Лучшие моменты «Формулы-1»: яркие события разных десятилетий
Классика чемпионатов мира в самом престижном классе автогонок
В «Формуле-1» часто многое зависит от готовности пойти на риск и предвидеть развитие событий. Гонщиков могут разделять доли секунды, а легенды рождаются там, где большинство уже не способно бороться. За более чем семь десятилетий существования «Формулы-1» любители автоспорта увидели немало драм, гениальных побед и подвигов человеческой воли. Рассказываем про одни из самых запоминающихся моментов в истории чемпионата.
1959: Брэбем толкает машину к финишу
Последний Гран-при сезона-1959 на трассе Себринг в США держал в напряжении до самого конца. Перед гонкой общий зачет возглавлял австралиец Джек Брэбем, но в случае провала рисковал остаться без титула. Он шел в группе лидеров до последнего круга, но незадолго до финиша его Cooper T51 внезапно заглох из-за нехватки топлива. Брэбем вылез из кокпита и вручную дотолкал болид до заветной черты. Он завершил гонку четвертым и впервые стал чемпионом мира.
1971: самый плотный финиш в истории
Гран-при в Монце подарил зрителям безумную развязку. Питер Гетин на болиде BRM начал последний круг на четвертой позиции и ринулся в атаку. Британец взвинтил обороты выше допустимого лимита, рискуя взорвать мотор, и разогнался до 242.62 км/ч — эту скорость превзошли только в 2003 году. Ставка Гетина сработала — он пересек линию на 0.01 секунды раньше Ронни Петерсона. Первые пять пилотов уместились в 0.61 секунды — это рекорд, не побитый до сих пор.
1976: камбэк Ники Лауды и победа Джеймса Ханта
В августе 1976 года Ники Лауда попал в серьезную аварию на Гран-при Германии. Он получил тяжелейшие ожоги лица и легких, а в больнице впал в кому. Всего шесть недель спустя пилот Ferrari вернулся за руль и вышел на старт Гран-при Италии. Ту гонку австриец закончил четвертым и сохранил шансы на титул. Сезон завершился драмой на последнем этапе в Японии, где под проливным дождем Лауда добровольно сошел, отказавшись рисковать жизнью ради очков. Ситуацией воспользовался британец Джеймс Хант из McLaren, который финишировал третьим и опередил Лауду в общем зачете на одно очко.
1979: битва Вильнёва и Арну
На Гран-при Франции 1979 года канадец Жиль Вильнёв и француз Рене Арну выдали настоящее шоу в борьбе за второе место. Сначала впереди шел Вильнёв, но ближе к финишу появились проблемы с шинами. Арну воспользовался шансом и вырвался вперед, но вскоре двигатель начал терять мощность и началась сеча. На протяжении последних кругов болиды гонщиков сталкивались колесами, несколько раз менялись позициями и выезжали на обочину. В итоге канадец обошел соперника всего на 0.24 секунды. Победителем гонки стал Жан-Пьер Жабуй на первом турбированном Renault, но после финиша все говорили лишь о дуэли Арну и Вильнёва.
1989,1990: Сенна против Проста
Бразилец Айртон Сенна и француз Ален Прост были противоположностями: интуиция против расчета, страсть против разума. Их дуэли на японской трассе Судзука стали символом эпохи. В 1989 году на предпоследнем Гран-при сезона Прост закрыл партнеру по команде траекторию для обгона, и машины столкнулись. Сенна все равно закончил гонку на первом месте, но после финиша получил дисквалификацию. Прост стал чемпионом и ушел из McLaren в Ferrari. Годом позже Сенна вернулся за возмездием — и уже в первом повороте на той же трассе врезался в Проста, выбив того и вылетев сам, но обеспечив себе титул.
2000: слезы Шумахера на пресс-конференции
В 2000 году Михаэль Шумахер завоевал для Ferrari первый чемпионский титул за 21 год и третий для себя лично. Самым эмоциональным моментом стала пресс-конференция после Гран-при Италии. Выиграв ту гонку, Шумахер сравнялся по победам в «Формуле-1» со своим идолом — Сенной. Айртон разбился в 1994-м на Гран-при Сан-Марино. Михаэль тоже принимал участие в той гонке и выиграл ее. Когда немецкий пилот повторил достижение бразильца, то не смог сдержать слез. Его утешал даже самый главный соперник на то время — Мика Хаккинен.
2008: судьбоносный обгон Хэмилтона
Финальная гонка сезона-2008 проходила в Бразилии на трассе Интерлагос. Чтобы впервые стать чемпионом «Формулы-1», британцу Льюису Хэмилтону требовалось закончить гонку минимум пятым. На финишном круге он шел шестым, а главный конкурент, Фелипе Масса, — первым. При таком раскладе титул забирал бразилец. Масса сделал все, что от него зависело, и финишировал первым, но Хэмилтон не сдался. На предпоследнем повороте он обошел Тимо Глока и приехал на финиш пятым, выиграв у Массы всего одно очко.
2011: чудо Баттона в Канаде
Из-за плохих погодных условий Гран-при Канады в 2011 году продлилось больше четырех часов. За это время в пелотоне произошло много перипетий, но перфоманс Дженсона Баттона заслуживает отдельного внимания. По ходу гонки британский пилот McLaren-Mercedes столкнулся с Хэмилтоном и Фернандо Алонсо, шесть раз заехал на пит-лейн и даже оказался на последнем месте из-за штрафа. Но когда дождь утих, Баттон начал восхождение — позиция за позицией. На последнем круге лидер Себастьян Феттель ошибся, и Баттон пронесся мимо. Победа вопреки, которая в очередной раз доказала: в «Формуле-1» возможно все, пока не пересечена финишная черта.
2021: первый триумф Ферстаппена
Макс Ферстаппен и Хэмилтон подошли к последней гонке сезона с равным количеством очков — такое случилось впервые за 47 лет. Если для голландца это был первый заход на чемпионский титул, то в резюме британца уже числились семь выигранных сезонов. Несмотря на перевес Льюиса в опыте, решающую гонку выиграл Макс. Ферстаппен обогнал оппонента на пятом повороте последнего круга и успешно отразил все контратаки.
«Формула-1» — это летопись смелости, силы воли, интеллекта и эмоций. От Джекa Брэбема, толкавшего машину к славе, до великой схватки Ферстаппена и Хэмилтона — каждая эпоха оставила в истории незабываемые моменты.
Спортмастер Медиа пишет про автомотоспорт в специальном разделе, где выходят статьи про разные дисциплины и культовых гонщиков.
Фото на обложке: Rick Dikeman/Wikimedia Commons