Когда и как в Подмосковье появились горнолыжные курорты
Откуда рядом со столицей взялись горы, почему первые подъемники были самодельными и причем здесь прикладная наука
История большинства горнолыжных курортов Подмосковья начиналась в советское время — в 60-70-е году прошлого столетия. И во многом благодаря увлеченным горными лыжами энтузиастам из академических институтов, оборонных заводов и НИИ.
Тогда коммерческих спортивных клубов не было и быть не могло, в СССР была плановая экономика, любое частное предпринимательство было под запретом. Но при государственных предприятиях, учреждениях и учебных заведениях создавались спортивные базы отдыха для своих сотрудников или студентов. Некоторые из них даже закупали горные лыжи и ботинки, а уже сами сотрудники конструировали и строили подъемники из подручных материалов.
Отечественная промышленность подъемников не выпускала, поэтому изобретательность самодеятельных конструкторов не имела границ. Приспосабливали для этого, кто что смог. Чаще всего за основу брали механизмы от отслуживших свой срок лифтов. Наиболее успешным клубам (чаще тем, которые относились к оборонным предприятиям или академическим институтам) доставались импортные чешские подъемники серии ВЛ. При этом пользоваться ими могли только члены клуба, остальные поднимались пешком.
Горнолыжный курорт в современном представлении
По современным понятиям, настоящий курорт должен располагать не только подъемниками с высокой пропускной способностью и разнообразными склонами, но и хорошо развитой инфраструктурой для гостей:
гостиницей и шале,
теплой раздевалкой,
прокатом и магазином снаряжения,
школой с профессиональными инструкторами,
пунктами питания,
автомобильной парковкой.
Один из важнейших элементов оснащения современного курорта — системы искусственного оснежения. В наше время с теплыми и непредсказуемыми зимами без снежных пушек просто невозможно представить ни один горнолыжный курорт, даже альпийские склоны Италии и Австрии в последние годы все чаще оказываются без настоящего снега.
Еще для качественной подготовки склонов необходимы ратраки — специальные машины на широких гусеницах, которые и готовят на снежных склонах так любимый многими «вельвет». Для продления продолжительности времени катания на протяжении суток склоны освещают, для членов семей делают учебные склоны, катки и зоны развлечений. Без перечисленных составляющих место для катания с гор не может называться курортом.
В то же время горнолыжный центр, в отличие от самодеятельных клубов, работает обычно как частный бизнес, он требует огромных инвестиций в инфраструктуру и должен приносить прибыль. Исходя из этого планируется ценовая политика, формируется прайс на ски-пассы и другие услуги.
Предпосылки появления курортов
Большинство подмосковных курортов имеет свою предысторию, до их появления в этих местах лыжники уже катались на протяжении десятилетий.
На территории столичного региона таких курортов теперь насчитывается более десятка, наибольшая их концентрация — в Дмитровском районе Московской области. Там расположена самая большая возвышенность — Клинско-Дмитровская. Естественные перепады высот на ней достигают ста метров, а протяженность самых длинных трасс — около одного километра.
Многие из нынешних курортов называются спортивно-развлекательными парками и работают круглый год. Но не в том смысле, что там можно кататься на лыжах постоянно, а в том, что они предназначены для активного отдыха и летом, но только с другими видами активностей.
В Подмосковье наиболее популярны:
Сорочаны,
Клуб Леонида Тягачева,
Клуб Гая Северина,
Волен,
Степаново,
Парк Яхрома,
Лоза,
Лисья гора.
На территории Москвы:
Воробьевы горы,
Кант,
Крылатское.
Волен

Самый первый горнолыжный курорт в Подмосковье открылся в городе Яхрома в 1998 году и получил название «Волен». Как и в случае со многими другими курортами, его история началась с создания базы отдыха для сотрудников одноименной компании. Она располагалась рядом со старым 40-метровым лыжным трамплином, пришедшим в негодность после пожара. Сам трамплин разобрали, осталась лишь башня на месте стартовой площадки.
Курорт стал активно развиваться. Были установлены австрийские буксировочные подъемники, построен отель, кафе и ресторан. Появился прокат снаряжения. А главное — стали готовить склоны с помощью ратраков.
В 2001 году к Волену присоединили Степаново, хотя расстояние между ними составляет несколько километров. Там к и так уже самому большому перепаду высот в этом районе добавили насыпную гору и установили кресельный подъемник. Спуск в Степаново до сих пор является одним из самых длинных в Подмосковье — 900 м.
Горнолыжный клуб Леонида Тягачева: живая история подмосковного спорта

Предыстория создания этого клуба началась еще в середине 1960-х на склонах около деревни Шуколово в Дмитровском районе. Тогда энтузиасты из спортивного общества «Труд» создали здесь свою тренировочную базу. Поначалу не было даже примитивного подъемника — поднимались на гору пешком. Но затем это начинание переросло в нечто большее — была основана первая в Подмосковье детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮШОР) «Труд», вскоре ставшая настоящей кузницей чемпионов.
Сердцем этой школы стал легендарный Юрий Сергеевич Преображенский, вложивший в ее развитие весь свой прошлый опыт и спортивную страсть. Под его руководством выросла целая плеяда звезд советского горнолыжного спорта, среди которых были будущий главный тренер горнолыжной сборной, а затем президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев, участник Олимпийских игр 1968 года Виктор Беляков и наш лучший горнолыжник Александр Жиров.
В 1970-е годы появились первые подъемники — зачастую уникальные, собранные в единственном экземпляре силами самих спортсменов и их тренеров.
В 90-е после распада СССР спортивная база, в отличие от многих других объектов, не была заброшена. Ей занялся Леонид Тягачев, сам выросший в этих местах. Благодаря его усилиям и масштабной реконструкции, начавшейся в 2000 году, старый тренировочный центр получил новую жизнь. 17 февраля 2001 года он открылся уже как современный горнолыжный курорт, ставший достойным преемником легендарной школы и готовый к приему как профессионалов, так и любителей этого спорта.
Клуб бережно хранит свои спортивные традиции, оставаясь местом для тренировок сборных команд, и одновременно работает как популярный круглогодичный курорт.
Гостей ждут:
12 разнообразных трасс, в том числе сертифицированные международной федерацией FIS,
современный сноупарк,
каток,
лыжные трассы,
детские зоны,
вся необходимая инфраструктура для отдыха.
В этом месте прошлое встречается с настоящим, создавая уникальную атмосферу для всех, кто ценит историю, спорт и активный образ жизни.
Клуб Гая Северина

Этот горнолыжный клуб зародился на юго-востоке Московской области рядом с городом Жуковский — в Чулково. Там на берегу Москвы-реки расположен Боровской курган, с вершины которого в 1812 году в ходе Отечественной войны Кутузов наблюдал за маневрами русских войск, уходящих от французского преследования.
Тот холм уже давно освоили любители горных лыж. Клуб носит имя первого покорителя этих склонов, выдающегося конструктора, ученого и горнолыжника Гая Ильича Северина.
Еще будучи студентом Московского авиационного института, Гай Ильич увлекся горнолыжным спортом, занимаясь в институтской секции. В 1948 году он принял участие в первенстве СССР в городе Кировск и одержал там победу в скоростном спуске. Спустя два года, на чемпионате страны в Чимбулаке, он повторил этот успех и снова стал чемпионом, опередив тогда многократного чемпиона СССР Александра Филатова.
После этих успехов в спорте Северин все же выбрал путь науки и инженерии. После окончания института он приступил к работе в Летно-исследовательском институте (ЛИИ), расположенном в Жуковском. Будучи любознательным и заинтересованным в спорте юношей, Гай обратил внимание на расположенный поблизости Боровской курган — природный памятник, о происхождении которого ходили самые разные легенды. Но Северину понравились именно его крутые склоны, спускающиеся к Москве-реке, и он начал на них тренироваться одним из первых. Причем во время работы в ЛИИ Гай Ильич со спортом не расставался, до 1956 года входил в сборную страны и выступал на международных соревнованиях.
Став главным конструктором и директором НПП «Звезда» (предприятие, занимающееся системами жизнеобеспечения летчиков и космонавтов), Северин выступил со своей инициативой: предложил создать на Боровском кургане базу для тренировок летчиков-испытателей и космонавтов. Так в 1976 году здесь появилась первая трасса с самодельным подъемником. Она заложила основу будущей базы.
Автор этой статьи приезжал на Боровской курган еще задолго до получения клубом официального статуса горнолыжного курорта. Особенно интересной и необычной тогда показалась конструкция самодельного подъемника, у которого привод от электродвигателя на трос осуществлялся через задний мост грузовика ЗИЛ. Сам трос наматывался на колесный диск, а его скорость регулировалась переключением коробки передач от того же автомобиля. Тогда на Боровском кургане катались в основном жители Жуковского, из других мест ехать было далековато и неудобно. Но приезжали сюда и из Москвы, это ближайший к столице подмосковный горнолыжный спуск.
Клуб пережил девяностые и существовал на общественных началах до 2004 года. Тогда было зарегистрировано некоммерческое партнерство «Горнолыжный клуб Гая Северина», работающее и по сей день.
На горе вместо самоделок установили фирменные подъемники, смонтировали систему искусственного оснежения и подключили вечернее освещение, открыты трассы для разных уровней, работает своя школа инструкторов по обучению катанию на горных лыжах и сноуборде. А руководят клубом два Северина: сын и внук Гая Ильича.
Спортивный парк «Сорочаны» и человек, который его задумал

Первые подъемники в районе деревни Курово появились в 70-е годы прошлого века. В самой деревне свою спортивную базу построил для спортивной базы Институт атомной энергии им. И. В. Курчатова. База называлась «Малахит», размещалась в солидном кирпичном двухэтажном здании и располагала несколькими бугельными подъемниками.
В этом доме можно было переодеться, погреться у большого камина и перекусить. Те же лыжники, кому не хватило место на базе, договаривались с местными жителями об аренде комнат в избах. По соседству с курчатовскими находился подъемник еще одного московского института — НИИТП. На этих склонах было красиво, и на выходные сюда приезжало много любителей покататься в окружении живописных холмов.
Накануне наступления нового тысячелетия на эти места обратил внимание один неугомонный человек, у него зародилась дерзкая мечта. Этим человеком был Леонид Андреевич Сорочан — личность, будто собранная из осколков ушедшей эпохи и энергии грядущей. Выпускник Ленинградской консерватории, прошедший сквозь огонь Великой Отечественной войны, он проживал свою жизнь как калейдоскоп ярких ролей: работа с оркестром Леонида Утесова, менеджер балета Якобсона, администрирование в театре Райкина-старшего, затем ресторатор эпохи первых кооперативов и даже кинопродюсер, снявший четыре фильма. Но в его сердце всегда жили две страсти: теннис и головокружительные спуски с гор.
Именно это увлечение, помноженное на предпринимательский талант, подтолкнуло 75-летнего Сорочана к его самой грандиозной авантюре. Он загорелся идеей подарить жителям шумной столицы и ее окрестностей частичку альпийской свободы — создать в этих подмосковных лесах у тихой деревни Курово современный и по-настоящему народный доступный курорт.
Тогда Леонид показал эти склоны владельцу газовой компании «Итера» Игорю Макарову и предложил построить здесь новую гору для горнолыжников, но в разы больше, чем у «Волена». Для «Итера» это был в чисто коммерческий проект, и она выступила его основным спонсором. На строительство парка была выделена солидная сумма.
Так началась эпопея, напоминающая скорее миф о титанах, чем обычное строительство. На месте живописных, но скромных любительских склонов, где десятилетиями катались местные энтузиасты, развернулась гигантская стройка. Десятки могучих самосвалов «Вольво» днем и ночью свозили сюда тысячи кубометров грунта. В итоге гору увеличили, почти удвоив природный перепад высот, с 60 до 98 метров. Это был вызов самой природе, акт творения — за год выросла искусственная громада, ставшая символом новой эры подмосковного отдыха. Лыжники-старожилы, защищавшие свою годами создаваемую инфраструктуру, поначалу с горечью и протестными плакатами наблюдали, как их привычный мир рушится под колесами прогресса. Правда, «Курчатовский» дом удалось отстоять, его не снесли, а членам клуба «Малахит» по окончании строительства выдали льготные ски-пассы.
Сорочан мечтал о парке-гиганте на трехстах гектарах подмосковных земель, который смог бы принимать в шесть раз больше гостей, чем соседний «Волен». И цены в нем должны были стать демократичными, почти символическими, чтобы кататься могли все желающие.
Парк торжественно открылся зимой 2002 года. В этом году проходила Зимняя олимпиада в Лейк-Плэсиде, открытие парка приурочили к их началу. Сначала были запущены два подъемника: 4-кресельный фирмы Doppelmayr (такого еще ни у кого не было) и австрийский буксировочный. Подъемники работали днем и за полночь в выходные и в будни, поднимая всех желающих. Первые посетители, устраиваясь на удобных креслах австрийского подъемника, уже ощущали приближение светлого горнолыжного будущего. Им казалось, мечты сбываются.
Однако в феврале того же года Леонид Сорочан трагически погиб в автокатастрофе. Его детище осиротело, воля основателя была пересмотрена. Задуманный как народный парк начал стремительный поворот в сторону элитарности. Цены на ски-пассы взлетели, обогнав и «Волен», и другие престижные клубы. Мечта Сорочана о доступности не осуществилась.
Но получился высококлассный горнолыжный курорт с прекрасными склонами для катания на лыжах. Десять разнообразных спусков, освещаемые в темное время лучами прожекторов, ратраки, превращающие снег в идеальный «вельвет», и фонтаны искусственного снега, нивелирующие капризы природы.
Парк носит имя своего создателя, там ежегодно проводят соревнования на Кубок Леонида Сорочана. Хотя он и не увидел окончательного воплощения всех своих замыслов, но его главная мечта — создать для людей грандиозное, живое, технологичное пространство для отдыха и спорта — сбылась блестяще. У подножия насыпанной им горы царит именно та жизнь, полная движения и радости, о которой он грезил. И, спускаясь на лыжах по идеально подготовленному склону, возможно, вы сможете почувствовать незримое присутствие этого неугомонного человека, который когда-то решил, что у Москвы должны быть свои Альпы.
Оборудование для горнолыжного спорта и сноубординга вы найдете в нашем онлайн-каталоге и магазинах Спортмастер PRO.