Почему Vans Old Skool стали главной обувью скейтеров
Легендарная пара
Vans — один из главных брендов в мире скейтбординга. А кеды Old Skool, пожалуй, его важнейший и наиболее узнаваемый продукт. Рассказываем, как это получилось и почему у «олдскулов» особое место в пантеоне легендарной компании.
История Vans Old Skool
О появлении бренда Vans Спортмастер Медиа подробно рассказывал ранее, поэтому повторим в двух словах. Компания была открыта в 1966 году в Анахайме (Калифорния) как простой производитель обычных кед, но выстрелила из-за сервиса и агрессивной маркетинговой стратегии. Особенно ранние «вэнсы» заценили скейтеры — им понравилась толстая «вафельная» подошва, у которой было отличное сцепление с декой.
Важно отметить: Vans не создавался скейтерами для скейтеров и не делал обувь специально для них. Первые модели были универсальными — райдеры выбрали их сами.
По словам одного из руководителей Vans Стива ван Дорена, внимание субкультуры заметили не сразу — но когда увидели, решили взяться за дело. Бренд начал бесплатно поставлять кеды заметным калифорнийским скейтерам.
С годами сотрудничество крепло. Поначалу чисто символически — Vans стал на регулярной основе выпускать обувь в любимых скейтерских расцветках: темно-синий, темно-синий с коричневым и бежевый.
Но дальше — больше: в 1977 году бренд вместе с известным калифорнийским скейтером Стейси Перальта разработал Vans №36, которые позднее назвали Old Skool.
Отличий у 36-й модели от более ранних было немного, но все они оказались существенными. Во-первых, для большей прочности на носке и пятке дизайнеры добавили кожаные вставки. Во-вторых, впервые в истории на обуви Vans появилась узнаваемая полоса по бокам — ее называли sidestripe или jazz.
«Скейтеры стирали пятки и носки до дыр, поэтому мы решили укрепить эти места кожей. Она служила значительно дольше», — рассказывал Стив ван Дорен.
Такие нововведения пришлись райдерам по душе — так «олдскулы» ушли на улицы.
Классический статус
В следующие годы Old Skool попали в приятный закрытый культурный цикл: стали частью калифорнийского фольклора. «Вэнсы» прочно ассоциировались с местными скейтерами, а тех, в свою очередь, воспевали локальные музыканты, в основном панки, которые в знак солидарности тоже начали носить «олдскулы».
Феномен объяснила исследователь Vans Кэтрин Акоста: «Как и скейтбордисты, панк-группы были яростными локалистами, а Vans с 1960-х стали неотъемлемой частью Калифорнии. Часто панки изображали на обложках альбомов местных легендарных скейтеров, на многих из которых были обуты Old Skool. Суровая эпоха».
По мере роста популярности бренда треугольник «vans — скейтеры — музыканты» только укреплялся. Чем дальше «вэнсы» выходили за пределы Калифорнии, тем плотнее «олдскулы» входили в скейтерский и музыкальный мир.

В 1990-е статус закрепился окончательно, когда Vans стали спонсором гастролирующего музыкального и спортивного фестиваля Warped Tour. Культовое американское событие шло нон-стоп с 1995 по 2019 год и стало площадкой для многих начинающих звезд от Limp Bizkit до Кэти Перри. И да, часто музыканты носили «олдскулы» — куда же без них.
Влияние на культуру
Селебрити до сих пор обожают Old Skool — в разное время в них замечали, вероятно, каждого. От Tyler The Creator и Брэда Питта до Ким Кардашьян и Рианны — почти у всех в гардеробе появлялась та самая пара Vans.
Почти с самого изобретения силуэт стал классическим — при этом Vans регулярно освежает его коллаборациями. Бренд всегда был открыт к новому (это в ДНК — со старта в Калифорнии можно было заказать индивидуальную пару), но начиная с 1990-х вывел сотрудничество на следующий уровень, создавая коллекции с именитыми дизайнерами или разрабатывая модели, посвященные популярным киновселенным.
В 1996 году «олдскулы» вошли в историю после коллаборации с тогда еще молодым скейт-брендом Supreme из Нью-Йорка. Модель выпустили в трех расцветках с люминесцентной полоской, и та моментально стала культовой — сникерхеды по всему миру до сих пор охотятся за парами, которые стоят тысячи долларов.
«Тогда Old Skool были лучшей обувью Vans, и с тех пор они прошли испытание временем. Это культовая классика скейтбординга», — говорил основатель Supreme Джеймс Джеббиа спустя много лет после релиза.
В будущем бренды еще не раз выпускали совместные коллекции, а «олдскулы» навсегда стали одним из наиболее желанных силуэтов среди дизайнеров. Дроп-календарь Vans расписан на месяцы вперед — и в нем всегда есть место для обновленных Old Skool.
Виды Vans Old Skool
За десятилетия дизайнеры компании выпустили разные модели «олдскулов». Сейчас в ходу несколько из них.
Vans Old Skool Shoe
Обычная пара, каноничный дизайн и материалы. Представлена в большом количестве расцветок и коллабораций. Считается универсальной моделью для всех.
Vans Old Skool 36
Ретродизайн с элементами оригинального №36. Отличается более высокими боками и укороченным носком. Внутри используется мягкая стелька и специальная подошва. Компания позиционирует Old Skool 36 как модель, более подходящую для катания на скейте.
Vans Old Skool Platform
Экспериментальный релиз — обычные «олдскулы», но на высокой подошве. Прошлогодний тренд, не более.
Специализированные модели
За последние годы «вэнсы» выпустили несколько узкопрофильных версий Old Skool. Skate — для скейтеров (дополнительно укреплены все элементы, немного переработанный дизайн) или BMX Old Skool — для велорайдеров (уникальная износостойкая конструкция, специальная подошва). Еще есть премиум-версия из дорогих материалов, кожаная версия и даже утолщенная модель на липучках.
Vans Old Skool — одна из наиболее культовых пар в мире. Ее история полна красочных и легендарных эпизодов, она прочно связана с несколькими субкультурами и до сих пор привлекает внимание. Так будет и дальше.
Если «олдскулы» близки вам по духу, найти свою пару можно в онлайн-каталоге Спортмастера.
Фото: Unsplash