Прыжок с парашютом — одно из самых экстремальных занятий в мире. Но кто первым додумался рисковать, прыгая с большой высоты? Как вообще устроен парашют? Расскажем все, что нужно об этом знать.

История парашюта

Кто изобрел парашют? Сложный вопрос. Человечество столетиями искало способ безопасно приземляться на землю с большой высоты. Еще в IX веке арабский изобретатель Аббас ибн Фирнас попробовал спрыгнуть со скалы, используя самодельные крылья, — его полет прошел успешно. Попытку Фирмана можно считать самой ранней пробой настоящего парашютного прыжка.

Первый дизайн парашюта приписывается итальянскому полимату Такколе (1382 – 1453 годы) — на его набросках человек якобы держится за две перекладины, прикрепленные к небольшому конусообразному куполу. Лететь на таком трудно — площадь парашюта Такколы слишком мала — но конструкторскую попытку можно засчитать.

Более удачный вариант в XV веке представил другой изобретатель и визионер — Леонардо да Винчи. Его парашют был спроектирован иначе — в виде холщовой пирамиды, закрепленной на рейках. Да Винчи предложил слишком громоздкое устройство — долгое время считалось, что пользоваться им нельзя. Но в 2000 году британец Адриан Николас собрал прототип и испытал его — получилось успешно.

Через сто лет после да Винчи изобретатель Фаусто Веранцио (1551 – 1617) доработал эскиз Леонардо, заменив пирамидообразный парашют на плоский, но оставив систему с квадратной рамой. Веранцио проводил строгие расчеты, добившись больших успехов в теории сопротивления воздуха. В Хорватии считают, что в 1617 году, уже тяжело болея, ученый испытал изобретение, но доказательств этого нет.

Первое задокументированное испытание настоящего парашюта случилось в 1783 году во Франции. Местный физик Себастьян Ленорман долго экспериментировал с разными конструкциями, испытывал их на животных и корректировал, пока не придумал рабочий вариант. Он был очень похож на привычные сейчас парашюты — состоял из крупного купола, стропильной системы и сидения.

Ленорман самостоятельно испытал новинку — прыгнул с башни обсерватории Монпелье в присутствии многочисленных зрителей. Сам же физик придумал изобретению название «парашют» — соединив итальянское para (предотвращение) и французское сhute (падение). Именно Ленормана считают создателем первого парашюта.

С этого момента в мире начался «парашютный бум» — изобретатели по всей планете пытались сделать устройство компактнее и легче, прыгнуть с ним с как можно большей высоты. В 1785 году Жан-Пьер Бланшар начал опыты по высадке на парашюте с воздушного шара, используя для экспериментов животных. Еще дальше в 1799 году зашла француженка Жанна Гарнерен — она поднялась на шаре на высоту 900 метров и вернулась на землю при помощи парашюта. Кстати, ее муж Андре-Жак — создатель первого в мире бескаркасного парашюта.

В начале XX века изобретения пошли одно за другим. Парашюты не только стали легче — их наконец смогли уместить в рюкзак. Американец Чарльз Бродуик придумал систему Static Line, прикрепив трос одним концом к воздушному шару, вторым — к парашюту. Во время прыжка трос натягивался, раскрывал парашют и отрывался — конструкция Бродуика используется до сих пор.

Совершенно другая, полностью автономная система была придумана в 1911 году в России. Русский изобретатель Глеб Котельников, ставший в детстве свидетелем авиакатастрофы, очень впечатлился и решил создать средство спасения. И сделал это, придумав первый в мире ранцевый парашют, — тот самый знаменитый механизм, для активации которого нужно дергать за кольцо.

В том же году человек впервые прыгнул с парашютом из самолета — героем стал американец Грант Мортон. Спасательную конструкцию он держал в руках. Через два года американский военный Альберт Берри прыгнул с парашютом из самолета по системе Static Line. Ученые до сих пор спорят, кто рискнул раньше — Берри или Мортон. В попытку Гранта верят не все.

За следующие сто лет парашютизм превратился в индустрию — этому помогли и войны, и тренд на адреналин. Изменились материалы, формы и даже предназначение — из простого развлечения парашют превратился в средство спасения, а потом в тормозную систему. Конструкция используется даже на далеких планетах, вроде Луны или Марса.

Как устроен парашют

Сейчас в мире есть самые разные парашюты, но состав конструкции у них одинаковый — ранец с подвесной системой, купол и стропила. В деталях устройство парашюта гораздо сложнее, но именно эти элементы составляют основу. Ранец с подвесной системой позволяет хранить парашют и одновременно прикрепить его к человеку; купол отвечает за сопротивление при падении, а стропила позволяют управлять полетом.

Наибольшее распространение получили два вида парашютов — обычный купольный (в форме зонтика) и «крыло» в форме прямоугольника. Первый вариант надежный, но медленный и неповоротливый — он движется по вертикали гораздо быстрее, чем по горизонтали. Его чаще всего используют новички.

«Крыло», он же парафойл, был изобретен в 1964 году и стал прорывом в мире парашютизма. Прямоугольная форма и продвинутая система воздухозаборников сделали прыжки максимально маневренными. Парафойл используется в основном опытными парашютистами и спортсменами.

Есть много других систем — разные военные парашюты (Д-6 и Д-10 в России, Т-11 в США), бейс-системы для прыжков с базовой точки (вроде дома или антенны), глайдеры для скольжения вдоль гор, парасейлы для полетов над водой. У всех свои особенности, соответствующие конкретным задачам.

Кому можно прыгать с парашютом

У прыжка с парашютом много ограничений на всех этапах. Летные школы при организации мероприятий руководствуются несколькими Положениями, Основными Парашютными Правилами и прочими документами, в которых подробно описан регламент.

Юных спортсменов часто интересует — с какого возраста можно прыгать с парашютом? В Руководстве по парашютной подготовке ДОСААФ от 2010 года написано: обучаться можно в любом возрасте, а к прыжку допускаются лица, прошедшие подготовку и сдавшие зачеты. Возрастных ограничений нет. Единственное, что регулирует РПП-2010, — лицам до 18 лет требуется письменное согласие от родителей.

На практике аэрошколы сами устанавливают минимальный возраст. Чаще всего можно прыгать с парашютом с 14 лет и только в тандеме с инструктором, в присутствии родителей в зоне высадки. Но бывают и исключения. Самостоятельно прыгать несовершеннолетним почти не разрешают. Зато с 18 лет верхнего порога ограничений нет.

Кому нельзя прыгать с парашютом? Есть много запретов по здоровью. Активность запрещена при:

  • перенесенных травмах мозга или опорно-двигательного аппарата;

  • сердечно-сосудистых заболеваниях;

  • легочных заболеваниях;

  • обмороках, судорогах;

  • нервных и психических расстройствах;

  • диабете, болезни почек;

  • заболеваниях слуха и зрения;

  • в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.

Регламентируется и вес, с которым можно прыгать с парашютом, — он не должен быть меньше 45 кг и больше 90 кг.

Как проходит прыжок с парашютом

Один из важнейших вопросов — где можно прыгать с парашютом? Организацией мероприятия занимаются локальные аэроклубы и летные школы, они есть почти в каждом крупном городе России. В их распоряжении — специальные дропзоны (зоны высадки) разного уровня сложности и необходимое для прыжка оборудование, включая воздушные суда.

С какого самолета прыгают с парашютом? Чаще всего в России используется модель АН-2, она же «Кукурузник». Четкого регламента по выбору самолета нет — но есть строгие технические требования к состоянию воздушного судна. Согласно РПП-2010, самолет должен быть тщательно проверен ответственным лицом.

Для безопасности нужно знать, как правильно надеть парашют. С этим поможет инструктор летной школы — каждый начинающий парашютист проходит обязательную подготовку длительностью в несколько часов.

Определить, с какой высоты прыгают с парашютом, несложно. В России новички делают это на высоте 800-900 м, опытные парашютисты поднимаются на 2-4 км. Выше для прыжка потребуется специальное оборудование — дышать там тяжело. Но это не мешает энтузиастам забираться в стратосферу — в 2013 году Феликс Баумгартнер прыгнул с парашютом с высоты 39 км!

Важнейший момент — выброска из самолета. Инструктор перед взлетом обязательно расскажет, как прыгать с парашютом правильно. Нужно соблюдать очередь, смотреть по сторонам при выходе. Правильному отделению от самолета в отдельных аэроклубах могут посвятить несколько прыжков.

Если высота позволяет, как только парашютист покидает самолет, некоторое время он будет находиться в свободном падении. Какая у него скорость в этот момент? Огромная — в зависимости от позы она может достигать 250 км/ч.

Как открывается парашют — зависит от условий. Если новичок прыгает с небольшой высоты (800-900 м), скорее всего будет использована система с тросами. Тогда парашют откроется автоматически почти сразу после прыжка, на безопасном расстоянии от самолета. А если прыгает опытный парашютист или работает тандем и используется ранцевый парашют, для его открытия нужно будет выдернуть кольцо. Это запустит механизм выбрасывания купола и строп из ранца. При наличии страхующего прибора парашют раскроется автоматически при достижении заданной высоты.

Через несколько минут после раскрытия падение закончится — важно знать, как приземляться с парашютом. При прыжке в тандеме всю работу сделает инструктор, а вот с сольным все сложнее. Приземление — самая травмоопасная часть процесса и настоящая наука, грамотно управлять разными типами парашютов тренируют в аэрошколах.

Во время прыжка или после приземления могут случиться внештатные ситуации — стропы могут запутаться, задеть купол или зацепиться за объекты на земле. В таком случае стропы срезают, но делать это надо с большой осторожностью: в воздухе неправильное действие может стоить жизни.

Парашютная система — интересная и сложная одновременно. Начинающим парашютистам точно стоит обратиться к инструкторам — опытные люди не дадут совершить ошибку и помогут все сделать правильно.

Грамотный выбор одежды — залог комфортной подготовки. Большой выбор экипировки для активного отдыха — в нашем онлайн-магазине.

Мужское термобелье
15 799 ₽
X-Bionic | Термобелье низ мужское X-Bionic Apani 4.0 Merino
9
Купить
18 799 ₽
X-Bionic | Термобелье верх мужское X-Bionic Apani 4.0 Merino
8
Купить
18 499 ₽
X-Bionic | Термобелье низ мужское X-Bionic Energy Accumulator 4.0
20
Купить
18 499 ₽
X-Bionic | Термобелье верх мужское X-Bionic Energy Accumulator 4.0
24
Купить
11 899 ₽
X-Bionic | Термобелье верх мужское X-Bionic Invent 4.0
12
Купить
11 299 ₽
X-Bionic | Термобелье низ мужское X-Bionic Invent 4.0
9
Купить
14 899 ₽
X-Bionic | Термобелье низ мужское X-Bionic Energizer 4.0
16
Купить
15 499 ₽
X-Bionic | Термобелье верх мужское X-Bionic Energizer 4.0
25
Купить
20 799 ₽
X-Bionic | Термобелье низ мужское X-Bionic Radiactor 4.0
11
Купить
20 799 ₽
X-Bionic | Термобелье верх мужское X-Bionic Radiactor 4.0
23
Купить
2 599 ₽
Glissade | Термобелье верх мужское Glissade
629
Купить
3 599 ₽
Glissade | Термобелье верх мужское Glissade
384
Купить
Женское термобелье
4 599 ₽
Нет в наличии
Columbia | Термобелье верх женское Columbia Heavyweight Stretch Long Sleeve Top
42
Купить
18 799 ₽
Нет в наличии
X-Bionic | Термобелье верх женское X-Bionic Apani 4.0 Merino
9
Купить
18 499 ₽
X-Bionic | Термобелье верх женское X-Bionic Energy Accumulator 4.0
9
Купить
10 599 ₽
Нет в наличии
X-Bionic | Термобелье верх женское X-Bionic Invent 4.0
10
Купить
18 899 ₽
X-Bionic | Термобелье верх женское X-Bionic Radiactor 4.0
5
Купить
3 199 ₽
Glissade | Термобелье верх женское Glissade
225
Купить
2 499 ₽
Glissade | Термобелье верх женское Glissade
355
Купить
1 649 ₽
5 499 ₽
-70%
Нет в наличии
Craft | Термобелье верх женское Craft Merino 180
102
Купить
1 799 ₽
3 599 ₽
-50%
Craft | Термобелье верх женское Craft Fuseknit Comfort
109
Купить
3 199 ₽
Volkl | Термобелье верх женское Volkl
124
Купить
5 999 ₽
11 999 ₽
-50%
Craft | Термобелье верх женское Craft
16
Купить
3 499 ₽
6 999 ₽
-50%
Craft | Термобелье верх женское Craft Pro Wool Extreme
11
Купить