Новая команда «Формулы-1»: что о ней известно
Революция в королевских гонках
«Формула-1» — синоним скорости и прогресса, но в то же время очень консервативная структура. С 2016 года в элитной гонке не менялось количество участников — их было 10. С 2026 года побороться за корону автоспорта сможет 11-я команда — Cadillac. Как это получилось и чего ждать от дебютанта — читайте в нашем новом материале.
История команды Cadillac
Путь Cadillac в «Формулу-1» — не просто покупка готовой команды большим брендом. Все было (и остается) куда сложнее.
Андретти против всех
С путем новой команды в королевские гонки Cadillac почти никак не связан: именитый американский бренд вошел в сделку на последнем этапе. Штурмовала «Ф-1» компания Andretti Global и ее владелец — Майкл Андретти.
Андретти — это известная американская гоночная династия минимум из пяти человек. При этом самых больших успехов добился ее основатель — 84-летний Марио Андретти. Полвека назад он выигрывал все в Штатах и зажигал в Европе (в том числе стал одним из двух американцев-победителей «Ф-1»).
Майкл и близко не повторил успехи отца, но удачно ушел в бизнес — с начала 2000-х ему принадлежит гоночная команда, названная в честь семейства. Она участвовала в «Индикар», Extreme-E, «Формула-Е» и за 20 лет завоевала почти 20 титулов в разных гонках. А в 2021 году Андретти нацелился на главную мировую серию — «Формулу-1».
Сначала Майкл хотел приобрести уже существующую команду — «Заубер» или «Хаас» — но ничего не вышло. Тогда он пошел по самой трудной дороге, начав создавать команду с нуля. Андретти решил купить двигатель у Renault и подал заявку в ФИА — но тут начались проблемы. Выяснилось, что действующие участники «Формулы-1» совсем не хотят видеть в гонке 11-ю команду. Они этого даже не скрывали — представители «Мерседеса», «Альфа Ромео» и «Ред Булла» открыто заявили, что не видят смысла приглашать Андретти.
В итоге Andretti Global признали спорным проектом, не имеющим ценности для «Формулы-1» ни с точки зрения привлечения болельщиков, ни в плане инноваций (для покупки мотора у Renault действительно не нужно много ума). К тому же в случае прихода Андретти призовые пришлось бы делить на 11 команд, чего никто не хотел. Американцам отказали.
Майкл не отчаялся и начал искать выход. Решение нашлось элегантное — Андретти договорился с General Motors о совместной с брендом Сadillac заявке. Гигантский автоконцерн из США — совсем другое дело, и в 2023 году ФИА заявку одобрила. А вот владельцы «Формулы-1» опять отказали — аккуратно заявив, что GM и Cadillac они ждут всегда, но как-нибудь без Андретти. И с собственным, а не арендованным мотором.
Приход General Motors
Когда стало ясно, что с Андретти зайти в «Формулу-1» не получится, начались реформы. Главная из них заключалась в уходе порядком всем поднадоевшего Майкла со всех постов в Andretti Global и замене его на давнего друга и партнера его отца, Дэна Тоурисса. У последнего связи в автомире были куда прочнее.
Параллельно команда сменила название — любое упоминание Андретти исчезло, остался только Сadillac. А сам General Motors решил принять более солидное участие в проекте: в концерне заявили, что разработают собственный мотор к 2028 году. Это стало серьезным плюсом — новая заводская команда.
В конце ноября 2024-го «Формула-1» официально объявила о договоренности с «Кадиллаком» на 2026 год. Два сезона Cadillac F1 покатает в качестве клиента, а с 2028-го войдет в игру на полную мощность со своим двигателем.
Кстати, глава семейства Андретти Марио (куда более влиятельный, чем сын) стал в Cadillac F1 директором и по сути возглавил новую команду. В итоге Андретти займутся подбором персонала (включая гонщиков), всей инфраструктурой и созданием болида, а Cadillac — брендом и мотором. Все довольны и получат, что хотели: гоночная династия будет рулить командой в «Ф-1», а американский автогигант наконец придет туда, где его давно ждали.
Помощь Трампа
Забавный факт — есть теория, будто «ускорение» владельцам «Формулы-1» придал… Дональд Трамп. Американский президент давно дружит с Марио Андретти (13 лет назад тот даже катал Трампа на своем болиде по Манхэттену), и появление первой чисто американской команды в главной гонке планеты вполне укладывается в политику нового лидера США.
Весной 2024-го Марио даже обращался к американским властям после очередного отказа «Формулы-1» принять его команду — настаивал, что своими запретами организаторы нарушают антимонопольное законодательство США. В Конгрессе тогда был большой скандал — республиканцы пригрозили «Ф-1» и лично ключевому владельцу Грегу Маффею последствиями.
Учитывая, что «Формула» приняла Сadillac менее чем через неделю после прихода Трампа к власти, связь определенно просматривается.
Что известно о команде Cadillac
Хотя формально новой команде нет и года, новостей о ней много.
Болид
Сразу после неудачи с покупкой «Хааса» и «Заубера» Андретти капитально вложились в инфраструктуру и персонал. Еще до прихода GM на балансе семейства значился завод в английском Сильверстоуне площадью 3 000 кв. м., на нем трудились 130 человек.
После появления Cadillac добавилось еще три инфраструктурных объекта в США (включая завод по производству двигателей), а количество сотрудников планируется увеличить до тысячи. Для обкатки будущего болида команда уже арендовала европейскую аэротрубу Toyota, на которой до 2023-го располагался «Макларен».
Намерения «Кадиллака» разработать передовой болид более чем серьезные — команда приглашает солидных экспертов. Среди важных имен — Пэт Симондс (бывший техдиректор ФИА), Роб Уайт (ранее — главный по моторам в «Рено» в сверхуспешную эру) и Ник Честер (тоже топовый специалист из «Рено»). Останавливаться компания явно не собирается и будет хантить всех лучших.
Забавно, что у подобранной Андретти команды была приличная фора перед будущими соперниками, — до официального принятия в «Ф-1» на Cadillac F1 не распространялись никакие ограничения. Поэтому пока все остальные ждали разрешения и были скованы бюджетными потолками, американцы тратили огромные суммы и без остановки работали в Сильверстоуне. По слухам, первые наработки уже есть — но пока без деталей.
Мотор
GM обещает подготовить собственный мотор только к 2028 году — до этого два сезона Cadillac будет кататься на чужих. Выбор у американцев не очень большой — «Феррари» или «Хонда», причем первый производитель идет фаворитом. Здесь постарался Марио — он несколько лет выступал за «Феррари» гонщиком.
«Это пока еще не точно, но это наша цель. Вместе с “Феррари” мы могли бы оказаться в фантастическом положении», — говорил Андретти.
Пилоты
Мечта Андретти-старшего — чисто американская команда, что касается и пилотов. Но она разбивается о реальность: двух топовых гонщиков в США просто нет. Вернее, нет даже одного — есть только претендент и любимчик семейства, вундеркинд из Andretti Global Колтон Херта. Его место в команде почти гарантировано, но есть проблема — у него нет опыта в «Ф-1».
Нанимать двух пилотов без опыта очень рискованно, поэтому Cadillac, вероятно, будет искать звезду с победным бэкграундом. Тут перебирать фамилии можно долго — все зависит от обстоятельств и аппетитов новичков. Главным пилотом могут стать как сдувшиеся, но опытные Риккардо или Боттас, так и крепкие Цунода или Сайнс. А то и вовсе Ферстаппен — кто знает.
Перспективы
С одной стороны, за новичков играют огромные ресурсы американского автогиганта, дотошность семейства Андретти, фора в год и чуть ли не целый президент США. С другой, опыта для быстрого результата все равно может не хватить, ставка на пилотов — не сыграть, да и конкуренты никуда не денутся. Их даже станет больше — в 2026-м после покупки «Заубера» в «Ф-1» заходит еще и «Ауди», тоже с прицелом на создание топ-команды.
Как бы в итоге ни получилось, 11-я команда в главной гонке планеты интригует. А если учесть, при каких обстоятельствах она появилась и какой путь прошла, — за нее даже немного переживаешь. 2026 год в «Формуле-1» точно будет ярким и даже революционным — серия давно так сильно не открывалась новому.
Если вы хотите достичь таких же вершин спорта, как пилоты «Формулы-1», — начните с поиска товаров в онлайн-каталоге Спортмастера.
Фото: Formula One World Championship