Прыжки с шестом — технически самый сложный вид легкой атлетики, где спортсменам приходится совмещать в себе много качеств.

Нужно уметь:

  • быстро бегать (это спринтерская подготовка),

  • высоко выталкиваться,

  • управлять своим телом в полете и переходе через планку (акробатические упражнения),

  • быть достаточно выносливым (в соревнованиях — несколько попыток).

Плюс гибкость, ловкость, сила (горизонтальная сила удара при постановке шеста в упор достигает 30-350 кг) и психологическая устойчивость.

Впрочем, много особенностей хранит и сам шест, который требует к себе особенного внимания. Некоторые хитрости находятся вне зрения болельщиков, и мы попытаемся их раскрыть.

Все решает жесткость

Шест изготавливают из фибергласа или карбона (вторые легче, но ломаются чаще). Об эволюции этого снаряда мы уже писали, но суть в том, что материал должен позволять шесту сильно гнуться.

Шесты подбирают в зависимости от роста, веса и способностей спортсмена. Главный параметр — жесткость. Шесты одной и той же длины могут быть совершенно разной жесткости, как и два шеста с одним показателем жесткости — разной длины.

Многое зависит от хвата спортсмена. Например, есть два шеста с одинаковой длиной 440 см. Если спортсмен держится руками за самый верх, то шест, естественно, гнется сильнее, чем если взяться за середину.

Когда шест слишком мягкий, то горизонтальная скорость спортсмена в воздухе будет очень большая, и он может сбить планку прямо на взлете.

Где взять шест

Самые популярные шесты сейчас производятся в США. Цена на них варьируются (опять-таки в зависимости от длины, жесткости и фирмы) в среднем от шести до восьми тысяч долларов.

Обычно спортсмены покупают их сами. Иногда шесты достаются молодым атлетам в «наследство» от тех прыгунов, которые уже закончили карьеру.

Правда, прыгунам, которые уже вышли на высокий уровень в прямом и переносном смысле, производители часто предоставляют снаряд бесплатно — лучше рекламы и не придумаешь.

Базовые тренировочные шесты для начинающих — стандартный инвентарь легкоатлетических манежей и залов спортивных школ легкой атлетики.

На помощь приходит изолента

Шест все-таки прыгуны готовят персонально к тренировкам и соревнованиям, и тут самый главный элемент — та часть снаряда, от которой легкоатлет отталкивается во время финальной стадии прыжка.

Важно, чтобы прыгун мог легко «отклеить» руку обратно, иначе, уже перепрыгнув планку, он собьет ее прилипшим к руке шестом. Такие трагикомичные случаи происходят даже на соревнованиях высокого уровня.

Часть атлетов во время соревнований используют обычный белый медицинский пластырь и магнезию. Это позволяет сделать руки максимально сухими, и за счет этого они не скользят по шесту во время попытки. В основном такой вариант популярен среди мужчин. Связано с тем, что у них сильнее кисти рук и не требуется дополнительное сцепление.

Второй способ — более распространенный. Это черная двусторонняя тканевая изолента, которая продается в строительных магазинах. Причем, высокого качества — она должна быть липкой, широкой, не рваться от любого движения. Именно поэтому болельщики часто видят прыгунов с черными руками — это как раз частички изоленты, которая прилипла к ладони.

Вместе с изолентой спортсмены используют по «вкусу», подбирая их методом проб и ошибок, любые допсредства: клеол в сочетании с бензином, разведенную канифоль, разные клеевые спреи... Каждый ищет свое ощущение надежности в руке, чтобы она не липла к шесту, не скользила и при этом легко «отсоединялась» обратно от шеста.

Машина и автобус — хорошо, но самолетом лучше

Часто возникает вопрос, как спортсмены перевозят шесты на соревнования. Самый удобный способ — самолетом, но он и самый дорогой. Приходится платить за негабаритный багаж максимального размера — обычно около 150-200 евро в одну сторону.

Проще и дешевле — на машине, можно просто привязать к багажнику на крыше. Или в автобусе — снаряд заносят через дверь и кладут в проходе.

Самые неудобный вариант — поезд, если там нет специально багажного отделения или вагона для спортинвентаря (велосипедов). Нужно доставать каждый шест из чехла и просовывать его в еле открывающуюся форточку пассажирского вагона.

Кстати, чехлы — это обычная гофрированная труба большого диаметра, которая защищает шесты от поломки в процессе перевозки. Иногда сверху шьется дополнительная защита из кожи или другого материала.

В магазинах Спортмастер PRO наши эксперты проконсультируют вас по подбору инвентаря и экипировки для разных видов спорта.

Обложка: Pexels

Hoka One One
Шиповки мужские Hoka One One Rocket LD
0
21 799 ₽
13 079 ₽
Купить
Hoka One One
Шиповки мужские Hoka One One Rocket MD
0
21 799 ₽
10 899 ₽
Купить