Этим летом главной трансферной сагой в английском футболе стал переход Александра Исака в Ливерпуль. После долгих разборок с «Ньюкаслом» шведский нападающий все же оказался на «Энфилде», а сумма сделки — 125 миллионов фунтов — стала рекордной для британского рынка. История сопровождалась отказами Исака тренироваться и взаимными упреками с бывшим клубом, но Александр добился своего. Форвард готов начать новый этап карьеры и помочь «красным» в борьбе за титулы. 

Накануне закрытия трансферного окна в понедельник 1 сентября, всего за несколько минут до 19:00 по центральноевропейскому времени, Александр Исак наконец подписал шестилетний контракт и стал новой «девяткой» «Ливерпуля». За долгожданной процедурой наблюдали его родители и сестра.

Спустя час самый дорогой игрок в истории британского футбола попрощался с персоналом базы в Киркби, где его ждала машина до аэропорта имени Джона Леннона. Уставший, но воодушевленный, он поднялся на борт частного Bombardier Challenger 300, чтобы отправиться в Стокгольм и присоединиться к сборной Швеции перед матчами квалификации ЧМ против Словении и Косово.

В интервью клубному каналу LFCTV Исак признался: «Это был долгий путь». И он абсолютно прав: сделка не только сопровождалась затяжными переговорами, но и оказалась одной из самых токсичных трансферных саг последних лет. Решение Исака фактически объявить забастовку «Ньюкаслу» может испортить его наследие на «Сент-Джеймс Парк», но в итоге этот ход вынудил «сорок» согласиться на продажу. 

Стороны немного расходятся в оценке трансфера: «Ливерпуль» называет сумму в 125 миллионов фунтов (143 млн долларов), а «Ньюкасл» — в 130 млн фунтов с учетом выплат по механизму солидарности. Месяцем ранее предложение «красных» в 110 млн было отвергнуто без колебаний.

Вот некоторые сюжеты, которые раскрываются в статье:

  • председатель правления «Ньюкасла» Ясир аль-Румайян, он же глава PIF, приезжал на встречу с Исаком в середине августа;

  • сага подпортила отношения главного тренера «Ньюкасла» Эдди Хау с его давними друзьями Ричардом Хьюзом и Майклом Эдвардсом — спортивным директором «Ливерпуля» и гендиректором FSG по футболу соответственно;

  • интерес «Ливерпуля» к Исаку существовал еще в те времена, когда он играл за «АИК»;

  • банки и финансовые структуры заранее знали, что «Ньюкасл» рассчитывает быстро получить доступ к деньгам от сделки;

  • сомнения в том, что трансфер состоится, сохранялись вплоть до последнего дня трансферного окна.

Это история самого крупного трансфера в британском футболе — и одного из самых спорных. Чтобы понять, почему Исак пошел на бойкот тренировок и открытую конфронтацию с руководством «Ньюкасла», нужно вернуться в весну 2024 года.

У Александра оставалось четыре года по контракту с зарплатой около 150 000 фунтов в неделю, но его представители инициировали переговоры о переподписании соглашения на улучшенных условиях. Диалог шел с Аманадой Стейвли, которая на тот момент была совладельцем «Ньюкасла». 

После 25 голов в сезоне-2023/24 игрок и его команда ожидали заслуженного повышения оклада. Но в июле 2024-го Стейвли покинула клуб, а новый спортивный директор Пол Митчелл не считал новый контракт для Исака приоритетом. В руководстве с ним согласились. Боссы решили дождаться, пока финансовые дела клуба будут лучше соответствовать правилам финансового fair play, прежде чем возвращаться к теме.

Функционеры высшего звена доносили до окружения Исака, что он важен для амбиций команды и переговоры точно возобновятся летом 2025-го. Это стало переломным моментом. Александр решил, что для борьбы за титулы и соответствующей оплаты пора двигаться дальше.

В сезоне-2024/25 он забил 27 мячей и окончательно закрепился в статусе одного из лучших форвардов Европы — в АПЛ результативнее оказался только Мохамед Салах. Среди мячей Исака — эффектный гол в ворота «Ливерпуля» в ничейном матче 3:3 в декабре и гол в финале Кубка лиги в марте. 

В той встрече «Ньюкасл» взял первый за 70 лет внутренний трофей, а после — завоевал путевку в Лигу чемпионов. Но эти успехи не изменили решения Исака. В мае он сообщил клубу о желании уйти и подтвердил его по окончании сезона. Тогда «сороки» были готовы сделать Александра самым высокооплачиваемым игроком в истории команды, но швед отказался.

В то же время «Ливерпуль» узнал о его готовности сменить клуб. Желание игрока не вызывало сомнений, вопрос был только в том, даст ли «Ньюкасл» добро.

В аналитических отчетах «Ливерпуля» Исак фигурировал еще в 2022-м в период выступлений за испанский «Реал Сосьедад». Тогда шведского форварда рассматривали в качестве альтернативы Дарвину Нуньесу, но в итоге «красные» за 85 млн фунтов купили уругвайца, а Александр перешел в «Ньюкасл» за 63 млн фунтов.

В «Ливерпуле» на него начали собирать досье еще с выступлений на родине за «АИК», профайл Исака в скаутской базе «красных» включает отчеты о матчах еще до перехода Александра в «Боруссию» в 2017 году. В тот момент швед был всего лишь подающим надежды тинейджером.

15 июля «Ливерпуль» сделал первый шаг к сделке, предложив около 120 млн фунтов. «Ньюкасл» был категорически против — позиция клуба состояла в том, что Исак не продается ни за какие деньги.

Ситуацию осложняли собственные проблемы «Ньюкасла»: после ухода Каллума Уилсона укрепить атаку никак не получилось. В борьбе за Жоау Педру и Лиама Делапа «сороки» уступили «Челси», а Брайан Мбемо отказался от их предложения, сделав выбор в пользу «Манчестер Юнайтед».

Когда «Ньюкасл» переключился на Уго Экитике, на северо-востоке уверяли, что француз будет куплен в пару к Исаку, а не на замену. Но лето шло, и источники, близкие к руководству, признавали: подписание Экитике могло бы склонить их к продаже шведа за правильную цену. Сложилось иначе: первое предложение «сорок» в 70 миллионов фунтов было отвергнуто и уже 21 июля «Ливерпуль» перехватил Уго за 79 миллионов фунтов.

Некоторые представители «Ньюкасла» расценили это как акт демонстрации силы со стороны Ричарда Хьюза, спортивного директора «Ливерпуля»: раз клуб не хочет продавать Исака, «красные» уведут у них из-под носа Экитике.

В «Ливерпуле» же настаивают: переговоры с окружением француза велись с января, а сам игрок говорил с Арне Слотом о своем будущем на «Энфилде» еще весной. Их позиция проста — «Ньюкасл» включился слишком поздно, а Экитике изначально хотел перейти именно в «Ливерпуль».

Перед началом трансферного окна мерсисайдцы собирались подписать только одного форварда — нестабильный Дарвин Нуньес явно готовился к уходу и в итоге перешел в «Аль-Хиляль» за 46 миллионов фунтов. Но планы изменились в начале июля после трагической гибели Диогу Жоты в автокатастрофе в Испании. Соглашение с Экитике никак не повлияло на решимость «Ливерпуля» довести до конца сделку по Исаку. К середине июля клуб уже целенаправленно работал над тем, чтобы подписать обоих.

Экитике улетел на сборы с «Ливерпулем» в Гонконг, а Исак поднял ставки.

Форвард вместе с «Ньюкаслом» отправился в тренировочный лагерь в Австрию в начале июля, но, по словам очевидцев, его настроение резко изменилось, когда о переходе Экитике в «Ливерпуль» было объявлено официально. Затем случилось «легкое повреждение», из-за которого Исак пропустил товарищеский матч с «Селтиком» 19 июля, а позже отказался лететь с командой в Азию.

Пока футболисты и тренерский штаб «Ньюкасла» добирались до Сингапура, в прессе появились первые публикации о желании Исака уйти. Он так и не вышел на поле ни в одном контрольном матче и тренировался отдельно от основной группы игроков Эдди Хау, пока конфликт продолжался.

1 августа «Ливерпуль» официально обратился к совладельцу «Ньюкасла» Джейми Рубену и представителю PIF Хакобо Солису с предложением в 110 миллионов фунтов. Но оно было отклонено настолько жестко, что на «Энфилде» решили: повторная попытка в тот же момент была бы бессмысленной.

И все же уже тогда некоторые топы в «Ливерпуле» были уверены, что сделку удастся довести до конца. Характерно, что клуб не стал серьезно прорабатывать альтернативные сценарии и искать Исаку замену. Слухи о Брэдли Баркола, Родриго и Малике Фофана быстро опровергались близкими к «красным» источниками.

Один из руководителей «Ньюкасла» назвал то предложение «попыткой "Ливерпуля" сохранить лицо после того, как они попробовали "раскачать" соперника», и был уверен, что Исака можно реинтегрировать в состав. В «Ливерпуле» же недоумевали, как предложение, по сумме близкое к рекордному для Британии, кто-то мог посчитать «насмешкой».

Тем временем поиск усиления атаки у «Ньюкасла» в очередной раз уперся в тупик: Беньямин Шешко из «РБ Лейпциг» вслед за Мбемо выбрал «Манчестер Юнайтед».

19 августа Исак проигнорировал церемонию вручения наград Ассоциации профессиональных футболистов в Манчестере, хотя попал в символическую сборную сезона. Понимая, что время уходит, Александр впервые озвучил недовольство происходящим в публичном поле.

В заявлении в соцсетях он написал, что данные ему «обещания» не были выполнены и что версия событий, описываемая в прессе, «не отражает того, что на самом деле было сказано и согласовано за закрытыми дверями». Еще форвард добавил: когда «доверие потеряно, отношения продолжаться не могут».

Ошарашенный «Ньюкасл» ответил спустя три с половиной часа не менее громким заявлением. В нем говорилось, что «ни один представитель клуба никогда не обещал Исаку возможности уйти этим летом». Далее в пресс-релизе уточнялось: «условия для продажи игрока в текущее трансферное окно не сложились» и «не ожидается, что они будут выполнены». И все же формулировки оставили возможность для примирения сторон.

Несмотря на поздний час в Эр-Рияде, в подготовке текста участвовали представители PIF. Под «условиями» боссы команды понимали два пункта. Первое: подписание «Ньюкаслом» двух нападающих, один из которых должен соответствовать уровню Лиги чемпионов. Второе: предложения по Исаку, соответствующее оценке клуба, — около 150 миллионов фунтов.

В последующие дни руководство «Ньюкасла» лишь повторяло те же тезисы, настаивая, что их «не заставят силой» расстаться с форвардом. Этот месседж был важен, чтобы сохранить лицо перед другими лидерами команды, — Бруну Гимараешем, Энтони Гордоном, Сандро Тонали и Тино Ливраменто. Но в реальности надежды вернуть Исака в состав таяли очень быстро.

Эдди Хау пытался держать баланс. Он не подпускал игрока к команде, чтобы тот не отвлекал общее внимание и не нарушал концентрацию остальных футболистов. Но и не критиковал его открыто — тренер публично заявил, что Исак сможет вернуться в общую группу после закрытия трансферного окна.

В частных разговорах даже Хау все сильнее сомневался, что нападающий сможет влиться в коллектив. Он понимал: если удерживать игрока против его воли, это может нарушить планы всего сезона. На одной из пресс-конференций тренер признал, что конфликт превратился для клуба в ситуацию, из которой нет хорошего выхода.

Хау болезненно воспринял и тот факт, что охоту за Исаком вели Майкл Эдвардс и Ричард Хьюз, — люди, с которыми его связывала дружба еще со времен совместной работы в «Портсмуте» двадцать лет назад.

Хотя обе стороны признают, что напряжение действительно возникало из-за чувствительности сделки и ее масштабов, топ-менеджеры обоих клубов уверяют: разговоры о серьезном разрыве сильно преувеличены. На «Энфилде» подчеркивают, что действовали чисто и корректно, а проблемы между «Ньюкаслом» и самим игроком начались еще до того, как «Ливерпуль» сделал первый шаг.

В итоге обе стороны сошлись на том, что интерес «Ливерпуля» был исключительно деловым. Сам Хау подтвердил это на пресс-конференции 22 августа, заявив: «Это не личное. Это профессиональное».

И все же накануне матча между командами на «Сент-Джеймс Парк» 25 августа в рамках Премьер-лиги эмоции приближались к точке кипения.

Атмосфера была враждебной: болельщики хозяев обвиняли «Ливерпуль» в том, что соперник выбил их звезду из колеи, а совладелец клуба Джейми Рубен перед стартовым свистком даже запостил в соцсети дерзкий призыв наброситься на оппонентов. Пост вскоре удалили — сразу после того, как Энтони Гордон получил красную карточку за грубый фол на Вирджиле ван Дейке. 

Несмотря на потерю лидера атаки и счет 0:2, «Ньюкасл» сумел отыграться и сравнять — 2:2. Но уже в компенсированное время тинейджер «Ливерпуля» Рио Нгумоа принес гостям победу.

Драматургия нарастала еще до игры. В тот же день делегация PIF во главе с Ясиром аль-Румайяном и при участии Рубена и Солиса приехала в Нортумберленд домой к Исаку, чтобы попытаться разрешить ситуацию. Ответ форварда был однозначным и жестким: он больше не собирался надевать футболку «Ньюкасла».

Публично клуб продолжал гнуть свою линию, но за кулисами позиция руководства постепенно менялась. Угроза того, что Исак не станет мириться с функционерами команды, откажется играть и превратится в постоянную проблему, становилась слишком серьезной. На этом фоне вариант с продажей Александра в «Ливерпуль» начал выглядеть меньшим злом, а значит, «сорокам» нужно было подписать двух нападающих.

За летние продажи игроков в клубе отвечал глава скаутского отдела Стив Никсон, но переговоры по Исаку вел не он. Когда диалог между клубами возобновился за несколько дней до закрытия трансферного окна, стороны общались напрямую на уровне владельцев. От «Ливерпуля» ключевую роль играл Майкл Эдвардс при поддержке Ричарда Хьюза и технического директора FSG Джулиана Уорда. Агент Исака Владо Лемич был активным посредником — помогал уточнить условия и привести клубы к компромиссу.

Направление развития ситуации стало очевидным в четверг 28 августа, когда «Ньюкасл» согласовал сделку в 70 миллионов фунтов по нападающему «Штутгарта» Нику Вольтемаде. «Сороки» обратились к немцу после того как два их предложения по Юргену Странд Ларсену из «Вулверхэмптона» были отклонены.

Хотя обе стороны публично продолжали настаивать, что переговоров нет и сделка не близка, «Ньюкасл» тайно готовился к уходу шведского страйкера. Банки получили сигнал: клуб ищет пути финансирования значительной части от 130 миллионов, которые должен будет заработать на продаже Исака, — чтобы получить как можно больше денег авансом.

Для продающей стороны это обычная практика: часть суммы от покупателя клуб получает сразу, а остальное — в рассрочку. И чтобы ускорить доступ к деньгам, команда берет кредит под гарантии будущих платежей. Именно это и рассматривал «Ньюкасл», чтобы заранее обеспечить себя полной суммой.

Хотя некоторые представители с обеих сторон на этом этапе уже были уверены, что сделка состоится, отдельные источники признавались: оставались сомнения, удастся ли довести дело до конца до дедлайна в понедельник 1 сентября.

За пару дней до закрытия трансферного окна в прессе появились слухи о том, что сделка уже закрыта, и в «Ливерпуле» раздраженно назвали такие сообщения «ложными и вводящими в заблуждение». В какой-то момент внутри клуба считали, что подписание Марка Гехи из «Кристал Пэлас» выглядит даже более вероятным, чем договоренность по Исаку. В качестве подтверждения источники подчеркивали, что Харви Эллиотту разрешили уйти только в понедельник, — признак того, что уверенности в переходе Исака не было до последнего.

В итоге договоренность была достигнута только поздно вечером в воскресенье, предпоследний день трансферного окна, после победы «Ливерпуля» над «Арсеналом» со счетом 1:0. Сделка оценивается «Ньюкаслом» в 130 миллионов фунтов с учетом солидарных выплат клубам, в которых Исак поиграл до достижения 23 лет. «Ливерпуль» утверждает, что потратил 125 миллионов фунтов.

По данным источников в «Реал Сосьедад», испанский клуб заработает около 9.5–10 миллионов евро — это 10% от прироста капитала (разница между их продажей Александра «сорокам» за 60 миллионов и нынешней сделкой «Ньюкасла» с «Ливерпулем»), а еще компенсация за подготовку игрока.

Для «Ливерпуля» трансферное окно стало самым затратным в истории клуба — расходы превысили 400 миллионов фунтов, хотя более половины суммы вернется за счет продаж. «Ньюкасл» в последний день работы рынка тоже успел закрыть пробел в атаке, заплатив «Брентфорду» 55 миллионов фунтов за Йоана Висса.

Утром 1 сентября «Ливерпуль» отправил за Исаком машину в Северную Англию и доставил его на базу в Киркби. Первую часть медосмотра он прошел там, вторую — неподалеку, вне базы. Большинство будущих партнеров форварда уже разъехались по сборным, но его тепло встретил защитник Жереми Фримпонг, который восстанавливается от травмы подколенного сухожилия.

Исак не играл с конца прошлого сезона и все лето после возвращения из отпуска занимался в одиночку — его первой задачей станет восстановить физическую форму. Время в сборной Швеции должно помочь, и он надеется дебютировать за «Ливерпуль» 14 сентября в матче против «Бёрнли».

С добавлением Исака в атакующую группу к Экитике, Салаху, Коди Гакпо, Федерико Кьезе, Флориану Вирцу и Рио Нгумоа у Арне Слота появилась приятная головная боль. Одновременно расположить всех нападающих на поле не получится, но «красные» в новом сезоне рассчитывают побороться за все четыре трофея, так что игровые минуты получит каждый.

«Я хочу творить историю, хочу выигрывать трофеи, — сказал Исак в интервью клубным медиа. — В этом моя главная мотивация, и я чувствую, что это идеальное место, чтобы расти дальше и вывести свою игру на новый уровень». Он описал прошедшее лето как «долгое и непростое». В итоге все сложилось: Исак добился своего, «Ньюкасл» получил рекордную сумму, а «Ливерпуль» — новую «девятку».

Купить экипировку для футбола, одежду и обувь для других видов спорта или активных путешествий вы можете в нашем онлайн-каталоге или магазинах Спортмастер.