Почему из программы фристайла исчез балет
Как действует вмешательство судей и давление американцев в горнолыжном спорте
В последнее время кажется, что программа фристайла только расширяется. Список недавно зародившихся и бурно набравших популярность дисциплин все растет и растет.
В 2010 году на Олимпиаде в Ванкувере дебютировал ски-кросс, через четыре года — хафпайп и слоустайл, затем — биг-эйр. Даже появился термин «нью скул» (новая школа).
Кто-то считает, что вскоре они окончательно вытеснят из официальной программы крупнейших международных соревнований нынешнюю «классику» — могул и акробатику. Но пока бесследно исчезла только одна фристайльная дисциплина, бывшая очень популярной во второй половине ХХ века.
Очень похоже на катание на льду
Фристайл стал завоевывать популярность после Второй мировой войны. Сперва никакого разделения на виды не существовало. Просто горнолыжники, которым стало скучно быстро летать с вершин, начали развлекать публику на фешенебельных курортах Северной Америки различными трюками. Сначала эти выступления больше напоминали шоу, чем спорт.
Лишь в 70-е стали устанавливать определенные правила, что позволило сформировать три основные дисциплины фристайла. Акробатика и могул хорошо известны, а про балет (лыжный балет, акроски или акро) сейчас уже мало кто слышал. Хотя на двух Олимпиадах — в 1988 и 1992 годах — эта дисциплина даже входила в программу Игр. Правда, как показательный вид.
Что же это такое акроски? С настоящим балетом действительно была непосредственная связь. Первой пришло в голову исполнять на снегу изящные па и другие танцевальные движения американке Сьюзи Чаффи.
Ее идея многим понравилась. И стал понятен принцип нового вида: спортсмены двигались по подготовленному ровному пологому склону под музыкальное сопровождение в течение трех-пяти минут, исполняя различные хореографические номера, прыжки с помощью палок, вращения и сальто.
Это очень похоже на катание на коньках. Да и по внешнему виду участники соревнований по балету явно отличались: костюмы ярких цветов с широкими рукавами и декоративными юбками, сшитыми из блестящих тканей.
Две Олимпиады популярности не добавили
«Мы принесли в горы музыку, — красиво формулировала идею Джениа Фуллер, которая на чемпионате мира 1974 года стала первой спортсменкой, выигравшей сразу четыре дисциплины в фристайле (акробатика, могул, балет и комбинация). — Иметь возможность устроить шоу в такой обстановке и заставить людей почувствовать то же, что и вы, через музыку и движение — это потрясающе».
В течение короткого периода времени в 80-х даже проводились соревнования по парному балету. На трассу выходили сразу два участника, которые старились синхронно выполнять все движения. И это уже было реально похоже на фигурное катание — танцы на льду или парное катание.
Программы одиночников и парников оценивали судьи, которые учитывали хореографию, техническую сложность и мастерство, продемонстрированное участниками.
В 1988-м лыжный балет вместе с двумя другими направлениями фристайла, добрался до Олимпиады в Калгари в качестве показательного вида спорта.
В Альбервиле-1992 в могуле уже разыгрывали настоящие медали, тогда как акробатика и балет остались демонстрационными.
В Лиллехаммере-1994 и акробатика тоже вошла в официальную программу, а вот балет больше никогда не появлялся на Играх. И ушел в забвение. Почему?
МОК оказался не в восторге от очередного вида, где судьи определяют сильнейшего, оценивая технику и артистизм как в фигурном катании, гимнастике или прыжках в воду. Всегда слишком много скандалов — голы, секунды, нокауты, туше надежнее.
Загнанные в жесткие рамки
Добавление в программу по требованию чиновников новых формализованных элементов, некоторые из которых откровенно были позаимствованы из фигурного катания, загнало представителей балета в жесткие рамки. Их номера стали выглядеть технически впечатляющие, но художественно ущербно. И в противовес в те же годы у зрителей стали набирать популярность новые зимние виды спорта вроде сноубординга, где упор делался на скорость и риск.
Впрочем, есть и еще одна теория по поводу внезапной «кончины» балета. В нашей стране некоторые специалисты уверены, что это произошло под давлением США. Там его изобрели, поначалу именно фристайлисты Соединенных Штатов безоговорочно лидировали в акроски, именно с их подачи он оказался в программе ОИ. А потом лидерство перехватили спортсмены из СССР (Сергей Шуплецов и его партнеры по сборной), а без гарантированных золотых медалей американцам он стал не особо интересен. Под их же нажимом дисциплину вывели из программ зимних Олимпиад.
Кстати, если в могул в основном шли несостоявшиеся горнолыжники, то балет у мужчин и у женщин часто выбирали бывшие фигуристы и гимнасты. С лыжами они были на «вы», зато прекрасно владели своим телом, и этого хватало для успешного выступления.
Какая бы версия не оказалась правильной, Международная федерация лыжного спорта (FIS) прекратила все соревнования по лыжному балету после 2000 года. Теперь его вспоминают лишь в моменты, когда в соцсетях появляется очередное видео с ретро-соревнований.
Горнолыжное снаряжение вы найдете в нашем онлайн-каталоге и в магазинах Спортмастер PRO.