Как выбрать якорь для лодки
Виды, характеристики и особенности выбора якорей для плавательных средств
Всю важность якоря в эксплуатации лодки не понимает только тот, кто никогда не ловил рыбу с борта плавсредства.
Если якорь выбран неправильно, он не сможет хорошо держаться за дно, лодку будет сносить под действием течения и ветра. Это испортит активный отдых или приведет к возникновению опасных ситуаций на водоеме.
Про виды якорей для лодок ПВХ и их функциональные возможности расскажем в этой статье.
Для чего нужен якорь
Обеспечивает устойчивость лодки на плаву в нужном положении даже при сильном ветре и течении.
Помогает зафиксировать лодку в выбранной локации, чтобы тщательно обловить определенный участок.
Повышает безопасность пребывания на плавсредстве во время рыбалки, охоты или на отдыхе.
Правила выбора
Вес якоря должен соответствовать размеру лодки, чтобы ее не сносило течением и ветром.
Определить, какой якорь нужен по весу, довольно легко. На один метр длины лодки ПВХ необходим один килограмм веса якоря. Например, для лодки ПВХ 2.4 метра в длину подойдет якорь весом 2.4 кг. Если длина лодки 3 м, то 3 кг — минимальный вес для такого плавсредства.
Якорь не должен быть слишком тяжелым, потому что доставать его со дна будет гораздо сложнее. Для пользователя, который вытягивает якорную веревку, увеличиваются риски падения за борт.
Компактность — важная характеристика, на которую нужно обращать внимание. Якорь должен занимать мало места в пространстве кокпита лодки и быть удобным для транспортировки.
Защита от коррозии. Якоря, которые имеют специальное ПВХ-покрытие, долговечнее и не наносят повреждений плавсредству. Сглаженные поверхности якоря безопаснее, не способны проткнуть борта.
Особенности эксплуатации
На сильном течении нужен якорь тяжелее, с запасом в два-три килограмма.
При установке лодки на два якоря, второй якорь выбирают легче по весу, он выполняет роль распорки.
Лодку ставят носом против течения, чтобы он разбивал волны и сглаживал силу потока.
Чем длиннее якорные веревки, тем устойчивее положение лодки.
Часто веревку основным узлом привязывают к нижнему кольцу на якорной пятке (нижняя утяжеленная часть якоря), а к верхнему кольцу на веретене (металлический стержень, который соединен с пяткой якоря) веревку прикрепляют на пластиковый хомут. В случае крепкого зацепа под усилием такая стяжка рвется, якорь втягивается за нижнее кольцо на пятке.
Чтобы не потерять якорь, нужно пользоваться подходящей веревкой, которая должна по толщине и разрывной силе подходить для якорения, не резать пальцы и ладони.
На кольцо якорного веретена прикрепляют железную цепь, а уже к ней веревку. Отрезок металлической цепи в несколько метров добавляет якорю тяжести, он лучше опускается, ложится и цепляется за дно.
Наличие рыма с роликом на борту лодки, предотвращает возможные повреждения от перетирания троса о лодочный борт, значительно облегчает спуск, подъем и крепление якорной веревки.
Длина веревки от лодки до якоря должна в четыре–пять раз превышать прямое расстояние от борта до дна. Чем острее будет угол между якорной веревкой и дном, тем больше удерживающая сила якоря.
Тяжелый якорь опускают с носа лодки. Для лучшей фиксации на водоеме с течением плавсредство должно ближе к нему находиться.
Виды якорей для разных донных поверхностей
Чтобы исключить опасные ситуации и хорошо отловиться на водоеме, нужен подходящий якорь, который выбирается согласно размерам плавательного средства, учитывая силу течения, складывающиеся погодные условиям и, конечно, разновидность дна.
Якорь-кошка
Имеет складную конструкцию, удобную для транспортировки. Есть гайка для фиксации лап в собранном и разложенном состоянии. Якорь подходит для удержания плавательных средств на реках с различным течением и дном, где преобладает смесь глины и ила, могут быть камни и галька.
Якорь Холла
Модифицированный для лодок ПВХ, небольшой и легкий, при этом располагает хорошей цепкостью. Покрывается специальной полимерной пленкой для препятствия коррозии и защиты плавсредства от повреждений. Оснащен плоскими лапами, веретено с качелькой помогает лучшей фиксации на песчаном и глинистом дне. Подходит для рек и водохранилищ. Отлично выполняет свои задачи на течении.
Якорь Денфорта
Модификация якоря Холла, предназначенная для использования на песчаном, песчано-глинистом и илистом дне. Якорь Денфорта отличается высокой цепкостью, способен надежно удерживать лодку без дополнительного облегченного якоря-распорки. Но это подойдет не для каждого метода ловли.
При охоте на хищную рыбу смещение лодки около якоря только поможет обловить большую акваторию. Но если рыбачить на бортовые удочки со дна, без второго якоря не обойтись.
Якорь-гриб
Одна из популярных у рыболовов моделей для ПВХ-лодок. Якорь не имеет подвижных частей, отличается простой конструкцией и компактностью, что важно в ограниченном пространстве лодочного кокпита. Довольно часто такие якоря покрывают пленкой для защиты от коррозии.
Подходит для песчаного и илистого дна в местах с несильным течением. Где каменистое или галечное дно, удерживающих качеств такого якоря не будет достаточно. Якорь-гриб легче доставать со дна водоема, потому что он имеет отверстия в пятке, через которые проходит песок с водой, когда его поднимают на борт лодки.
Якорь-ромашка
Известен под названием «речной», по форме похож на якорь-гриб, но оснащен пятью лапами-лепестками с плавными линиями, чтобы не поцарапать поверхность лодки. Быстро находит сцепку на дне и прочнее удерживает плавсредство. Применяется на водоемах с сильным течением, на мягких и твердых донных поверхностях. Компактен, занимает мало места при перевозке и в пространстве плавательного средства.
Трехлепестковый якорь
Своим строением похож на якорь-гриб и якорь-ромашку, оснащен тремя лепестками, которые цепляются за дно. Имеет специальное ПВХ-покрытие, защищающее его от воздействия коррозийных процессов.
Плавучий (дрейфовый) якорь
Парашютная конструкция якоря позволяет снизить скорость движения лодки под воздействием течения и ветра. Изготавливается из брезента, ПВХ или парусины. Скорость дрейфа регулируется с помощью уменьшения отверстия купола.
Якорь для лодки: советы рыбакам
Использование самодельных приспособлений в качестве якоря часто встречается на практике. Некоторые владельцы маломерных судов применяют для этого гантели, блины от штанг (!), железные конструкции, изготовленные кустарным способом и по форме напоминающие якорь-кошку с приваренными лапами из тонких прутьев.
Существуют и такие пользователи плавсредств, которые стараются найти на берегу что-то потяжелее, чтобы хоть как-то заякориться. Подобранные на берегу камни и куски металла могут иметь острые края и способны привести к разрыву лодочного покрытия.
Мешки из материи с речным песком внутри — слишком громоздкие и тяжелые. Их сложнее привязать к веревке, а при поднятии со дна возникает риск выпасть за борт.
Только использование профессионального лодочного якорного оборудования, гарантирует надежную фиксацию плавательного средства на поверхности водоема и делает рыбалку, охоту и отдых на воде безопасными.
Товары для рыбалки — в нашем онлайн-каталоге.