Лучшие фильмы про бейсбол
Кевин Костнер видел призраков задолго до Брюса Уиллиса
В бейсбол вовсю играли уже в начале позапрошлого столетия, а значит, он старше самого кинематографа. Первым фильмом об этом виде спорта стал «Прямо с биты» (Right off the bat) 1915 года — в этой смеси байопика и комедии снялись несколько профессиональных бейсболистов, в том числе Майкл Донлин и Джон Макгроу, впоследствии ставший одним из самых значимых бейсбольных тренеров ХХ века.
С тех пор о национальной американской спортивной игре были сняты сотни фильмов, большинство из них, разумеется, в Голливуде. Некоторые из них стали не просто суперхитами проката, но и получили в известном смысле культовый статус. «Спортмастер Медиа» собрал восемь больших фильмов о бейсболе, которые стоит посмотреть каждому поклоннику этого сложного, но безумно интересного вида спорта.
«Высшая лига» (1989)
Режиссер: Дэвид Уорд
В главных ролях: Том Беренджер, Чарли Шин
Владелица бейсбольной команды планирует перевезти ее в другой город, воспользовавшись особым пунктом в контракте с лигой. Для его активации посещаемость матчей команды должна снизиться до определенной — критической — отметки. Что для этого нужно сделать? Например, собрать команду из неудачников, которая будет всем проигрывать. Как это часто бывает, в, казалось бы, безупречном плане что-то идет не так.
«Высшую лигу» можно назвать предсказуемой и линейной, но она изначально и не претендует на высокие материи, ее сила в другом. Это легкий, задорный и смешной фильм, отлично рекламирующий бейсбол, хотя, пожалуй, на его месте мог быть любой другой командный вид спорта. Только в домашнем прокате он почти в пять раз окупил производственный бюджет. Помимо очевидной любви американцев к бейсболу, еще одной причиной тому, возможно, стало нетривиальное [по жанру] воссоединение звездного дуэта Тома Беренджера и Чарли Шина, тремя годами ранее выдавших ударный дуэт в оскароносной военной драме «Взвод» Оливера Стоуна.
«Самородок» (1984)
Режиссер: Барри Левинсон
В главных ролях: Роберт Редфорд, Роберт Дювалл, Гленн Клоуз
Противоречивая киноадаптация одноименного романа Бернарда Маламуда о жизни парня, с детства имевшего природный талант к бейсболу, в силу обстоятельств не сумевшего его реализовать, но неожиданно получившего мизерный второй шанс. Барри Левинсон, на тот момент еще не снявший великие «Доброе утро, Вьетнам» и «Человек дождя», довольно по-свойски обошелся с первоисточником, в частности принципиально поменяв концовку книги, что оказалось не по нраву многим критикам и, в особенности, поклонникам Маламуда. У режиссера получилась классическая история о преодолении с понятной моралью: терпение и труд все перетрут, вспомнить о чем, в общем, никогда не бывает лишним.
Участие в «Самородке» принесло Гленн Клоуз третью за три года номинацию на «Оскар» за лучшую роль второго плана, а композитору Рэнди Ньюману — вторую, за лучший саундтрек, соответственно. Еще один бонус — богатый актерский состав: кроме Клоуз, Редфорда и Дювалла там еще и Ким Бэйсингер, и Барбара Хёрши, и даже молодой Майкл Мэдсен.
«Поле чудес» (1989)
Режиссер: Фил Олден Робинсон
В главных ролях: Кевин Костнер, Эми Мэдиган
Голоса в голове фермера заставляют его построить бейсбольную арену на перепаханном кукурузном поле, а потом на ней появляются великие бейсболисты прошлого. Фантастическая драма с бейсбольным уклоном — один такой микс сам по себе стоит того, чтобы уделить фильму без малого два часа своего времени, однако «Поле чудес» в принципе насыщено множеством достоинств. Блестящий каст, мощная эмоциональная составляющая и прекрасная музыка большого голливудского композитора Джеймса Хорнера — главные из них. На выходе получились один из самых кассовых хитов сезона в США, номинация на «Оскар» за лучший фильм и пронзительная роль выходящего на пик Кевина Костнера.
«Новичок» (2002)
Режиссер: Джон Ли Хэнкок
В главных ролях: Дэннис Куэйд, Рэйчел Гриффитс
Школьный учитель химии, параллельно для души тренирующий заштатную бейсбольную команду, в один прекрасный момент решает, что еще не поздно ухватить за хвост мечту и попробовать пробиться в профессиональный спорт, куда из-за травмы не смог попасть в молодости. Как часто бывает с фильмами про спорт, «Новичок» — это довольно традиционная история о подъеме с низов к сияющим вершинам, однако, по сравнению со многими конкурентами, у нее есть ряд бесспорных преимуществ. Во-первых, это неизменно фактурный Дэннис Куэйд, которому, кажется, на роду было написано играть мужчин в непростых жизненных обстоятельствах. Во-вторых, сюжет «Новичка» основан на реальных событиях, что как минимум удваивает ударный потенциал этой истории.
Престижными кинонаградами фильм не разжился, зато понравился и критикам, и аудитории. Прекрасная касса в 80 млн долларов, то есть в два раза больше производственного бюджета, тому подтверждением.
«42» (2013)
Режиссер: Брайан Хелгеленд
В главных ролях: Чедвик Боузман, Харрисон Форд
42 — это игровой номер Джеки Робинсона, первого темнокожего бейсболиста в истории MLB. На протяжении двух с половиной часов Брайан Хелгеленд рассказывает его историю, в которой, разумеется, нашлось место любви, невежеству, дружбе, ненависти, преодолению, предательству и множеству других аспектов человеческого социума, часть из которых особенно выпукло смотрелись в середине ХХ века, сразу после окончания Второй мировой войны.
Чедвика Боузмана, исполняющего роль Робинсона, тут, конечно, очень много, но и те, кто откроет «42» исключительно ради Харрисона Форда тоже не останутся внакладе — заслуженный ветеран Голливуда не дает повода усомниться в своем классе. Критики и зрители результат оценили, а вдова Робинсона, Рэйчел, подчеркнула, что фильм получился правильным и достоверным. Значит, все было не зря.
«Дархэмский бык» (1988)
Режиссер: Рон Шелтон
В главных ролях: Кевин Костнер, Сьюзен Сарандон, Тим Роббинс
Опытный бейсболист приезжает готовить молодого таланта к карьерному повышению, не подозревая, что вскоре окажется в центре романтического треугольника. Любовь, спорт и комедия переплетаются в «Дархэмском быке» в настолько лихой клубок, что до конца так и непонятно, какой же из трех жанров в нем можно назвать ведущим. Кевин Костнер (да-да, снова он) и Тим Роббинс составляют довольно уморительный дуэт, а великая Сьюзен Сарандон периодически забивает их обоих.
В США говорят, что для бейсбольного фаната лучше просмотра «Дархэмского быка» может быть только просмотр собственно матча, да и то не факт. Отличная романтическо-спортивная комедия с прекрасными актерами и лихим сценарием, которая наверняка стала бы классикой не только в Америке, имей бейсбол ту же международную любовь, что и, скажем, баскетбол.
«Их собственная лига» (1992)
Режиссер: Пенни Маршалл
В главных ролях: Том Хэнкс, Мадонна, Джина Дэвис
Сюжет выстроен вокруг бывшего бейсболиста, отправившегося работать в Женскую лигу, созданную во время Второй мировой войны. Эта история, частично основанная на реальных событиях, могла бы стать монументальным и серьезным социальным высказыванием, но вместо этого Пенни Маршалл сделала из нее комедию — и преуспела. Конечно, без толики драмы все равно не обошлось — с таким заходом по-другому быть не могло, но в целом получился легкий и забавный фильм с ярким перфомансом Джины Дэвис, отличной музыкой Мадонны и местами выразительной мимикой Тома Хэнкса, который, даром что был заявлен главной звездой каста, в восприятии публики ожидаемо оказался в нем на вторых ролях.
Успех «Их собственной лиги» превзошел все ожидания. Фильм собрал больше 100 млн в американском прокате, добавил еще 25 млн в мировом — удивительный случай для кино о бейсболе, разошелся на цитаты и в конце концов оказался в Национальном реестре фильмов США, куда попадают картины, имеющие большое «культурное, историческое или эстетическое значение».
«Человек, который изменил всё» (2011)
Режиссер: Беннетт Миллер
В главных ролях: Брэд Питт, Джона Хилл, Филип Сеймур Хофман, Крис Пратт
Разумеется, мы приберегли самое сладкое напоследок.
Владелец бейсбольной команды после очередного сезона теряет лучших игроков. Денег на новых звезд нет, и он прибегает к помощи выпускника Йельского университета, который советует подбирать состав на основе анализа больших данных.
Бейсбол, матанализ, формулы, графики, минимум экшена... Есть огромное искушение заподозрить создателей «Манибола» в использовании каких-то темных искусств, потому что иначе вообще непонятно, как им удалось сделать настолько крутой фильм вокруг настолько неочевидных вводных. Возможно, дело в бесспорной харизме Брэда Питта. Или в неожиданном гиковском обаянии Джоны Хилла, ставшем после этого фильма большой звездой. Или в скиллах Аарона Соркина, в очередной раз проявившего себя блестящим сценаристом. Или во всем этом вместе взятом плюс еще десяток факторов — и, скорее всего, так оно и есть. На выходе имеем мощные сборы, включая рекордные для фильма про бейсбол $35 млн в мировом прокате, шесть номинаций на «Оскар», включая «Лучший фильм», «Лучшую мужскую роль», «Лучшую мужскую роль второго плана», и абсолютно культовый статус.
Громоздкая локализация названия Moneyball на российском рынке по факту попала в точку. Основанная на реальных событиях история отчаянного владельца клуба и фанатичного математика действительно поменяла мир бейсбола: гики открыли для MLB мир биг даты, без которой сейчас невозможно представить ни бейсбол, ни какой-либо другой профессиональный игровой спорт.
Обложка: Pixabay