Почему фехтовальщики соревнуются в белой форме? Есть красивая легенда: в прошлом так было проще фиксировать уколы. Шпаги, сабли и рапиры смазывали углем или марганцовкой, следы от которых отлично проявлялись на белых костюмах. Как и кровь — во времена настоящих дуэлей. Сейчас традиция осталась, но практический смысл исчез: уколы в фехтовании фиксируют иначе.

Куда можно колоть в фехтовании

В этом виде спорта засчитывается не каждый укол, а только попадание в легальные зоны. Они различаются в зависимости от оружия.

  • Рапира. Самое сложное оружие во всем фехтовании, при работе с которым площадь поражения ограничена исключительно торсом, — попадания в другие части тела не регистрируются.

  • Сабля. С этим снарядом все гораздо динамичнее — площадь поражения шире и включает всю верхнюю половину тела. В том числе руки и голову.

  • Шпага. Уколы разрешено наносить в любую часть тела, кроме затылка. При этом есть ограничения: усилие, приложенное к шпаге, должно быть не меньше 500 г, а укол, нанесенный позже предыдущего на 0,05 секунды и менее, не засчитывается. При одновременном попадании очко присуждают обоим спортсменам.

Фехтование — достаточно сложная дисциплина со множеством нюансов. Спортмастер Медиа ранее подробно рассказывал о них.

Как считываются попадания в фехтовании

Выше упоминается усилие в 500 г и абсолютно неправдоподобный с точки зрения обывателя промежуток между ударами в 0,05 секунды. На глаз судья такой показатель не зафиксирует, но этого и не требуется. В фехтовании давно другой подход — современный и технологичный.

Для точного измерения и регистрации попаданий существует электронная система. Костюм фехтовальщика и его оружие нашпигованы датчиками и проводами — некоторые из них можно заметить на соревнованиях. Порой кажется, что спортсмен будто к чему-то привязан, но на деле провода ведут к регистрационной системе, моментально считывающей все касания. Для корректной работы атлеты носят так называемые ламе — куртки, проводящие ток.

В деталях работа электронной системы тоже отличается в зависимости от оружия.

  • Рапира. В соревнованиях на рапире важную роль играет как устройство самого оружия, так и ламе. Оружие снабжено проводами, они идут к электрокуртке владельца рапиры и соединены с общей системой. На конце рапиры есть кнопка, которая, при попадании в ламе соперника с определенной силой (то есть при уколе), передает сигнал, и на табло загорается соответствующий знак. В случае, если рапирист промахивается мимо ламе, это моментально фиксируется.

  • Сабля. Здесь система во многом похожа на описанную выше. Электрическая цепь размыкается при касании или ударе, сигнал сразу передается на табло.

  • Шпага. Отличается от предыдущих оружий устройством проводки и методом регистрации попаданий. В соревнованиях на шпаге допустимая площадь атаки — все тело, кроме затылка, поэтому для подсчета не нужно ламе. Ориентир — только кнопочный наконечник, при срабатывании которого электрическая цепь размыкается.

Для стабильной работы систем требуются провода и грамотная настройка каждого элемента. Проверка электроники превратилась в важный ритуал фехтования и значит в этом спорте не меньше, чем культура рукопожатий. Атлет обязан уметь настраивать электронику оружия так же виртуозно, как и исполнять финты. Во многих клубах и сборных для подготовки инвентаря есть отдельный человек — полноценный член команды.

Беспроводное фехтование

В век сверхбыстрых технологий провода, тянущиеся от курток фехтовальщиков, смотрятся архаично. Попытки сделать датчики полностью беспроводными предпринимались, впервые — на Олимпийских играх в Рио в 2016 году. 

Но с тех пор дело особенно не продвинулось: в 2024-м году в Париже фехтование вновь проходило на проводах. Переключение на полностью беспроводной вариант затруднено из-за дороговизны оборудования и ряда ошибок, породивших недоверие к новой системе. После 2020 и 2022 годов также возникли проблемы логистического характера из-за событий в мире.

На данный момент в фехтовальном мире популярно мнение, что провода лучше оставить, как минимум — на крупных турнирах. Аргументы железные: механизм привычный, точность замечательная. А громоздкость структуры — не проблема для соревнований вроде Олимпиады: раз в несколько лет можно и постараться.

Фехтование удивительным образом сочетает уважение традиций и приверженность современным технологиям. Но изумляться не стоит — именно такой микс делает фехтовальный спорт таким привлекательным и зрелищным.

Самые актуальные решения для любых спортивных задач можно найти в онлайн-каталоге Спортмастера.

Обложка: Pexels

Подарочные карты
49 ₽
Спортмастер | Упаковка для подарочной карты "Мастер новогодних подарков"
2
Купить
49 ₽
Спортмастер | Упаковка для подарочной карты "Футболисты. Победа"
2
Купить
49 ₽
Спортмастер | Упаковка для подарочной карты "Спортивной зимы!"
1
Купить
1 000 ₽
Спортмастер | Подарочная карта Спортмастер 1000 руб
2704
Купить
1 500 ₽
Спортмастер | Подарочная карта Спортмастер 1500 руб
2704
Купить
2 000 ₽
Спортмастер | Подарочная карта Спортмастер 2000 руб
2704
Купить
3 000 ₽
Спортмастер | Подарочная карта Спортмастер 3000 руб
2704
Купить
500 ₽
Спортмастер | Подарочная карта Спортмастер 500 руб
2704
Купить
5 000 ₽
Спортмастер | Подарочная карта Спортмастер 5000 руб
2704
Купить
69 ₽
Спортмастер | Упаковка для подарочной карты "Дед Мороз и Снегурочка"
2
Купить
249 ₽
Нет в наличии
Спортмастер | Упаковка для подарочной карты "Футбольный мяч"
5
Купить
49 ₽
Спортмастер | Упаковка для подарочной карты "Угадать с подарком просто!"
2
Купить