Пилот команды «Ред Булл» Макс Ферстаппен защитил титул чемпиона «Формулы-1» еще в конце ноября — за две гонки до конца сезона. 27-летний представитель Нидерландов стал сильнейшим в четвертый раз подряд и приблизился к величайшим гонщикам — чаще него «Формулу-1» выигрывали только Хуан Мануэль Фанхио, Михаэль Шумахер и Льюис Хэмилтон. В этой статье мы расскажем об основных фактах и занятных деталях из биографии Ферстаппена. 

Усилия отца

Ферстаппен родился в небольшом бельгийском городе Хасселт, где всю жизнь прожила его мама Софи Кумпен. В молодости Софи занималась картингом и делила трассу с будущими пилотами «Формулы-1», включая Дженсона Баттона и Джанкарло Физикеллу. В 1996 году она завершила спортивную карьеру, потому что вышла замуж за голландца Йоса Ферстаппена и сконцентрировалась на семье. 

Йос выступал в «Формуле-1» на протяжении девяти лет. Из хайлайтов — два подиума на этапах Гран-при, партнерство с молодым Шумахером в команде «Бенеттон» и серьезный пожар на трассе, который оставил ожоги на его лице. Под конец карьеры отца маленький сын Макс всем видом показывал, что пойдет по его стопам. В два года он рассекал по двору на маленьком квадроцикле и даже один раз впечатался в стену. А в четыре года закомандовал посадить его в карт. «Я не хотел, чтобы он начинал так рано. Считал, что оптимальный возраст — это шесть лет. Но он чуть ли не плакал. Это было в 2002 году. К концу 2003-го я закончил карьеру в «Формуле-1» и на 100% сконцентрировался на делах Макса. Это стало моей работой», — объяснил Йос. 

Детство Ферстаппена прошло на колесах. Когда он не гонял по трассам, то добирался до них на машине с отцом. На протяжении десяти лет Ферстаппены накатывали по Европе 80 000 – 100 000 км ежегодно. Семья подходила к делу максимально серьезно, поэтому, когда случались неудачи, переживал не только Макс. В 14 он вылетел с трассы на чемпионате мира по картингу из-за собственной ошибки и проиграл соревнование. Раздосадованный Йос не хотел видеть и слышать сына в этот момент, но Макс пытался достучаться: «Я хотел поговорить с ним о случившемся, но он не стал. Когда я продолжил, он остановился у заправки и сказал: “Убирайся, я больше не хочу тебя слышать”». 

Сейчас Ферстаппены улыбаются, когда вспоминают эту историю. «Я знал, что его мама едет сзади в паре километров, так что я не просто оставил там ребенка одного», — оправдывался Йос. Макс же осознает, что достиг успеха именно благодаря отцу: «Не думаю, что много кого так ведут с самого раннего возраста». Когда Ферстаппен-младший ехал к первой победе в «Формуле-1», старший на финальных кругах сына утирал нос от крови из-за волнения.

Сапожник без сапог

Карьера Ферстаппена в «Формуле-1» началась в 2014 году с подписания контракта с командой «Торро Россо». Спустя год Макс дебютировал на Гран-при и установил рекорд — Ферстаппен выехал на трассу в 17 лет. До этого самым молодым дебютантом считался Хайме Альгерсуари, который управлял болидом в 19. В первом же сезоне Макс набрал 49 очков и два раза финишировал четвертым. «Я не беспокоился о возрасте в тот момент. Я всегда водил в категориях, где был самым младшим. Гонялся с ребятами на два-три года старше. В последний год в картинге среди моих соперников были даже 35-летние пилоты», — вспоминал Ферстаппен.  

Ирония в том, что самый юный дебютант в истории «Формулы-1» гонял без водительского удостоверения. После этого кейса правила чемпионата поменялись. Теперь гонщику должно быть не менее 18 лет, а наличие прав — обязательное условие. Макс сдал экзамен с первого раза, но без курьезных моментов не обошлось: «Принимающий экзамен сказал мне повернуть направо, а я поехал налево. Потом не уступил дорогу пешеходам. Инструктор был недоволен, но я начал с ним спорить, потому что люди еще не вышли на дорогу. Было бы стыдно провалиться, но, к счастью, я сдал».

Переплетения с Квятом

Во втором сезоне в «Формуле-1» Макс провел только первые четыре гонки за «Торро Россо», а потом перешел в «Ред Булл» — его обменяли на Даниила Квята. Гонщик из России не ожидал такого поворота. Предыдущий сезон он завершил на седьмом месте, и это был его лучший результат в карьере. «В тот момент я почувствовал себя преданным. Это был нож в спину, но такое случается в жизни, это нормально. Я действительно хорошо выступал, поднялся на подиум незадолго до этого и имел предложение от «Феррари» заменить Кими Райкконена», — недоумевал Даниил.

Личная жизнь Ферстаппена тоже связана с Квятом. Негативные эмоции от дауншифтинга Даниила помогла потушить модель Келли Пике, с которой гонщик познакомился как раз в 2016 году. Через три года у Квята с дочерью Нельсона Пике, трехкратного чемпиона «Формулы-1», родилась девочка по имени Пенелопа. Правда, семейное счастье длилось недолго — спустя шесть месяцев пара разошлась. Меньше чем через год Келли оповестила соцсети о новом молодом человеке — им стал Ферстаппен. Макс поладил с Пенелопой, остался в уважительных отношениях с Квятом и ждет от Пике общего ребенка. 

Титулы и антистресс

Ферстаппен впервые стал чемпионом «Формулы-1» в 2021-м. В следующем году Макс продолжил доминацию и побил рекорд по победам за сезон, который раньше принадлежал Шумахеру и Себастьяну Феттелю. 2023 год пилот «Ред Булл» снова завершил в статусе чемпиона и встал в один ряд с такими великими пилотами, как Айртон Сенна и Ники Лауда. В 2024-м гегемония не прервалась — Ферстаппен остался лучшим гонщиком мира. 

За таким масштабным успехом кроется много трудов на протяжении 20 с лишним лет. Но немаловажный фактор — умение расслабляться. Макс нашел выход в гейминге. Бывший партнер по команде Александр Албон поражался спокойствию Ферстаппена: «Перед квалификационными заездами я изучаю данные или готовлюсь как-то по-другому. Макс же играет в FIFA или Call of Duty. Я этим восхищаюсь и хотел бы тоже так уметь расслабляться».

Ферстаппен уверен в своих силах, поэтому лишний раз не суетится: «Мне нравится то, что я делаю, но при этом я не довожу себя до безумия. У меня есть распорядок дня и я доверяю команде, которая меня окружает, — она выполняет работу на высшем уровне. Мне нравится спокойный, расслабленный подход. Я могу проводить больше часов на тренировочных трассе, но не думаю, что это отразится на результатах в лучшую сторону».

В 2024 году Макс сравнялся по количеству титулов с Феттелем и Аленом Простом и надолго вписал в себя в историю «Формулы-1». Учитывая, что гонщику всего 27 лет, есть все предпосылки на абсолютное величие в недалеком будущем. Все-таки в следующем году водительским правам гонщика исполняется десять лет — опыта у него уже достаточно.

Не менее интересные материалы про автомотоспорт можно найти в специальном разделе Спортмастер Медиа.

Фото: Steffen Prößdorf/Wikimedia Commons

Мотоэкипировка
26 690 ₽
37 370 ₽
-29%
Remington | Комбинезон Remington Moto Traverse
0
Купить
10 999 ₽
12 940 ₽
-15%
Finntrail | Гоночный комбинезон FINNTRAIL Guard для багги
0
Купить
1 199 ₽
2 399 ₽
-50%
Aspolife | Мотоперчатки Aspolife
0
Купить
17 990 ₽
25 190 ₽
-29%
Remington | Куртка Remington Moto Traverse Black/Gray
0
Купить
6 990 ₽
9 790 ₽
-29%
Remington | Куртка Remington Light Moto Black
0
Купить
6 499 ₽
12 999 ₽
-50%
Aspolife | Мотокуртка Aspolife
0
Купить
2 999 ₽
5 999 ₽
-50%
Aspolife | Мотоперчатки зимние Aspolife
0
Купить
2 999 ₽
5 999 ₽
-50%
Aspolife | Мотоперчатки зимние Aspolife
0
Купить
2 499 ₽
3 570 ₽
-30%
Finntrail | Балаклава FINNTRAIL Transformerbala
0
Купить
2 999 ₽
4 284 ₽
-30%
Finntrail | Балаклава FINNTRAIL Thermobala
0
Купить
19 999 ₽
23 528 ₽
-15%
Finntrail | Гоночный комбинезон FINNTRAIL Stig для багги
0
Купить
19 999 ₽
23 528 ₽
-15%
Finntrail | Гоночный комбинезон FINNTRAIL Stig для багги
0
Купить