Кто придумал гнуть хоккейные клюшки
В СССР против «ломанных» крюков боролся сам Тарасов
Крюк уже давно стал главным оружием хоккеиста и его фирменным знаком. Казалось, так было всегда. Но загибать клюшку на постоянной основе начали относительно недавно.
Зачем гнут крюки клюшек
Довольно долго игроки гоняли шайбу прямым крюком. И происходившее на льду мало напоминало привычные нынешние картины. Оторвать «снаряд» при передаче было сложным делом, как и отправить его сильным броском в «девятку». Большинство голов забивали низом. «Щелкать» такими клюшками не пытались: отдача шла в руки и плечи, только «кистевые» броски.
Отдельные хоккейные историки уверены, что первым додумался использовать клюшку с загнутым крюком форвард Сай Деннени, защищавший цвета клубов из Оттавы и Бостона во втором десятилетии XX века.
Однако большого эффекта не произвел, последователей у него тогда не нашлось. И документальных подтверждений этому нет — эра телевидения еще не наступила.
Поэтому «пионером» правильнее считать Энди Батгэйта, центрфорварда «Нью-Йорк Рейнджерс». В конце 50-х годов он начал экспериментировать с «ломаными» крюками клюшек, чтобы придать изгиб, который делал его броски более непредсказуемыми. Впрочем, своим изобретением тоже сполна воспользоваться не смог, никаких бомбардирских рекордов за ним не числится.
Требовалось вмешательство элитных хоккеистов, которые бы задали моду для всей лиги. И новшеством заинтересовались две звезды «Чикаго Блэкхокс» — Стэн Микита и Бобби Халл.
Сам Халл в автобиографии на своем «первородстве» не настаивает: «В свое время видел такую „палку“ у Микиты, но даже он не претендует на ее авторство. Я же, когда делал первые шаги в хоккее, вспоминаю, что просто вставал на крюк и дергал, стараясь максимально его погнуть. Наверняка Микита мальчишкой пробовал калибровать ее таким же способом».
«Бананы», приводящие в трепет вратарей
Именно с подачи Халла началось массовое производство клюшек с гнутыми крюками. И уже в 70-х годах прошлого века произошло разделение клюшек: одни для праворуких игроков, другие — для леворуких.
Вскоре многие игроки НХЛ стали приверженцами «бананового крюка», позволяющего доводить изгиб до трех дюймов (7.62 см).
Особенно помогал он тому же Халлу, обладателю сильнейшего щелчка за всю историю. Его результативность резко взлетела.
А вот вратари оказались не в восторге от этих экспериментов. Не все они носили маски, летящая как из пращи шайба могла если не убить, то серьезно покалечить.
Пойдя навстречу жалобам голкиперов, лига в 1967 году регламентировала допустимую величину изгиба клюшки — три четвертых дюйма (1.9 см). Кстати, из-за этого в матчах между советскими и канадскими хоккеистами часто возникали долгие «разборки»: заокеанские профи утверждали, что крюки «комми» не соответствуют регламенту. Судьям приходилось их замерять прямо во время матчей. Если «кляуза» подтверждалась, нарушитель отправлялся на скамейку штрафников.
В советский хоккей изогнутый крюк пробивался с большими трудностями. Долгое время он считался чуть ли не буржуазной заразой, которая не нужна игрокам первого социалистического государства.
Есть даже версия, что легендарный советский стиль игры, построенной на кружевных комбинациях и искусной перепасовке, возник по причине отсталости отечественных производителей экипировки и запрете Анатолия Тарасова гнуть крюки. Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Над Фирсовым поначалу насмехались
Тренер ЦСКА и сборной был убежден, что изгиб ухудшает бросок с неудобной руки (со «штыка») и мешает обводке. Значит, делает атакующего игрока более предсказуемым для соперника, обедняет его технический арсенал. Окончательно «сдался» отец русского хоккея, как его называют за рубежом, только в конце 1960-х уже на закате своей тренерской карьеры.
Первым, кто в Союзе решился использовать на постоянной основе слегка загнутый крюк, стал знаменитый Анатолий Фирсов, один из самых техничных форвардов за всю историю. Сперва над ним насмехались даже партнеры: насмотрелся ерунды у канадцев, нашел, что копировать у заокеанских «дуболомов».
Хотя Фирсов загибал крюк несильно, чтобы не страдала обводка. Но польза от такого хода была очевидной, вскоре почти все игроки Высшей лиги перешли на «бананы». Забавно, что наши «кулибины» вскоре решили пойти дальше, и известный в прошлом хоккеист, призер чемпионатов мира Владимир Елизаров придумал клюшку, где крюк раздваивался на конце в разные стороны — влево и вправо. Даже запатентовал свое изобретение, но новинка в массы не ушла. Хотя неоднократный чемпион мира Вячеслав Анисин пытался в начале 80-х использовать необычное оружие.
Сейчас изготовление крюков превратилось в своеобразный вид искусства, чем-то напоминающий творчество великих скрипичных мастеров прошлых веков — Амати, Страдивари или Гварнери. Производители хоккейной экипировки выпускают клюшки с запатентованными загибами для лучших хоккеистов мира.
Большой выбор хоккейных клюшек вы найдете в нашем онлайн-каталоге.