МиДи: надежда российского тенниса в парном разряде
Мирра Андреева и Диана Шнайдер на слуху весь последний год
Отечественный теннис давно не видел элитных дуэтов в парном разряде. Со времен, когда Елена Веснина и Екатерина Макарова брали золото Олимпиады и турниры «Большого шлема», прошло много лет. Начался застой. Но теперь ситуация меняется в лучшую сторону — в 2025 году зажигает тандем Мирры Андреевой и Дианы Шнайдер.
Кто такие Андреева и Шнайдер
Восходящие звезды мирового тенниса в одиночном разряде, параллельно решившие покорить и парный.
Мирра Андреева
Андреева 2007 года рождения, ей только недавно исполнилось 18 лет, но она уже успела ворваться в топ-10 мирового рейтинга WTA и выиграть несколько титулов. Пока — без турниров «Большого шлема», но с парой «тысячников» (вторая по престижности категория) и несколькими возрастными рекордами в копилке.
Мирра — главная звезда российского поколения. У нее сотни тысяч подписчиков, контракты с Nike и Rolex, милый образ и огромный потенциал. Ранее Спортмастер Медиа подробно рассказывал про Андрееву и ее феномен.
Диана Шнайдер
Диана явно уступает Андреевой в медийности — у нее на порядок меньше подписчиков и спонсоров. Это объяснимо: у Шнайдер нет ауры вундеркинда, она старше Мирры (родилась в 2004-м) и дебютировала на уровне WTA в более традиционные для тенниса 19 лет. Плюс, результаты Дианы пока в целом скромнее. Андреева уже была в полуфинале мэйджора (РГ-2024) и добиралась до шестой строчки WTA Singles Rankings, в то время как лучшими результатами Шнайдер пока остаются четвертый круг US Open-2024 и топ-11 в рейтинге.
Впрочем, у Дианы есть свои преимущества. Многим импонирует ее агрессивный стиль игры и постоянные попытки давить на даже элитных соперниц. И титулов у Шнайдер больше (6 против 5), хотя стартовали они с Миррой примерно в одно время.
Соответственно, на данный момент в дуэте МиДи есть более популярный и чуть более успешный участник. При этом не стоит недооценивать Шнайдер — она очень хороша.
Дуэт появился на Олимпиаде в Париже
Сейчас девушек трудно представить с другими партнершами, но еще до июля 2024 года этого тандема не существовало. Андреева выступала с Верой Звонаревой (сильнейшей парной теннисисткой России на тот момент), а у Шнайдер не было постоянной напарницы — они менялись практически каждый турнир.
Все изменила Олимпиада в Париже. Теннисисты на том турнире составили половину скромной российской делегации — семь человек из 15. При этом поехали во Францию явно не все, кого ждали — та же Звонарева не попала в итоговую заявку, и Мирра осталась без привычной партнерши.
Итоговый женский список Федерации тенниса России выглядел так:
Андреева;
Шнайдер;
Екатерина Александрова — бывшая 15-я ракетка мира;
Елена Веснина — победительница Олимпиады-2016 в парном разряде;
Предполагалось, что Андреева на Олимпиаде выйдет в паре с Весниной — 37-летняя опытнейшая спортсменка должна была помочь вундеркинду на дебютных Играх. Но вышло иначе: Мирра образовала дуэт с Дианой, а Веснина отправилась играть с Александровой.
До конца неизвестно, как это получилось. Президент ФТР Шамиль Тарпищев намекал, что юные девушки сами так захотели: «Раньше пары формировала федерация, у нас была возможность кого-то наигрывать заранее. Но сейчас у нас полномочия приостановлены, поэтому решали игроки. Но так исторически сложилось, что тут все мнения учитывались», — рассказывал Тарпищев.
Накануне дебюта пара считалась абсолютно загадочной: девушки ни разу не играли вместе, и накануне турнира толком не успели совместно потренироваться. Обкатываться пришлось уже в официальных играх — тем удивительнее, как хорошо все пошло.
МиДи громили именитых соперниц одну за другой: в 1/16 пострадали канадки Дабровски и Фернандес, в четвертьфинале — чешки Крейчикова и Синякова, в полуфинале — испанки Букша и Соррибес-Тормо.
Андреева и Шнайдер на удивление шикарно дополнили друг друга. Во-первых, помогла разносторонность: Мирра — правша, Диана — левша. Во-вторых, девушки четко распределили роли: Шнайдер как старшая стала ментальным и игровым лидером на корте, Андреева — креативным и быстрым саппортом. В-третьих, обе оказались объективно сильными теннисистками, что и помогло сотворить сенсацию на Олимпиаде. Из андердога пара превратилась в фаворита.
Параллельно дуэт влюблял в себя харизмой. Девушки не просто хорошо играли: они по-настоящему подружились. И подкупали поклонников своей детской искренностью, постоянно генерируя мемы. Так, перед полуфиналом российские журналисты пообещали Мирре и Диане мороженое за проход в финал. Победив испанок, теннисистки первым делом потребовали обещанное. И получили.
Не обошлось без суровых столкновений со спортивными суевериями: «Мы когда первый сет выиграли, я Диане в переходе сказала: «Ну, наконец-то я выиграла первый сет на Олимпиаде!» И мы второй сразу проиграли. Поэтому больше я ничего такого говорить не буду», — всерьез утверждала Андреева после матча против австралиек Оливии Гадеки и Айлы Томлянович в самом начале Олимпиады.
Тогда же Мирра придумала название дуэта: «Я думала ДиРа, но звучит как-то не очень. МиДи? В принципе, ничего. Но мы надеемся на болельщиков, может, они что-то придумают!»
К сожалению, абсолютного хэппи-энда в Париже не случилось. В финале россиянки попали на опытнейшую итальянскую пару Сары Эррани и Жасмин Паолини. Хотя МиДи без вопросов забрали первый сет 6:2, во втором они так же разгромно уступили — 1:6. В решающей партии дело дошло до чемпионского тай-брейка, где итальянки вырвали победу — 10:7 — и забрали золото.
После матча Шнайдер на правах старшей призналась: не хватило опыта. «Было давление, хотелось принести золото. Но и серебро не каждый может выиграть. Осознание золота чуть-чуть поддавливало. С опытом это пройдет. Моя ошибка, что расстроилась, когда не забрали подачу с 40:0 в начале второй партии. Я приняла это близко к сердцу, хотя, казалось бы, всего 1:0. Они этим воспользовались», — сказала Диана на пресс-конференции.
Пусть девушкам не удалось победить, они явно перевыполнили план, завоевав серебро Олимпиады. Тарпищев после финала вообще признался, что в МиДи никто не верил. «Одной из последних по рейтингу попала Шнайдер. А их пара с Андреевой могла не попасть и в сетку соревнований из‑за недостаточного количества очков. Если бы играли наши сильнейшие, то эти девочки, вероятнее всего, на Олимпиаду бы не попали, так как входили в наш третий состав. В итоге так сложилось, что эти молодые девушки попали в Париж и там выступили блестяще. Никто не ожидал от них такого выступления», — говорил президент ФТР.
После Олимпиады стало ясно — дуэту быть. В ноябре Шнайдер объявила: в 2025 году девушки будут играть в паре на всех крупных турнирах.
МиДи в 2025 году — мощь
Фанаты ждали от россиянок успеха в новом сезоне — и получили его моментально. Девушки выиграли первый же турнир 2025-го — «пятисотник» в Брисбене. Андреева и Шнайдер в двух сетах одолели австралийку Присциллу Хон и соотечественницу Анну Калинскую — 7:6 (8:6), 7:5, и завоевали дебютный парный титул.
Первый турнир «Большого шлема» в году — Открытый чемпионат Австралии — тоже прошел для дуэта успешно. Девушки дошли до полуфинала, по пути отомстив Эррани и Паолини за Париж-2024. К сожалению, путевку в финал забрали Синякова и Таунсенд, они же в итоге выиграли турнир.
Дальше был «тысячник» в Дохе — там Шнайдер и Андреева тоже добрались до полуфинала, но снова попали на Эррани и Паолини, на этот раз неудачно.
А вот следующий «тысячник» — в Майами — получился триумфальным. Дуэт в финале одолел испанку Букшу и японку Като — для россиянок победа стала дебютной на таком уровне.
WTA-1000 в Риме для МиДи завершился в полуфинале — девушек выбили… Эррани и Паолини. Они же огорчили их в полуфинале «Ролан Гаррос» — кажется, уже уместно говорить о дерби.
Пусть у Андреевой и Шнайдер пока не получается пройти опытных итальянок (одной из которых лет больше, чем Мирре и Диане вместе взятым), в целом 2025 год развивается для них успешно. Девушки взяли два трофея, дважды дошли до полуфиналов на турнирах «Большого шлема» и прокачались в парном рейтинге — Диана входит в топ-10, Мирра находится рядом.
Учитывая возраст спортсменок и фактор дебютного года, результат отличный. А ведь это еще не конец — до конца сезона есть время забрать несколько титулов, включая «Уимблдон» и Открытый чемпионат США.
Что дальше?
МиДи — дуэт, за которым однозначно стоит следить, у него шикарные перспективы. Во-первых, Мирра и Диана еще очень молоды и прогрессируют с каждым новым турниром. В паре девушки показывают высокий уровень, почти не допускают провалов и в 2025 году уже дошли до полуфиналов двух турниров «Большого шлема».
Во-вторых, Шнайдер и Андреева — большие подруги, в чем они не раз признавались. Мирра в марте рассказывала, что она уже доверяет Диане тайны: «Стали ли мы подружками? Я бы сказала, что да. Мы обе достаточно открытые, но первым встречным ничего сокровенного, конечно, говорить не будем. Но чувствую, что Диане сейчас уже можно. Да я уже поделилась! Много чего рассказала!»
Шнайдер в июне тоже высказывалась: «Мы с Миррой — комбинация всего, и друзья, и коллеги, и, конечно, соперники. Но не до какого-то абсурда. Мы общаемся хорошо на корте, вне корта. Мы знаем, что у нас есть рейтинг, стараемся улучшить его и свои результаты, но нет такого, что, вау, она выиграла турнир, а я не выиграла. У нас спокойные, дружеские отношения. Мы играем за одну страну, поддерживаем друг друга, а в паре просто кайфуем».
Искренняя дружба девочек дает надежду на долговечность их дуэта, а мастерство — на титулы. Последняя по-настоящему громкая пара в России — Веснина и Макарова — отгремела во второй половине 2010-х, выиграв Олимпиаду и три турнира «Большого шлема» в дабл-разряде. С учетом возраста Мирры и Дианы, их перспективы выглядят отлично, поэтому фанатам остается просто наблюдать, как девушки набираются опыта.
Весь инвентарь для игры в теннис есть в онлайн-каталоге Спортмастера.
Фото: WTA