Какие суда используют для водного туризма
Их характеристики, достоинства и недостатки
Водный туризм подразумевает различные виды активности на воде, а выбор судна зависит от ваших предпочтений, целей поездки и условий маршрута.
К наиболее распространенным типам судов относятся байдарки, каяки, катамараны и надувные рафты. Каждый из них наделен своими индивидуальными качествами. Какие критерии использовать при выборе судна для похода? Для этого существует стандартный набор характеристик, по которым оценивается степень применимости того или иного судна для конкретного маршрута.
Характеристики судов
Важнейшие свойства любого судна — плавучесть, остойчивость, ходкость, непотопляемость, управляемость и грузоподъемность. К ним нужно добавить размерность, вес, удобство сборки и ремонтопригодность. Эти характеристики имеют особое значение для походных условий, поскольку до места сплава суда доставляют в разобранном виде, а во время самого похода высока вероятность их повреждения.
Плавучестью называется способность судна держаться на воде. Это его важнейшее качество.
Остойчивость, еще одно важнейшее качество судна, — это возможность судна сохранять положение равновесия и возвращаться в него после крена.
Ходкость — характеризует скорость, которую может развить судно за счет усилий гребцов.
Непотопляемость — способность судна оставаться на плаву при перехлестывании волн через борт и при получении пробоины.
Управляемость определяется как устойчивостью на курсе, так и возможностью легко и быстро поворачивать.
Байдарка
Один из самых популярных типов судов для водного туризма. Байдарки имеют длинный вытянутый корпус с острым носом и кормой и рассчитаны на 2-3 человек. Благодаря обтекаемой форме они имеют малое сопротивление движению и хорошую курсовую устойчивость. Сверху судно закрывается декой, защищающей от попадания воды внутрь. На байдарках гребут двухлопастным веслом.
Байдарки бывают
каркасные,
каркасно-надувные,
пластиковые,
надувные.
Каркасные имеют дюралевый каркас с натянутой на него обшивкой из ПВХ-ткани. Каркас разбирается на части и вместе с обшивкой упаковывается в несколько чехлов-рюкзаков, что делает удобной доставку к месту начала похода. Непотопляемость обеспечивается за счет добавления надувных емкостей в нос и в корму.
Каркасно-надувная байдарка дополнительно имеет вдоль каждого борта два длинных баллона, наполняемых воздухом. Они и придают судну дополнительную остойчивость и плавучесть. Но при этом у них отсутствует килеватость (плоское дно) и для удержания байдарки на курсе нужно непрерывно подруливать веслами. Значительную часть внутреннего объема занимают надувные баллоны, места для багажа при такой конструкции остается не так много.
Надувные байдарки вообще лишены каркаса, их баллоны разделены на несколько секций для сохранения плавучести в случае прокола оболочки. Этот вид туристских судов наиболее прост в подготовке к плаванию. Но они менее маневренные и располагают небольшим пространством для размещения багажа.
Достоинства
Прекрасные ходовые качества
Хорошая курсовая устойчивость у каркасных байдарок, хуже у каркасно-надувных, плохая — у надувных.
Управляемость — отличная.
Малая ширина и осадка позволяет проходить по узким и мелким местам.
Недостатки
Посредственная остойчивость.
Мало места для багажа.
Хрупкость каркаса для каркасных байдарок.
Оболочка легко повреждается о камни.
Непотопляемость каркасной лодки — под вопросом.
Сложно собирается и ремонтируется.
Выбрать судно для сплава в каталоге
Каяк
Родоначальниками современных каяков были промысловые лодки народов арктического побережья (эскимосов, алеутов). В древности на деревянный каркас натягивались моржовые шкуры. Современные каяки чаще всего имеют цельную жесткую конструкцию типа «монокок» с несущей обшивкой.
Изготавливают каяки из различных стекло- и углепластиков, полиэтилена. Реже встречаются каркасно-надувные и надувные каяки. Они могут быть одноместными или двухместными (тандем). Как и байдарка каяк управляется двухлопастным веслом.
Посадочное место гребца закрывается специальной юбкой, защищающей от попадания внутрь воды. Благодаря герметичному корпусу судно напоминает поплавок. Каяк легко переворачивается и так же легко возвращается в исходное положение с помощью весла. Этот прием получил название «эскимосский переворот».
Достоинства
Высокая прочность.
Великолепная управляемость.
Непотопляемость.
Мелкая осадка.
Недостатки
Громоздкий — не разбирается.
Легко переворачивается.
Курсовая устойчивость отсутствует, требуется постоянное подруливание.
Очень мало места для багажа.
Надувной катамаран
Катамаран используют в туристических походах для спортивного сплава по горным рекам, плавания по рекам и водным просторам озер и водохранилищ. Как и байдарка он очень популярен у туристов-водников. Для приведения судна в движение используются весла, а на открытых водных просторах и парус.
Катамаран представляет собой два сигарообразных раздельных баллона, соединенных между собой жесткой рамой. Баллоны делают двухслойными: внешняя оболочка изготавливается из прочных синтетических тканей и служит для защиты внутренней от повреждений. Они могут иметь заостренные или скругленные нос и корму. На раму натягивают сетку или ткань, на которой размещается багаж и пассажиры.
Экипаж катамарана состоит из четного количества гребцов: двух, четырех, шести. Весла используют однолопастные. Для прохождения порогов гребцы садятся в коленную позицию, фиксируя ноги в специальных упорах. При этом используются специальные надувные сиденья. Благодаря этому мала вероятность, что гребца смоет за борт в пороге.
Достоинства
Великолепная «ходкость».
Большая грузоподъемность.
Легко разбирается и упаковывается в несколько мешков.
Высокая ремонтопригодность.
Неглубокая осадка.
Высокая плавучесть и непотопляемость.
Недостатки
Габариты — не пройдет в узких местах.
Высокая парусность — ветер сносит в сторону.
Рафт
Рафт (raft) с английского переводится как «надувной плот». Это большая надувная лодка. Обычно используется для водных походов по рекам с быстрым течением и порогами до пятой категории сложности. Вмещает до 10 человек плюс снаряжение.
Гребцы сидят на бортах, разместив ноги внутри рафта. Благодаря большому объему и высоте бортов обладает высокой плавучестью. Для гребли используют однолопастное весло. Управляет судном капитан, сидящий на корме.
Рафтинг получил большое распространение в популярных туристических местах: в Сочи (сплав по реке Мзымпта), на Алтае, в Турции, в Непале и т. д. Желающим предлагают однодневные сплавы по порожистым горным рекам невысокой категории сложности (до 3-й).
Достоинства
Высокая плавучесть.
Практически полная непотопляемость.
Большая вместимость и грузоподъемность.
Не требует особой слаженности экипажа.
Недостатки
Неповоротливость и посредственная управляемость.
В мощных порогах может сложиться пополам и даже перевернуться. Чтобы вернуть его в исходное положение придется причалить к берегу.
В бочках рафт заливает водой.
Не слишком удобная посадка.
Гребцов и пассажиров в порогах выбрасывает за борт на раз-два.
Большие габариты и глубокая осадка — не пройдет в узких и мелких местах.
Наделен высокой парусностью, даже небольшой ветер будет его сносить.
На спокойных участках воды тяжел и неповоротлив.
Обложка: Unsplash