Ландо Норрис и Оскар Пиастри: кто тащит McLaren
Без них команда оставалась без титула 26 лет
Сезон «Формулы-1» еще не закончился, но победитель Кубка конструкторов уже известен. Во второй раз подряд сильнее всех оказалась команда McLaren. За успех ответственны сотни работников, но самый ощутимый вклад внесли пилоты: Ландо Норрис и Оскар Пиастри. Рассказываем про гонщиков, которые занимают верхние строчки общего зачета и борются за первый чемпионский титул в карьере.
Оскар Пиастри
Интерес к гонкам у парня возник не на пустом месте. Оскар родился и вырос в Мельбурне — до дома доносился гул моторов с трассы, где проходит Гран-при Австралии.

Поддержка отца и переезд ради мечты
Его отец, Крис Пиастри, основатель компании в области компьютерной диагностики автомобилей, стал главным спонсором первых шагов сына в автоспорте и его механиком. Вечера маленького Оскара проходили под рассказы о моторах и гонках, а первым подарком, запустившим страсть, стала радиоуправляемая машина, купленная отцом в деловой поездке в США.
Уже к шести годам Пиастри управлял миниатюрными болидами, способными разгоняться до 110 км/ч, а к девяти — побеждал взрослых соперников в национальном чемпионате Австралии по радиоуправляемым моделям. Переход в картинг был естественным шагом развития, но Пиастри понимали: из Австралии пробиться в «Формулу-1» проблематично.
В 14 лет Оскар вместе с отцом переехал в Англию. Спустя полгода Крис вернулся домой, оставив сына в интернате, и этот опыт, по признанию самого гонщика, заставил его быстро повзрослеть. В Европе юный пилот привык к плотному календарю стартов и к жизни вдали от семьи. Он стабильно выступал на престижных соревнованиях вроде WSK Final Cup и CIK-FIA World Championship, постепенно подбираясь к большому автоспорту.
Дорога к «Формуле-1» и знакомство с Уэббером
Следующий шаг — переход в мир одноместных болидов. К 15 годам Пиастри уже пробовал силы в «Формуле-4». Подиумы не заставили себя ждать, а вскоре пришли и титулы: чемпионство в «Еврокубке Формулы-Рено» (2019), затем победы в «Формуле-3» (2020) и «Формуле-2» (2021).
«Конечно, я хотел попасть в «Формулу-1», но не уверен, что когда-то по-настоящему верил в такую возможность. Я знал, что шансы крайне малы, и просто хотел стать профессиональным гонщиком, который получает деньги за то, что водит машину», — признался Оскар. В те годы в его карьере появился важный человек — Марк Уэббер, экс-пилот Формулы-1. В роли менеджера и наставника он помог молодой звезде выстроить профессиональный путь и избежать ошибок, которые нередко губят талантливых новичков.
Первый контракт
После успеха в младших сериях Пиастри оказался в молодежной академии Renault (позже Alpine), где впервые сел за руль настоящего болида «Формулы-1». После ухода Фернандо Алонсо из Alpine команда объявила, что именно Оскар заменит испанца. Но Пиастри удивил всех — публично опроверг заявление и подписал контракт с McLaren.
Сезон-2023 стал для Оскара проверкой боем. Два подиума в Японии и Катаре подтвердили — McLaren не зря отпустили Даниэля Риккардо и взяли его соотечественника Пиастри. Австралиец достойно завершил дебютный год и занял девятое место в общем зачете. В 2024-м результаты получились еще более впечатляющими: две виктории, шесть подиумов и первая за 26 лет победа McLaren в Кубке конструкторов.
Более того, Пиастри оказался лишь четвертым гонщиком в истории, прошедшим все круги сезона без сходов. «Прошлый год был шагом вперед, но мне все еще есть, над чем работать. Моя цель, чтобы все уик-энды выглядели так же сильно, как лучшие из них. Мы с командой обсуждали, как извлечь из меня максимум: что помогает мне быть на пике и что мешает. У нас уже есть хорошие идеи, но детали останутся между мной и командой», — интриговал Оскар.
Главное оружие
Пиастри 24 года, но он удивляет хладнокровием. Оскар не срывается по радио во время гонок, не обвиняет соперников и не ищет оправданий. «Я, конечно, человек, и эмоции бывают. Но умение держать их под контролем — это моя сила. 99% времени я действительно такой же спокойный, каким кажусь», — пояснил гонщик.
Его называют самым «холодным» пилотом «Формулы-1», но в действительности за этим стоит осознанная философия. Пиастри не пытается подстраиваться под чужие ожидания и сохраняет простоту в поведении: «В этом спорте легко потерять себя, пытаясь быть кем-то другим. А я просто остаюсь собой». Пиастри — расчетливый профессионал, который говорит делом, а не громкими словами. В его гонках нет показного блеска, зато есть внутренняя дисциплина.
Ландо Норрис
В отличие от Пиастри, Ландо Норрису не пришлось менять страну проживания. Он родился в английском Бристоле в семье, где понятие «успех» не было абстракцией. Его отец Адам Норрис управлял пенсионным фондом, основал инвестиционную компанию Hargreaves Lansdown и входил в число богатейших людей Великобритании с состоянием более 200 миллионов фунтов.

Гонки на приставке и в конном манеже
При всем богатстве семья не была чужда простым радостям. Именно на заднем дворе дома начиналась гоночная история будущего пилота «Формулы-1». Когда Ландо было четыре, он тайком играл в Gran Turismo на приставке отца, а вскоре Адам превратил бывший конный манеж на участке в мини-трассу.
Ладно пробовал все, что имело двигатель и колеса: квадроциклы, мотоциклы, мини-карты. Настоящая страсть проснулась, когда отец впервые взял его на чемпионат Великобритании по картингу, — тогда семилетний Ландо понял, что гоночная жизнь — не просто хобби, а предназначение.
Затратный автоспорт
Ландо начал тренироваться вместе со старшим братом Оливером, а отец стал личным менеджером, механиком и логистом в одном лице. Семья летала на соревнования по Европе почти каждые выходные. Затраты на один сезон картинга порой доходили до 100 000 фунтов. «Мой отец был успешен, поэтому поделился своей мечтой. Он сам любил гонки, но в юности не имел возможности ими заниматься», — объяснил Норрис.
Уже в 17 лет Норрис оказался в академии McLaren, а спустя два года, в 2019-м, дебютировал в «Формуле-1». «Это было безумием. Не столько из-за скорости, сколько из-за внимания: камеры, интервью, тысячи людей. Вот это и было для меня ужасно непривычным. Когда смотришь «Формулу-1» ребенком, видишь только гламур: машины, подиумы, шампанское. Но не хаос, который за всем этим стоит», — откровенничал Норрис.
Особенности режима
После первых серьезных успехов за Норрисом закрепилась репутация весельчака и тусовщика. Он нередко тусил после гонок, а на его носу до сих пор остался след от пореза, полученного на яхт-вечеринке с диджеем Мартином Гарриксом. Но сегодня Норрис стал более дисциплинированным: «Раньше я мог гулять до пяти утра. Теперь все по-другому. Думаю, с возрастом организм быстро дает понять, что пора сбавить темп».
Норрис живет по расписанию, где нет места случайностям. Команда McLaren даже возит с собой специальный матрас, на котором он спит в отеле. За физическим состоянием следят вплотную: от состава крови и метаболизма до силы хвата. Ландо много бегает, качает мышцы шеи и фиксирует качество сна. После многочисленных подиумов шампанское уже не вызывает восторга: «Пару секунд это весело, а потом тебе холодно, ты потный, а волосы воняют алкоголем».
Борьба с самим собой
Давление первых сезонов вылилось в тревожность — с тех пор Норрис работает с психотерапевтом. Парадоксально, но сам процесс гоночного заезда Ландо не пугает: «Я чувствую себя максимально комфортно именно за рулем. Почти во всем остальном мире — нет. В машине безопаснее, пока ты контролируешь ситуацию. Главное — не позволить страху осесть внутри. Хороший гонщик не помнит аварию, а извлекает из нее урок».
За улыбкой и легкостью, которую транслирует Норрис на людях, скрывается внутренняя требовательность. «Я все еще тот парень, который говорит себе: “Я дерьмово поработал сегодня”. Раньше это сильно било по моему состоянию, сейчас я научился справляться. Я знаю, как мне повезло: я езжу по миру, делаю то, что люблю, и получаю за это деньги. Иногда кажется, что у меня просто нет права жаловаться», — резюмировал Норрис. Он по-прежнему самокритичен, но старается не зацикливаться.
Как они уживаются вместе
Когда в одной команде сходятся два быстрых, амбициозных и умных гонщика, формула успеха превращается в уравнение со множеством неизвестных. В McLaren эту задачу решают Ландо Норрис и Оскар Пиастри — пилоты, которые в равной степени способны принести команде победу и создать напряжение, заметное даже сквозь идеально отполированные корпуса болидов.
Для 25-летнего Норриса, который с 17 лет связан с McLaren, появление младшего напарника два года назад стало вызовом. Пиастри не склонен прятать амбиции, и теперь оба гонщика все чаще оказываются по разные стороны внутрикомандной борьбы. Руководство McLaren старается удержать этот баланс, требуя от обоих гонщиков ставить интересы команды выше личных целей.
«Думаю, я отличный напарник, — с привычной улыбкой говорит Норрис. — Конечно, ты всегда хочешь обогнать напарника, это часть игры. Но я стараюсь получать удовольствие от жизни, шутить, смеяться — и делать это вместе с Оскаром. Мы разные люди, но внутри нас одно желание — побеждать. Мы хотим наслаждаться этим путешествием».
В McLaren уверены, что честность и прозрачность внутри коллектива помогут избежать сценария, по которому распадались великие дуэты прошлого. Руководители открыто заявляют: конфликт возможен, но управляем. И, возможно, именно уникальное сочетание характеров Норриса и Пиастри делает это достижимым.
Правда, трещины уже появляются. Под конец сезона напряжение возросло до предела. Норрис два раза подряд заканчивал сезон вторым вслед за Максом Ферстаппеном, а теперь рискует уступить титул партнеру. На Гран-при Сингапура Ландо едва не отправил Пиастри в стену на старте гонки, пытаясь избежать контакта с Ферстаппеном.
Норрис остался впереди до самого финиша, но в команде инцидент сочли серьезным — обычно спокойный Пиастри не скрывал недовольства. «Команда возложила ответственность на меня, и это справедливо, — признал британец позже. — Мы разобрали ситуацию и сделали выводы, чтобы избежать чего-то более серьезного».
Дуэль Пиастри и Норриса постепенно превращается в историю, где граница между партнерством и соперничеством становится все тоньше. Но в данный момент именно в этом и заключается сила McLaren: в способности двух гонщиков идти к одной цели — хоть и разными способами.
Мир автоспорта — это не только «Формула-1». Спортмастер Медиа рассказывает про все, что связано с гонками, в специальном разделе.