Как покорять небоскребы без страховки: биография Алена Робера
Французский скалолаз получил прозвище человек-паук
В этом материале мы расскажем о легенде билдеринга Алене Робере, который к 62 годам поднялся на 170 небоскребов.
С чего все началось
Ален Робер родился 7 августа 1962 года во французском городе Дигуэн. В детстве мальчик был пугливым и мечтал быть похожим на таких героев как Зорро, Робин Гуд и Д'Артаньян. Робера не интересовал спорт, он просто хотел стал смелым и однажды решил, как это сделает. Когда французу было семь лет, он посмотрел фильм «Гора». Эта картина о том, как самолет из Индии потерпел крушение недалеко от Монблана, после чего два брата-альпиниста отправились на вершину, чтобы найти выживших.
«Я был маленьким и даже не знал, что есть горы. Меня это очень вдохновило, и я просто сказал себе, что хочу стать альпинистом», — рассказывал Ален в интервью The Creative Process.
После просмотра фильма Робер увлекся скалолазанием, а в 11 лет впервые совершил восхождение по стене здания. Это произошло, когда он оказался без ключей от дома, и вместо того, чтобы в течение нескольких часов ждать родителей, мальчик безо всякого снаряжения поднялся в квартиру на седьмой этаж.
«По иронии судьбы, название резиденции было Уазан (L’Oisans), это вторая по величине гора во Франции», — рассказывал спортсмен.
Покорение гор и кома после падения
Карьера Робера началась со скалолазания. Тогда этот спорт не был популярным. Не существовало оборудованных скалодромов или клубов, к тому же Ален жил далеко от гор. Но это не остановило молодого человека на пути к цели. Француз выбрал фри-соло — наиболее сложное направление в скалолазании, которое предполагает прохождение маршрута без дополнительного оборудования и страховки. В распоряжении спортсмена только скальные туфли и магнезия.

Скалолаз быстро стал известен благодаря прохождению сложнейших в мире маршрутов в одиночку. Но в 1982 году он едва не попрощался не только с карьерой, но и с жизнью. Во время одного из восхождений Ален сорвался с 20-метровой высоты и упал руками вперед на известняковую плиту, от которой его отбросило еще на 30 метров по крутому склону. Робер переломал запястья, предплечья, локти, повредил таз, колено, нос, а еще потерял 45% крови и стал инвалидом на 66%. Спортсмен неделю провел в коме, а когда очнулся, врачи твердили ему, что о скалолазании можно забыть.
«В глубине души я понятия не имею, почему все еще жив. Обычно после такого падения человек не должен оставаться в живых, но, очевидно, я выжил. Врачи сказали, что я никогда не смогу снова заниматься скалолазанием, но я показал, что они лгали, ведь я вернулся», — цитирует Робера Guinness World Records.
Алену потребовалось два года на восстановление. Страшное падение не заставило его бросить скалолазание, но не прошло бесследно. Из-за травмы головы французский экстремал всю жизнь страдал от вертиго — заболевания, вызывающего приступы головокружения при наклоне или подъеме головы. Подобная болезнь может поставить крест на карьере скалолаза, но только не в случае Робера.
«Вместо того, чтобы плакать обо всем, что потерял, я решил оптимизировать то, что осталось. Это был мой личный рецепт. Вертиго ужасно, но оно не заставляет вас падать», — говорит он.
Ален Робер продолжил покорять вершины. В 1991 году он прошел самый сложный маршрут фри-соло в мире, а через несколько лет начал новую главу.
Переход на билдеринг
Телефонный звонок, который раздался в июне 1994 года, изменил жизнь Алена Робера. Ему позвонил кинорежиссер, который сообщил, что известный бренд спортивных часов хочет стать спонсором документального фильма о скалолазании под названием No Limits («Никаких ограничений»). Человек на том конце провода рассказал, что по сценарию нужно снять Алена сначала на медных песчаниках штата Юта, а потом — на стеклянном здании одного из небоскребов.
Предложение заинтересовало скалолаза, а режиссер пообещал, что его команда получит все необходимые разрешения. Но на деле городские съемки едва не сорвались. Сначала их перенесли из-за отсутствия лицензии, а когда стало понятно, что никто не позволит лезть на небоскреб официально, съемочная бригада решилась на свой страх и риск снимать незаконно. Робер вместе с режиссером долго искали здание, которое красиво смотрелось бы в кадре и подошло бы для восхождения. Выбор пал на хорошо охраняемый чикагский небоскреб Citicorp Citibank Center.
«Надо мной возвышается корпоративная башня, все 48 ее этажей. Напряжение достигло предела. Чикаго — город Аль Капоне и организованной преступности, и все кажется абсолютно враждебным, — писал Робер в автобиографии «Голыми руками». — Службы безопасности будут преследовать меня, полиция и пожарная бригада захотят задержать меня. Что произойдет? Меня пугает перспектива быть схваченным большими злыми охранниками или арестованным американскими полицейскими, которые носят оружие и не боятся его использовать — не говоря уже о том, что я могу упасть с высотного здания».
Подготовка получилась нервной. Робер изучал здание с помощью бинокля, чтобы найти его недостатки и понять, какие детали помогут добиться успеха. До него на подобную авантюру не решался никто в мире. Другой французский скалолаз Жан-Батист Трибу как-то забрался на небоскреб для съемок рекламы, но преодолел всего один этаж и спрыгнул на мат. Кроме вопроса опасности для жизни Алена беспокоили потенциальные проблемы с законом в чужой стране.
«А действительно ли это того стоит? Я чувствую себя древним мореплавателем, который отправляется в глобальное путешествие, разрываясь между искушением приключения и страхом потерять жизнь. Я практически нахожусь на головокружительном краю обрыва», — описывал скалолаз ощущения в автобиографии.
Затея в Чикаго едва не сорвалась из-за марафона, маршрут которого пролегал у подножия выбранного небоскреба — съемочная команда этого не учла, что привело Алена в бешенство, а потом в неподходящий момент пошел дождь. Уставший из-за нервного перенапряжения спортсмен прилег поспать. День уже клонился к закату, когда ему позвонил режиссер и сказал, что отправил на место съемочную группу. Роберу надо было начать восхождение менее чем через час. Из-за отсутствия разрешения киношники снимали с безопасного расстояния, и француз находился один на один с небоскребом. На первых метрах дистанции он так волновался и спешил, что даже порезал руку о грубые края металла. Спортсмену пришлось на ходу адаптировать технику для новых условий, а когда в его поле зрения показалась вершина, он расслабился и понял, что справился. На крыше экстремала уже ждала толпа полицейских, охранников и пожарных, которая пристально наблюдала за его действиями.
«Я разбиваю лед широкой улыбкой и приветствием на ломаном английском с моим сильным французским акцентом. «Привет, ребята! Не волнуйтесь, я профессиональный скалолаз. В Чикаго нет гор, на которые можно было бы забраться, поэтому я решил подняться на самую высокую вершину! Никаких проблем! Все в порядке...» Они наклоняют головы и хмурятся. Ни одна из сторон не уверена в том, что происходит. Похоже, они не очень оценили шутку», — рассказывал Ален.
Робер вспоминал, что не почувствовал враждебности со стороны представителей правопорядка, и все же его впервые в жизни арестовали и на несколько часов поместили в камеру. Но спустя время он понял, что это заточение стало для него освобождением.
«Направление моей жизни кардинально и бесповоротно изменилось, — вспоминал Робер в книге. — Этот день должен был стать тем, который поможет меня определить. Я и не подозревал об этом, но город Чикаго только что открыл дверь в совершенно новую вселенную... вереницу гор из стекла и стали».
Покорение небоскребов в России
После первого восхождения на небоскреб Алена Робера уже было не остановить. В 1994 году он слово Кинг-Конг поднялся Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке, а потом покорил другие знаковые сооружения, среди которых Эйфелева башня, Сиднейский оперный театр, мост «Золотые ворота» в Сан-Франциско, самая высокая в мире башня Бурдж-Халифа в Дубае (828 метров), Башни Петронас в Куала-Лумпуре и другие.
Добрался человек-паук и до России. В 2007 году он поднялся на высотку МГУ, через четыре года забрался на 242-метровую башню «Запад» комплекса «Федерация» в Москва-Сити, а еще добавил в коллекцию 27-этажное здание на Ленинградском проспекте, где находится офис Mail.ru. Восхождение на башню «Запад» было по-своему уникальным из-за ее фасада, на котором нет ни одной зацепки. Для Алена смонтировали специальную страховочную систему, которая стала для него дополнительной полосой препятствий. Столичными высотками в России француз не ограничился. В 2014 году он отправился в Екатеринбург, чтобы подняться на здание бизнес-центра «Высоцкий». Сделать это Ален хотел без дополнительного оборудования, но на месте обнаружил, что подъем невозможен без специальных присосок.
В апреле 2015 года Ален Робер попал в Книгу рекордов Гиннеса за самое большое количество восхождений на небоскребы — 121. С тех пор цифра только увеличивается. Сейчас в его коллекции уже 170 зданий, причем останавливаться экстремал пока не собирается.
Ален Робер по прозвищу человек-паук в интервью The Creative Process:
Наш инстинкт выживания действительно работает очень хорошо. Я не хочу падать. Я не хочу умирать, даже если вдруг оказываюсь на волосок от гибели. Это не так уж меня и беспокоит. Если я чуть не упал, то думаю, что не упал же. Тогда шоу должно продолжаться. И все. Я не паникую. Я просто одно за другим преодолеваю препятствия.
Социальный подтекст
Восхождения Алена Робера — это не только экстрим и борьба с самим собой. Это способ выразить гражданскую позицию по многим политическим и социальным вопросам. Во время подъема в Гонконге он вывесил местный и китайские флаги с изображением рукопожатия, что должно было символизировать мир, в Маниле поддержал Филиппины в вопросе о спорах с Китаем по поводу морских вод, в Париже призывал уважать не только человеческую, но и растительную жизнь, а еще выражал протест против пенсионной реформы Эммануэля Макрона.
А главное, за что выступает Ален Робер, — борьба с глобальным потеплением, которое в числе прочего происходит из-за чрезмерного потребления. Скалолаза беспокоит, что люди не задумываются о том, что с каждым годом ресурсов на планете становится все меньше:
«Сейчас слишком много промышленности, слишком много всего. Когда я был маленьким, то не ходил в супермаркет, их не существовало. Было только немного продуктов, можно было купить одну пачку чипсов и два-три вида йогуртов. Сейчас их 300 видов и 300 снэков. Во всем есть баланс, поэтому чем больше мы производим, тем больше разрушаем планету. И если вы хотите остаться в живых, нам нужно защищать планету. Вот почему индейцы называют ее Матерью-Землей».
Многочисленные аресты
Робер — рекордсмен по количеству не только восхождений, но и арестов. Большинство небоскребов он покорял без предварительного согласования с властями, что приводило к проблемам. Его арестовывали больше 150 раз и часто быстро отпускали, но в некоторых странах задержание затягивалось. Он получил шесть дней тюрьмы в Китае, девять — в Токио, семь — в Сан-Франциско, и это далеко не полный список. Но наиболее строгое наказание ему грозило в Малайзии — после двух неудачных попыток подняться на Башни Петронас ему могли дать до пяти лет тюрьмы. Но Ален должен был закончить начатое — на третий раз он добрался до вершины несмотря на сильный ветер и потратил на это шесть часов.
Кстати, покорить самое высокое здание в мире ему удалось официально. За годы карьеры он обзавелся друзьями в дипломатической среде, которые помогли ему получить разрешение на восхождение на башню Бурдж-Халифа в Дубае.
Робер признается, что его восхождения фри-соло были гораздо опаснее того, чем он занимается сейчас — подъем на здания более однообразен, поэтому если преодолеть первые метры, то при достаточной выносливости не так сложно дойти до вершины.
«Для меня мой разум — это страховочная сетка, — говорит Робер в интервью The Creative Process. — Мы, люди, к сожалению, связываем безопасность только с тем, чего можем коснуться — веревка, цепь, лестница, что угодно. Но это может быть что-то еще, например, вера в себя. Я много раз был в суде, защищаясь перед прокурором, обвиняющим меня в безрассудном подвергании опасности. Но я объяснял, что когда поднимаюсь, то знаю, что делаю, и чувствую себя в безопасности. А если я чувствую себя в безопасности, это значит, что я не подвергаю опасности никого другого».
Если история Алена Робера вдохновила вас попробовать скалолазание, подобрать экипировку и снаряжение для этого или других видов спорта вы можете в нашем онлайн-каталоге или магазинах Спортмастер.
Фото: Wikimedia Commons: Emmanuel Aguirre, Robi Bosh, Nikeush