Как тормозить на роликах
Важный скилл для комфортного катания
Это материал о том, как замедляться на роликах. Еще у нас есть текст про подшипники в роликовых коньках.
Сразу к делу. Первый и очевидный совет о том, как научиться останавливаться на роликовых коньках, – не полагайтесь на другие объекты. Это базовая рекомендация, которую можно оставить за скобками, но неопытные райдеры часто испытывают соблазн остановиться, пытаясь схватить ближайшее дерево, скамейку, столб и другие статичные объекты – так делать не стоит.
Второй, чуть менее очевидный совет, – использовать встроенный тормоз, который есть на многих роликах. Это рычаг с тормозной колодкой, установленный в области пятки. Он не мешает обычному катанию, но при выполнении трюков будет лишним, а опытные роллеры предпочитают снимать его, даже если не планируют прыгать по перилам.
Для остановки встроенным тормозом нужно слегка выставить вперед ногу, которой собираетесь тормозить, и перенести вес тела на другую, опорную. Выставленную ногу следует выпрямить и слегка приподнять носок – так тормозная колодка соприкоснется с покрытием и под действием силы трения вы постепенно начнете замедляться.
Если рассчитываете на способ торможения с использованием встроенных колодок, обязательно проверяйте их состояние перед каждой поездкой: со временем они стираются и торможение становится менее эффективным.
Если вы новичок – торможение колодками будет лучшим способом благодаря простоте, но с развитием вам, скорее всего, захочется отказаться от него: колодки на роликах – это примерно, как дополнительные колеса на детских велосипедах. В среде опытных райдеров тормозные колодки воспринимаются, как что-то комичное.
Чем быстрее спортсмен учится останавливаться без помощи встроенного тормоза, тем увереннее он будет себя чувствовать, – так что скилл стоит освоить на ранних этапах обучения. Хорошая новость в том, что тормозить на роликах довольно просто и без колодок. Достаточно освоить одну конкретную технику и привыкнуть к ее использованию.
Техника называется «Т-стоп» – из-за формы, в которую выстраиваются ролики в момент торможения.
Пять шагов к уверенному торможению на роликах
Чтобы выполнить Т-стоп, просто поставьте ролик задней ноги перпендикулярно ведущей, чтобы колеса волочились за вами и за счет все той же силы трения, применяемой при использовании встроенного тормоза, постепенно вас замедляли. Звучит, будто колеса постепенно будут стираться, как и встроенные колодки – да, все так, но это естественная часть катания на роликах. Чтобы минимизировать эффект, старайтесь поочередно тормозить правой и левой ногами (но не сразу: это непросто, для начала освойтесь с одной ногой).
Вот несколько советов по освоению техники:
Определитесь с ведущей ногой
Довольно очевидный пункт. Вы должны естественным образом почувствовать, как вам удобнее всего тормозить – правой или левой ногой. Если вы катаетесь в обычной стойке, которую практикуют большинство райдеров, то вам будет удобнее всего переносить вес на левую ведущую, а тормозить правой задней. Если вы правша, то скорее всего лучше контролируете правую ногу, а хороший контроль необходим для грамотной постановки тормозящей ноги.
Полезно прокачаться настолько, чтобы иметь возможность без потери качества тормозить обеими ногами, но это уже продвинутый уровень, к которому не стоит торопиться. Для начала просто используйте Т-стоп так, как вам будет удобно.
Научитесь балансировать на одном роликовом коньке
Ключ к тому, чтобы легко освоить Т-стоп, – это контроль над задней ногой. Если вы прокачали этот скилл недостаточно хорошо, велика вероятность, что при попытке затормозить вы перестанете катиться по прямой, начнете крутиться на месте и в итоге упадете. Вторая причина улучшить контроль задней ноги – так вы научитесь применять разную степень давления, чтобы тормозить быстрее или медленнее.
А чтобы идеально контролировать заднюю ногу, нужно научиться достаточно хорошо балансировать при движении на одной ноге. Чтобы прокачаться в этом, при катании постепенно переносите вес тела на одну ногу и поднимайте другую. Увеличивая отрезки движения на одной ноге, вы со временем освоите этот навык в достаточной степени, чтобы уверенно тормозить с помощью Т-стопа.
Правильно ставьте ноги
Разберемся с постановкой ног. Ведущая нога должна быть направлена вперед, а заднюю нужно повернуть на 90 градусов, перпендикулярно к ведущей, ее носок будет направлен в сторону. Именно задняя нога отвечает за фактическое торможение. Технически, ваши ноги в этот момент скорее похожи на английскую L: тормозящая нога не будет располагаться ровно за ведущей, как это было бы в форме T.
Второй важный нюанс постановки ног. Задняя при торможении не будет находиться прямо позади ведущей – она может оказаться в паре десятков сантиметров от нее, а может и сильно дальше, в таком случае вам придется немного согнуть ведущую ногу в колене. Потренируйтесь в статичном положении, чтобы понять, насколько далеко вам будет комфортно отставлять заднюю ногу. Чем она дальше – тем сильнее на нее давление, а значит, быстрее торможение.
Постепенно ускоряйтесь и тормозите интенсивнее
Начните осваивать Т-стоп на небольшой скорости. Совсем небольшой – минимальной, при которой вообще происходит качение. Пробуйте начинать движение и тормозить, постепенно ускоряясь. С каждым разом вы будете все лучше чувствовать, какое давление необходимо придать задней ноге, чтобы остановиться с желаемой быстротой.
Как и с любым другим скиллом, который придется освоить для уверенного катания на роликах, нужно начинать с того, что у вас получается, внося небольшие коррективы и прокачивая новое умение, развивая мышечную память и баланс. Так что постепенно учитесь переносить все больший вес на ведущую ногу и применять все большее давление на заднюю.
Учитесь опускаться ниже для большей устойчивости
Хорошая техника предполагает достаточно сильное сгибание колена ведущей ноги и перенос на нее все большего веса. При торможении вы не должны стоять прямо. Постепенно вы достигнете уровня, при котором сможете выполнять Т-стоп с разной степенью прогиба в зависимости от скорости движения. Например, при очень медленном движении можно тормозить почти в прямом положении, но на приличной скорости вы будете опускаться гораздо ниже.
Держите спину почти прямой и смотрите вперед. Не ставьте ноги слишком близко или слишком далеко друг от друга – вам не захочется сесть в шпагат на роликах.
Вот и все, вы восхитительны. Теперь остается только практиковаться снова и снова, чтобы чувствовать себя уверенно на любых скоростях и безопасно тормозить на роликах в любой ситуации. Существуют и более сложные и эффектные способы остановки на роликовых коньках, но к ним вы, скорее всего, придете уже когда (и если) вам наскучит катание по прямой и вы захотите попробовать себя в трюковом катании.
Подобрать ролики и необходимую экипировку можно в нашем онлайн-каталоге и в магазинах Спортмастер PRO.