Мотокросс, эндуро и супермото: в чем разница
Объясняем различия между тремя видами спорта, где используются похожие мотоциклы
Мотоспорт включает в себя множество дисциплин, в которых не всегда просто разобраться. Подробно рассказываем про те, что чаще всего путают из-за внешней схожести техники и экипировки — мотокросс, эндуро и супермото.
Мотокросс

Гонки по бездорожью на мотоциклах по специально подготовленным замкнутым трассам. Обычно длина маршрута составляет полтора-два километра и включает в себя старт, повороты, бермы и трамплины. Трек изготавливают из земли или песка, которые формируют искусственную насыпь, но могут использовать и участки естественного рельефа. Трассы бывают открытые и крытые, напоминающие стадионы. Гонки обычно включают два-три круга по 20–40 минут каждый.
В дисциплине используются кроссовые мотоциклы с резиной на особых протекторах, предназначенной для лучшего соприкосновения с грунтом. В зависимости от объема двигателя гонки делят на классы:
при соревнованиях спортсменов в возрасте от 5 до 8 лет — двигатель объемом всего 50 см3;
в самом мощном классе — «500» — участвуют райдеры в возрасте от 15 лет на 2-тактных мотоциклах с объемом движка 250–300 см3 и 4-тактных — 350–500 см3.
Считается, что мотокросс появился вследствие «гонки за лисой» 1908 года, проведенной на военном учебном плацу недалеко от Лондона. Так назвали заезд, где мотоциклисты состязались с всадниками в ловле наездника в лисьей шкуре для демонстрации возможности мототехники.
Первым официальным соревнованием по дисциплине стал Чемпионат Европы, который прошел в 1952 году; а спустя пять лет под эгидой ФИМ провели Чемпионат Мира по мотокроссу.
В СССР дисциплина обрела официальный статус в 1928 году, когда гонки стали частью спартакиады.
Эндуро

Родственная мотокроссу дисциплина, главное отличие — наличие естественной трассы, для которой подбирается маршрут с препятствиями (горы, камни, бревна, реки и т.д.). Трек не расчищают, а лишь ограждают метками и флажками, иногда добавляя препятствия. Маршрут может проходить по дорогам общего пользования (до 30% от всей трассы).
Мотоциклы эндуро имеют одно название с видом спорта. По сравнению с кроссовыми они обладают:
более мягкой подвеской;
ресурсным двигателем;
улучшенной системой охлаждения;
длинными передачами;
электроникой (фарами, поворотниками и звуковыми сигналами), необходимой для соблюдения ПДД на дорогах общего пользования.
Еще одно ключевое отличие: в мотокроссе важна скорость, из-за чего на мотоциклах делают короткие передачи и «выкручивают» обороты до такой степени, что поршень мотора в кроссе регулярно меняют. У эндуро на первом месте — выносливость техники (отсюда и название спорта от английского слова «endurance» — «стойкость»).
Для наглядности дисциплины можно сравнить со спринтом и марафоном.
Предпосылкой для появления гонок стал забег по испытанию техники «endurance run», соединивший в 1902 году Нью-Йорк и Бостон. А первыми масштабными соревнованиями по эндуро считаются International Six Day Trial — шестидневные заезды по бездорожью, проведенные в 1913 году в Англии. Мероприятие получило такой успех, что его стали проводить ежегодно в разных странах, а в 1967 году — присвоили статус чемпионата мира.
В СССР дисциплина называлась мотомногоборье, первый всесоюзный чемпионат по которому провели в 1956-м. В этом же году СССР приняли в ФИМ, что позволило советским кроссменам и эндуристам участвовать в международных соревнованиях.
Супермото

Смешение мотокросса с шоссейно-кольцевыми гонками: по сути, кроссмены заменили обычную резину на дорожную и поехали по более привычной трассе.
Несмотря на то, что гонки проходят на асфальтированном покрытии, экипировка также используется кроссовая. Треки всегда извилистые, замкнуты в кольцо, и могут на 30% состоять из грунтовых участков. Протяженность маршрута не превышает двух километров, а сама гонка состоит из нескольких заездов, каждый из которых длится около 20 минут.
Дисциплина получила развитие после ТВ-шоу Superbikers, которое появилось в США в 1979 году. В телепрограмме показывали, как соревнуются байкеры и у кого более универсальный и скоростной мотоцикл.
После закрытия проекта французские гонщики, участвующие в шоу, решили сохранить подобный формат соревнований и организовали заезды Supermotard (переводится как «мотоциклист»). Отсюда пошло название вида спорта — супермото; а технику, используемую в соревнованиях, стали называть «мотард». Фактически это переоборудованные под асфальтированную поверхность кроссовые и эндуро-мотоциклы.
Первые Чемпионаты мира по Супермото под эгидой ФИМ провели в 2002–2003-х годах, а с 2010-го — сделали ежегодными.
Особенности экипировки для мотоспорта
В мотоспорте используют снаряжение, отличное от экипировки для езды на обычных дорожных мотоциклах.
Шлем в мотокроссе имеет две особенности: удлиненный «подбородок» и специальный козырек. «Подбородок» служит защитой от ударов об руль и дает постоянный поток кислорода. Козырек — защищает от солнца и летящей из-под заднего колеса грязи.
На дорожных шлемах используется визор, а в мотоспорте — очки, которые напоминают горнолыжные. В случае аварии или падения гонщика визор может разбиться и повредить глаза, очки же плотнее прилегают к лицу и защищены геометрией шлема от прямого столкновения.
Одежда тоже отличается. Дорожные варианты экипировки зачастую состоят из кожаных комбинезонов, в которые вшиты защитные элементы. А в мотоспорте под верхнюю одежду надевают моточерепаху, наколенники и налокотники. Поверх — кроссовые штаны и джерси из легких дышащих материалов.
Райдеры, во время гонок чемпионов должно быть видно с трибуны. Воспользуйтесь сервисом Спортмастера «Печать на одежде», чтобы нанести на джерси номер, инициалы и лого команды.
Фото: Unsplash