На каком топливе ездят болиды «Формулы-1»
Подойдет ли обычный бензин?
Мы привыкли, что машины «Формулы-1» — это чудо современной конструкторской мысли. Потому и топливо в самых главных автогонках мира должно быть особенным и недоступным простым смертным. Но это не совсем так.
Один процент, который решает все
На современных болидах «Формулы-1» устанавливаются моторы 1,6 л, двигатели с таким рабочим объемом стоят на обычных городских легковушках. Конечно, это V-образные 6-цилиндровые бензиновые турбомоторы, а не стандартные рядные «четверки», и это элементы очень технологичных гибридных силовых установок. Однако сейчас в гонках «Формулы» используется по существу тот же бензин, который доступен и простым автовладельцам. Даже бренды известны. Например, топливо у Ferrari — Shell Unleaded E10, Alpine A524 — BP, а у Red Bull Racing RB20 — Mobil Synergy.
Основная разница заключена всего в одном проценте — командам разрешено менять именно такую долю состава. И здесь они вправе (за исключением запрещенных компонентов) использовать многочисленные присадки. Над ними ведется постоянная работа технологов в секретных лабораториях: производители помогают болидам стать чуточку быстрее, минимизируют износ деталей, а еще учитывают особенности конкретной машины и даже температурные условия на трассе.
В итоге прибавка может стать довольно существенной — разница между различными топливными смесями позволяет сэкономить до половины секунды на круге! Но в целом обычный бензин вполне успешно будет работать в болиде, а топливо «Ф-1» подойдет для вашей машины.
Раньше добавляли керосин, бензол и спирт
Кстати, такая «демократия» существовала не всегда. Первые болиды, участвовавшие в «Гран-при», «бегали» на дикой смеси мощных химических веществ и присадок, часто с добавлением большого количества бензола, спирта и авиационного топлива.
Например, «Мерседес» в середины 1950-х придумал какую невероятную мешанину: 45 процентов обычного бензина, 25 — авиационного керосина, остальное — метанол и присадка из ацетона и закиси азота. Странно, что их машины не взлетали на ходу.
Некоторые из ранних видов топлива были настолько активными, что двигатель приходилось разбирать и промывать в обычном бензине в конце гонки, чтобы предотвратить коррозийное воздействие этой смеси!
Сближение гоночного и дорожного топлива началось с 70-х годов, а в 1996-м содержимое баков болидов стало соответствовать текущим стандартам «Евро», применяемым к обычным автомобилям. Это был грамотный маркетинговый ход. Теперь компании смогли использовать знания, полученные в «Гран-при», на разработках для гражданских автомобилей.
В современном топливе допускаются лишь небольшие количества «не углеводородных» соединений, что само по себе весьма эффективно исключает самые летучие присадки для увеличения мощности. Топливная смесь любой «конюшни» должна быть сперва представлена руководящему органу — ФИА — для предварительного одобрения состава и физических свойств. Затем берутся пробы утвержденного топлива, чтобы сравнить их в мобильной лаборатории с фактическим топливом, используемым во время гонки.
Но это сегодняшний день. А что будет залито в баках болидов будущего, точно предсказать трудно. Один вариант предполагает использование синтетического горючего, другой — получение топлива с помощью переработки биоотходов. Как пишет F1news, начиная с 2026 года силовые установки будут работать исключительно на топливе из возобновляемого сырья. И его характеристики будут такими, что это топливо можно будет использовать практически в любых двигателях внутреннего сгорания, устанавливаемых на серийные автомобили.
Масло меняют каждые 360 км
Зато масло простых смертных «формулистам» точно не подойдет. Оно производится специально для автомобилей этой категории. Да и менять масло механикам команд приходится очень часто. Его хватает максимум на 360 километров пробега (а не на 10-20 тысяч — как в обыкновенных машинах), но обычно новое заливают после каждой из трех частей свободных заездов.
Точный объем масла в двигателе «Формулы-1» тоже никто не скажет — это конфиденциальная информация. В зависимости от модели мотора это примерно пять-семь литров. Но бренды поставщиков моторных масел известны. К примеру, у двигателей Renault это Castrol EDGE, у Mercedes-AMG — Petronas Syntium, на хондовских агрегатах Red Bull — Mobil 1.
Обложка: Unsplash