В августе 2025 года вся Россия следила за застрявшей на пике Победы (Киргизия) альпинисткой Натальей Наговициной. Девушку спасти не удалось — в конце месяца местные власти официально признали ее гибель.

На этом фоне развернулась острая дискуссия о работе спасателей — не все считают, что для помощи Наговициной было сделано всё возможное. Спортмастер Медиа рассказывает, как устроены спасательные операции в горах — и почему не всегда получается помочь.

Главные опасности в горах

Штурм вершин — это по определению экстремальное занятие. Альпинисты сталкиваются со множеством опасностей, в числе которых:

  • лавины; 

  • камнепады; 

  • сели;

  • трещины, 

  • резкое ухудшение погодных условий; 

  • переохлаждение/обморожение; 

  • тепловой удар;

  • последствия высотной болезни;

  • потеря ориентирования;

  • проблемы с экипировкой/снаряжением; 

  • нападение диких животных. 

Некоторых из этих рисков можно отнести к неконтролируемым, например лавины и камнепады. Большую же часть можно свести к разумному минимуму за счет правильной подготовки к восхождению и соблюдению правил безопасности на склоне.

Комбинация этих угроз делает горные походы очень рискованным занятием. Как следствие, на восхождениях по всему миру регулярно гибнут люди.

Кто должен помогать

Перед восхождением стоит поинтересоваться, на кого можно рассчитывать в случае беды.

Мировая практика

Общего стандарта горноспасательной службы в мире не существует — в каждой стране инфраструктура развивалась индивидуально. Иногда она принимает очень причудливые формы, но глобально можно выделить три системы.

Частная система. В некоторых странах горным спасением исторически занимаются частные фирмы — нередко они работают в формате добровольных сообществ, существуют на пожертвования и берут оплату за сложные услуги. Яркий пример — Германия, где за работы в горах отвечает добровольческая организация «Бергвахт», входящая в Немецкий Красный Крест. За одни операции немцы денег не берут (обычно это медицинские случаи, которые покрываются страховкой), но за другие, вроде поиска пропавших без вести, выставят внушительный счет.

Государственная система. В большинстве стран мира за помощь в горах отвечает государство, а спасатели-альпинисты встроены в систему экстренных служб — так это работает во Франции, Испании, Италии, Канаде. Обычно платить за спасение не надо, но может потребоваться медицинская или туристическая страховка. Иногда в качестве горноспасательной службы выступает армия — как в Израиле или Пакистане. 

Спасательная операция в Канадских Скалистых горах
Спасательная операция в Канадских Скалистых горах. Фото: BrettA343/Wikimedia Commons

Смешанная система. Симбиоз бизнеса и государственных усилий. Каноничный пример — Швейцария, в которой на 100% частная воздушная флотилия Rega (больше 10 баз и 20 судов по всей стране) сотрудничает с местной армией, чтобы помогать альпинистам в беде. Работает эффективно, но стоит дорого. Чуть иначе система устроена в США: здесь спасением в горах обычно занимаются рейнджеры национальных парков, но для сложных задач привлекают частные вертолетные компании или добровольческие горные отряды.

В путешествии обязательно нужно уточнить, кто именно может оказать помощь и сколько это будет стоить. История знает пример, когда альпинист во Франции спускался с горы со сломанной ногой только потому, что боялся разориться из-за отсутствия страховки, хотя в этой стране с него бы денег не взяли. Обратные случаи наверняка тоже были.

Российская практика

В нашей стране сложилась интересная ситуация со спасением на вершинах. Помощь в чрезвычайных ситуациях традиционно оказывает государственное Министерство по делам гражданской обороны (МЧС), в составе которого есть горноспасательная служба. Но туристам она не помогает — исторически ее сфера деятельности относится к горнодобывающей промышленности. Специалисты этой службы работают на пожарах в шахтах и ликвидациях завалов.

Отдельной структуры для попавших в беду альпинистов внутри МЧС не существует. Помощь пострадавшим на вершине оказывают региональные поисково-спасательные отряды (ПСО), для которых горные ЧП зачастую — лишь одна из сфер деятельности.

У каждого отряда своя история становления, спектр задач и район работы. Формирований не так много, но каждое можно назвать легендарным — Эльбрусский высокогорный, Южный, Алтайский, Северо-Западный ПСО, отряд «Кубань-СПАС» за годы работы провели тысячи спасательных операций и сохранили множество жизней.

Уровень оснащенности отличается от отряда к отряду: у кого-то есть снегоходы, вездеходы, ратраки и даже собственный вертолет, у кого-то нет. В таком случае на помощь могут прийти смежные службы — Росавиация, другое подразделение МЧС или даже армия.

МЧС финансируется из государственного бюджета, поэтому спасработы, включая эвакуацию вертолетом, для россиян бесплатны. Но министерство периодически поднимает вопрос о введении специальных страховых полисов для экстремалов — чиновники считают, что из-за бесплатной помощи туристы склонны к неоправданному риску.

Как устроена спасательная операция

Спасатели по всему миру прикладывают огромные усилия, чтобы помощь в горах в принципе не потребовалась. Специалисты на местах постоянно исследуют окрестности, находят опасности, анализируют погоду и стараются работать с гостями.

Но профилактика работает не всегда. Список возможных проблем огромен:

  • заблудившиеся туристы;

  • сход лавины, оползня, камнепад;

  • нападение диких животных;

  • необходимость экстренной медицинской помощи в труднодоступном районе.

Любое спасение начинается с получения информации о ЧП: пострадавшие могут выйти на связь сами (через общий номер 112 или по рации) или передать просьбу о помощи с другими туристами. Если маршрут зарегистрирован в МЧС (ранее Спортмастер Медиа рассказывал, как это сделать), спасатели сами могут отправиться на помощь, если туристы не вернутся в установленные сроки.

Спасательная операция на пике Хан-Тенгри.
Спасательная операция на пике Хан-Тенгри. Фото: Jaan Künnap/Wikimedia Commons

Каждый негативный сценарий отрабатывается по единому протоколу:

  • поиск и уточнение места происшествия;

  • организация связи между спасателями;

  • организация и проведение аварийно-спасательных работ (АСР) с учетом местности;

  • оказание первой помощи;

  • эвакуация.

К большинству ситуаций спасатели готовы. Во многих российских ПСО есть кинологические расчеты (для помощи при сходе лавин), техника для доступа в отдаленные места (ратраки, снегоходы, УАЗики), эвакуационное и медицинское оборудование. Сами спасатели — опытные профессионалы, которые отлично знают местность и постоянно совершенствуют навыки. Но даже так помочь удается не всегда.

Почему иногда спасатели бессильны

При всем многообразии техники и накопленного опыта, у всего есть предел. Иногда помочь альпинисту просто невозможно.

Погода — главный враг спасателей. Чем выше гора, тем чаще и быстрее там меняются условия: может внезапно опуститься туман, начаться метель или установиться сильный мороз. На некоторых вершинах, таких как К2 или даже относительно низкий Маттерхорн, периоды хорошей погоды крайне редки и непродолжительны, что делает их одними из самых опасных для альпинистов.

Против плохой погоды нет инструмента — в сильный ветер и нулевую видимость организовать безопасную операцию не получится. Важно помнить, что в своей работе спасатели руководствуются девизом «выжить и спасти» (то есть не увеличить количество пострадавших), а принцип «разумного риска» в России даже закреплен законодательно.

Сложность маршрута тоже имеет значение. Иногда путь к пострадавшему может быть таким долгим, трудным и рискованным, что операцию отменят. В некоторых случаях могут применить вертолет, но из-за той же погоды его использование возможно далеко не всегда и на очень ограниченной высоте.

Отдельная тема — горы-восьмитысячники. В «зону смерти», то есть на высоте от 8000 метров, где дышать можно только с кислородным баллоном, а каждый шаг дается с огромным трудом, спасатели не ходят никогда. Соответственно, шансы эвакуировать кого-то оттуда стремятся к нулю.

Альпинизм всегда был и останется зоной повышенного риска. Даже самые опытные спасатели, оснащенные техникой и поддерживаемые государством, не всесильны. Погода, высота, сложность маршрута или элементарное стечение обстоятельств могут превратить любую экспедицию в трагедию.

В горах действует простое правило: ответственность за жизнь и здоровье в первую очередь лежит на самом человеке. Поэтому стоит отнестись к подготовке серьезно — выбрать лучшее снаряжение можно в онлайн-каталоге Спортмастера.

Обложка: Lennart Brügge/Wikimedia Commons