плохой погоды было принято решение сделать промежуточную остановку в аргентинском городе Мендоса, откуда самолет продолжил путь на следующий день.

По ходу движения пилоты ошиблись с определением местоположения борта и сообщили диспетчерам, что уже пролетели Анды. Борт получил разрешение на снижение в сторону Сантьяго. В этот момент самолет попал в циклон, вследствие чего и без того плохая видимость упала практически до нуля. Будучи в полной уверенности, что они находятся на открытом пространстве, пилоты пошли на снижение и врезались в неожиданно возникшую перед ними скалу.

В результате столкновения у самолета отвалились оба крыла, отлетевшая в воздухе хвостовая часть унесла с собой пятерых человек. Искореженный фюзеляж покатился вниз по склону и, уткнувшись в снежные заносы, остановился в горах на высоте трех с половиной тысяч метров.

«Когда самолет потерял крылья и хвост, он на огромной скорости начал скользить вниз, — вспоминает Роберто Канесса, один из регбистов, выживших в катастрофе. — В тот момент мне казалось, что ноги выскочат через уши. Когда движение прекратилось, я не мог поверить, что остался в живых. Это противоречило здравому смыслу».

История крушения рейса с уругвайской командой по регби
Самолето Fairchild Hiller FH-227B, принимавший участие в съемках фильма «Выжить» 1993 года. Фото: Pedro Escobal/Wikimedia Commons

Сколько людей погибло в результате крушения

Непосредственно во время столкновения самолета со скалой погибли 11 человек. В их число вошли те, кого унесло вместе с оторвавшейся хвостовой частью, и те, кто погиб от удара в салоне. Пятеро — в течение первой ночи. Через неделю от полученных травм скончался еще один пассажир рейса, еще 11 погибли за два с лишним месяца пребывания в горах.

Всего из 45 человек, находившихся на борту Fairchild FH-227D, домой вернулись 16.

Что происходило после крушения

Выжившие пассажиры и члены экипажа рассчитывали на то, что их обнаружат в ходе поисков обломков самолета. Операция действительно была незамедлительно начата, однако, поскольку пилоты еще в воздухе передали неверное расположение борта, у спасателей было лишь приблизительное понимание координат того места, где произошла катастрофа. Более того, поиски затруднял сильный снегопад. На восьмой день спасательную операцию прекратили, все находившиеся на борту были признаны погибшими. Выжившие регбисты узнали об этом из радио, которое им удалось найти среди обломков.

Людям пришлось рассчитывать только на себя. Они сделали подобие укрытия из обломков фюзеляжа, нашли немного шоколада и печений, остававшиеся в самолете. Воду добывали, растапливая снег. 

Припасы быстро закончились. Еду найти было негде, поэтому выжившим пришлось прибегнуть к каннибализму и употреблять в пищу тела погибших пассажиров. Это решение далось очень нелегко.

«Я ел тело мертвого человека, который был моим другом, и думал: „Могу ли я вообще делать такое или лучше умереть?“ — вспоминает Роберто Канесса. — А потом я вспомнил, как однажды видел рыдающих матерей, узнавших о смерти своих детей, и понял, что не хочу такого для своей мамы. Пришло четкое осознание: если есть веская причина сделать что-то, тебя ничего не остановит».

29 октября на место дислокации выживших сошла лавина, сразу унесшая жизни еще восьми человек. Остальные оказались заперты в ловушке, в которую превратилось укрытие, сделанное ими из обломков фюзеляжа. Люди были заперты в тесном пространстве вместе с трупами, но путем неимоверных усилий им удалось выбраться наружу. К тому моменту в живых оставалось 19 человек. Через некоторое время от полученных повреждений и холода скончались еще трое.

Как оставшимся в живых удалось спастись?

Люди понимали, что помощь не придет. Тогда трое членов регбийной команды — Канесса, Нандо Паррадо и Антонио Висинтин — решили отправиться на ее поиски самостоятельно. Во время первого захода им удалось найти оторвавшуюся хвостовую часть самолета, где они обнаружили еду, одежду и аккумуляторы, с помощью которых можно было попробовать зарядить оставшуюся в укрытии рацию и дать сигнал бедствия. Сделать этого не удалось, и тогда спортсмены отправились в практически самоубийственную миссию: самостоятельный горный переход через Анды в сторону Чили. По пути Висинтин решил вернуться, оставив товарищам свою часть припасов. 

Через десять дней после начала похода Канесса и Паррадо вышли к бурному водному потоку и заметили на другой стороне человека на лошади. Это был чилийский крестьянин Серхио Каталан. Тот понял, что люди в беде, и пообещал вернуться на следующий день. По возвращении он перебросил через поток камень с прикрепленными к нему листом бумаги и карандашом. Паратто написал, что случилось, и швырнул «посылку» обратно. Каталан немедленно поехал в ближайший город и оповестил власти о том, что обнаружил пассажиров пропавшего без вести рейса.

22 декабря к месту расположения основной группы выживших прибыли вертолеты. Канесса и Паррадо к тому моменту уже находились в безопасности; таким образом спасателям осталось эвакуировать еще 14 человек. Все были доставлены в госпитали Сантьяго.

Что было дальше

История о том, что во время 72-дневного пребывания в горах группа выживших была вынуждена прибегнуть к каннибализму, поначалу вызвала очень противоречивые отклики в обществе. Критики указывали на несоответствие подобного христианским догмам; в частности, особенно шокированы были родственники погибших. Возмущение начало утихать после того, как Канесса и остальные объяснили, что заключили между собой договор о том, что в случае смерти жертвуют свои тела для выживания остальных. Финальной точкой стала реакция тогдашнего Папы Римского, Павла VI, который отправил телеграмму выжившим, где постфактум санкционировал их действия от лица Церкви.

На момент написания статьи Роберто Канессе 71 год. Практически всю свою жизнь он посвятил врачебной практике. В 1994 году баллотировался в президенты Уругвая, но набрал всего 0,08% голосов. В 2016 году Канесса в соавторстве с уругвайским журналистом Пабло Вьерчи написал книгу «Мне пришлось выжить: как авиакатастрофа в Андах вдохновила меня на спасение жизней». 

Нандо Паррадо также еще жив, ему 74 года. В 2006 году он стал соавтором книги «Чудо в Андах: 72 дня в горах и мой долгий путь домой», до сих пор выступает на лекциях и помогает людям, столкнувшимся с психологическими травмами. В фильме «Выжить» 1992 года, первом крупном рассказе о тех событиях в массовой культуре, Нандо Паррадо сыграл молодой Итан Хоук, впоследствии неоднократно номинировавшийся на крупнейшие мировые кинопремии, включая «Оскар».

Подобрать все необходимое снаряжение для похода вы можете прямо сейчас. Либо заходите в офлайн-магазины Спортмастер PRO и проконсультируйтесь по любым вопросам с нашими PRO-экспертами.