Легкая атлетика: что нужно знать о шесте для прыжков
Маленькие секреты длинного снаряда
Прыжки с шестом — технически самый сложный вид легкой атлетики, где спортсменам приходится совмещать в себе много качеств.
Нужно уметь:
быстро бегать (это спринтерская подготовка),
высоко выталкиваться,
управлять своим телом в полете и переходе через планку (акробатические упражнения),
быть достаточно выносливым (в соревнованиях — несколько попыток).
Плюс гибкость, ловкость, сила (горизонтальная сила удара при постановке шеста в упор достигает 30-350 кг) и психологическая устойчивость.
Впрочем, много особенностей хранит и сам шест, который требует к себе особенного внимания. Некоторые хитрости находятся вне зрения болельщиков, и мы попытаемся их раскрыть.
Все решает жесткость
Шест изготавливают из фибергласа или карбона (вторые легче, но ломаются чаще). Об эволюции этого снаряда мы уже писали, но суть в том, что материал должен позволять шесту сильно гнуться.
Шесты подбирают в зависимости от роста, веса и способностей спортсмена. Главный параметр — жесткость. Шесты одной и той же длины могут быть совершенно разной жесткости, как и два шеста с одним показателем жесткости — разной длины.
Многое зависит от хвата спортсмена. Например, есть два шеста с одинаковой длиной 440 см. Если спортсмен держится руками за самый верх, то шест, естественно, гнется сильнее, чем если взяться за середину.
Когда шест слишком мягкий, то горизонтальная скорость спортсмена в воздухе будет очень большая, и он может сбить планку прямо на взлете.
Где взять шест
Самые популярные шесты сейчас производятся в США. Цена на них варьируются (опять-таки в зависимости от длины, жесткости и фирмы) в среднем от шести до восьми тысяч долларов.
Обычно спортсмены покупают их сами. Иногда шесты достаются молодым атлетам в «наследство» от тех прыгунов, которые уже закончили карьеру.
Правда, прыгунам, которые уже вышли на высокий уровень в прямом и переносном смысле, производители часто предоставляют снаряд бесплатно — лучше рекламы и не придумаешь.
Базовые тренировочные шесты для начинающих — стандартный инвентарь легкоатлетических манежей и залов спортивных школ легкой атлетики.
На помощь приходит изолента
Шест все-таки прыгуны готовят персонально к тренировкам и соревнованиям, и тут самый главный элемент — та часть снаряда, от которой легкоатлет отталкивается во время финальной стадии прыжка.
Важно, чтобы прыгун мог легко «отклеить» руку обратно, иначе, уже перепрыгнув планку, он собьет ее прилипшим к руке шестом. Такие трагикомичные случаи происходят даже на соревнованиях высокого уровня.
Часть атлетов во время соревнований используют обычный белый медицинский пластырь и магнезию. Это позволяет сделать руки максимально сухими, и за счет этого они не скользят по шесту во время попытки. В основном такой вариант популярен среди мужчин. Связано с тем, что у них сильнее кисти рук и не требуется дополнительное сцепление.
Второй способ — более распространенный. Это черная двусторонняя тканевая изолента, которая продается в строительных магазинах. Причем, высокого качества — она должна быть липкой, широкой, не рваться от любого движения. Именно поэтому болельщики часто видят прыгунов с черными руками — это как раз частички изоленты, которая прилипла к ладони.
Вместе с изолентой спортсмены используют по «вкусу», подбирая их методом проб и ошибок, любые допсредства: клеол в сочетании с бензином, разведенную канифоль, разные клеевые спреи... Каждый ищет свое ощущение надежности в руке, чтобы она не липла к шесту, не скользила и при этом легко «отсоединялась» обратно от шеста.
Машина и автобус — хорошо, но самолетом лучше
Часто возникает вопрос, как спортсмены перевозят шесты на соревнования. Самый удобный способ — самолетом, но он и самый дорогой. Приходится платить за негабаритный багаж максимального размера — обычно около 150-200 евро в одну сторону.
Проще и дешевле — на машине, можно просто привязать к багажнику на крыше. Или в автобусе — снаряд заносят через дверь и кладут в проходе.
Самые неудобный вариант — поезд, если там нет специально багажного отделения или вагона для спортинвентаря (велосипедов). Нужно доставать каждый шест из чехла и просовывать его в еле открывающуюся форточку пассажирского вагона.
Кстати, чехлы — это обычная гофрированная труба большого диаметра, которая защищает шесты от поломки в процессе перевозки. Иногда сверху шьется дополнительная защита из кожи или другого материала.
В магазинах Спортмастер PRO наши эксперты проконсультируют вас по подбору инвентаря и экипировки для разных видов спорта.
Обложка: Pexels