Сборная СССР впервые выступила на летних Олимпийских играх в 1952 году. Боксеры уехали с соревнований без золотых медалей — завоевали два серебра и четыре бронзы. На следующей Олимпиаде в Мельбурне первое место покорилось Владимиру Сафронову, который попал на Игры в последний момент и вписал свое имя в историю советского бокса.

Замещал отца, полюбил бокс в пионерлагере

Как и любой советский ребенок, Владимир активно приобщался к спорту с ранних лет. В Улан-Удэ он посещал секции по легкой атлетике, гимнастике, волейболу и баскетболу. В плотном расписании нашлось место даже бальным танцам. При этом парень развивался не только физически. Ему очень нравилось рисовать — это мастерство он оттачивал в изостудии дома пионеров.

Мальчику пришлось быстро повзрослеть — когда ему было семь лет, отца забрали на войну. Паренек таскал домой выданную по карточкам воду и взваливал на себя другие «мужские» обязанности. Окружение во дворе тоже держало в тонусе — на улице Шмидта местная ребятня не позволяла расслабляться. 

Поворотный момент в его жизни случился в 14 лет. На отдыхе в пионерском лагере Сафронов открыл для себя бокс благодаря молодому тренеру Александру Ринчинову. Он приехал вместе с другим боксером для показательного выступления перед пионерами. 

Владимир остался под впечатлением от того, как Ринчинов сериями ударов изматывал соперника, и захотел научиться так же. После боя Сафронову разрешили примерить перчатки — от счастья парень не сдержался и влепил по лицу рядом стоявшего друга Толика. Ринчинов оценил удар, но пояснил, что товарищей бить не стоит.

Изучал живопись, побил тренера

После школы Владимир уехал за 450 км от дома, чтобы продолжить образование в художественном училище Иркутска. Учеба не мешала спорту, поэтому юноша не переставал боксировать. В новом городе быстро оценили спортивный талант Сафронова и привлеки его к выступлениям за сборную области.    

На чемпионате РСФСР в Сталинграде выяснилось, что Сафронов дерется на уровне лучших бойцов республики. Он бодро дошел до полуфинала и встретился на этой стадии со старым знакомым — первым тренером. В начале боя Ринчинов доминировал, поэтому после первого раунда подошел к Сафронову и попросил боксировать в полную силу. Владимир не стал перечить авторитету и нокаутировал его во втором раунде. В итоге те соревнования он выиграл.

После окончания училища Сафронова призвали в армию. Сначала солдат проходил службу в Чите, но потом его перевели в Москву для выступлений за ЦСКА. Так Владимир оказался на виду у главного тренера сборной Сергея Щербакова, который в 1952 году завоевал серебряную медаль на Олимпийских играх в Хельсинки. Летом 1956-го Щербаков пригласил Сафронова на сборы в преддверии Олимпиады в Мельбурне.

Превзошел конкурентов по сборной, победил фаворита на Олимпиаде

Владимир выступал в полулегком весе. В этой категории у советской сборной был очевидный лидер — Александр Засухин. К Олимпиаде 1956 года этот боксер трижды выиграл чемпионат страны и дважды дошел до финалов чемпионата Европы. Но в Мельбурн Засухин не поехал. По одной из версий, перед Играми он сломал палец руки во время игры в баскетбол. По другой — Сафронов победил его и четырех других кандидатов в спаррингах на сборах.

Первым соперником Владимира в Австралии стал итальянец Агостино Коссиа. Каменщик по профессии проиграл советскому боксеру, но сделал это достойно. Коссиа был единственным итальянцем на тех Играх, кого не отправили в нокаут. Он проиграл Сафронову по очкам. В четвертьфинале Владимир одержал еще одну победу по очкам. Француз Андре де Соуза не впечатлил судей, но до сих пор гордится тем выступлением.

В полуфинале попался опытный Хенрик Недзведзкий из Польши. Он выступал на Играх 1952 года, но тогда уступил будущему олимпийскому чемпиону и остался без медали. Полуфинал в Мельбурне гарантировал бронзу, но Хенрик планировал идти до конца. Сафронов разрушил эти мечты и забрал победу решением судей.

В 1952-м Недзведзкий проиграл Пентти Хямяляйнен из Финляндии на стадии второго раунда. А в первом раунде финский боец одолел британца Томаса Николса. Именно этот боксер и достался Сафронову в финале Игр-1956. С предыдущей Олимпиады Николс дважды выиграл первенство Британии и завоевал титул чемпиона Европы среди любителей в 1955-м. На том турнире он взял реванш у Хямяляйнена, а в финале победил Засухина.

На Олимпиаде в Мельбурне Николс снова укротил Хямяляйнена — в полуфинале. Британец считался фаворитом в борьбе за золото, но Сафронов не сомневался в себе. На протяжении Олимпиады Владимир наблюдал за боями Томаса и прямо возле ринга подмечал делали и делал зарисовки в блокноте. 

Советский боксер знал, что соперник по финалу выделялся силой удара и выносливостью. Сравниться по мощности с Николсом Сафронов не мог, поэтому брал скоростью. Он активно перемещался по рингу, часто менял направления и атаковал короткими сериями — как когда-то учил первый тренер. Бой получился непростым, но тактика сработала. Судьи отдали победу Сафронову со счетом 3:2. 

В Мельбурн Владимир отправился с первым разрядом по боксу, а вернулся на родину уже в звании заслуженного мастера спорта. Сафронов стал первым советским олимпийским чемпионом по боксу. Помимо него, золотые медали из Австралии привезли Геннадий Шатков и Вадим Енгибарян, но именно Владимир завоевал звание олимпийского чемпиона первым.

Переключился на изо, создавал мультфильмы

После фееричного выступления в Мельбурне запал Сафронова немного угас. Спортсмен понимал, что достиг наивысшей точки в карьере и вряд ли когда-нибудь испытает что-то подобное. Он боксировал еще семь лет: завоевал бронзу чемпионата Европы и дважды выиграл чемпионат СССР. С ринга Сафронов ушел в 29 лет и полностью переключился на другое любимое дело — изобразительное искусство.

Хотя на задний план это занятие у Владимира никогда и не отходило. Помимо зарисовок во время поединков других боксеров, Сафронов мог без остановки говорить о живописи в раздевалке. В свободное время на тренировочных сборах он отправлялся на природу и рисовал на мольберте.

Сразу после завершения спортивной карьеры Сафронов поступил в Московский полиграфический институт — сейчас это Высшая школа печати и медиаиндустрии. Благодаря имени, сделанному в спорте, Владимир быстро заводил знакомства в творческих кругах. Одним из его товарищей стал Вячеслав Котеночкин — автор знаменитых советских мультфильмов, включая «Ну, погоди!». К этой культовой работе приложил руку и Сафронов. 

К сожалению, первый советский олимпийский чемпион по боксу прожил немного — его не стало незадолго до 45-го дня рождения. Ходили слухи, что смерть наступила из-за чрезмерного употребления алкоголя, но сестра бывшего спортсмена опровергла домыслы. В фильме «Сафронов. Художник с убойным хуком» женщина рассказала, что в день смерти у ее брата разболелась голова на работе. Он попросил таблетку, но лекарство не помогло — по дороге в больницу у него случился инсульт.

Во времена, когда Сафронов начинал заниматься спортом, боксерские перчатки были редкой роскошью. Сегодня вся необходимая экипировка есть в продаже — например, в онлайн-каталоге Спортмастера.