Почему все без ума от новых хорроров студии A24
И что стоит посмотреть
Кадр из фильма «Все страхи Бо», фото: A24
В последние годы активно обсуждается «новая волна» хорроров — интеллектуальные, артхаусные и нестандартные фильмы, которые сильно контрастируют с примитивными «ужастиками» прошлого. Это движение прежде всего ассоциируется с независимой американской студией A24. «Ведьма», «Маяк», «Солнцестояние», «Реинкарнация», «Бабадук» и другие ленты ее производства создали новое направление в жанре и значительно подняли его планку. Такие фильмы ужасов с необычным сюжетом долго остаются со зрителем после просмотра.
Сегодня даже в самых снобских кругах не стыдно признаться в любви к хоррорам.
Студия A24
A24 — независимая развлекательная компания, специализирующаяся на производстве фильмов и сериалов. Студия была основана в 2012 году ветеранами индустрии Дэниэлом Кацем, Дэвидом Фенкелем и Джоном Ходжесом. С самого начала она стремилась привнести свежий взгляд на независимое кино, фокусируясь на оригинальных и нестандартных проектах.
Уже само название указывает на творческую перспективу, лежащую в основе видения основателей. A24 — это итальянская автомагистраль, по которой ехал Дэниел Кац, бывший глава отдела финансирования кинокомпаний крупной инвестиционной фирмы Guggenheim Partners, когда у него возникла идея создания собственной киностудии. А еще эта трасса — место действия многих неореалистических и сюрреалистических итальянских картин.
A24 быстро стала известна новаторским подходом к жанрам и продолжает привлекать внимание зрителей и критиков по всему миру. В силу независимости студия больше заинтересована в поддержке новых творческих умов, чем в том, чтобы делать что-то «по-голливудски». Режиссерам предоставляется максимальная творческая свобода. Наибольшую известность приобрели хорроры студии.
Умные хорроры
Жанр хоррора существует больше ста лет, постоянно обогащаясь новыми идеями и расширяя творческие границы. Подход студии A24 к фильмам ужасов помог сформировать новый поджанр — «умный хоррор» (elevated horror). Еще можно услышать термины «возвышенный хоррор» или «постхоррор». Небанальные фильмы ужасов с глубоким посылом существовали и раньше, но в последние годы они оформились в отдельное течение. Такие хорроры часто можно отнести к «слоубернерам» (от англ. slow burn, «медленно гореть»): действие в них развивается постепенно, угроза находится на периферии.
Хотя возникновение терминов точно отследить нелегко, активно о возвышенном хорроре начали говорить в середине 2010-х годов, после выхода первых ужастиков A24, в том числе «Ведьмы» Роберта Эггерса (2015). На фоне фильмов ужасов нулевых эти ленты кажутся медленными и медитативными, но в то же время глубокомысленными и эстетичными.
Вот некоторые фишки хорроров студии, породивших целую «новую волну».
Упор на психологический ужас
Скримеры в большинстве ужастиков так же ожидаемы, как взрывы в боевиках. Хотя это один из основных элементов жанра, вся энергия, потраченная на создание напряжения, мгновенно рассеивается. Фильмы ужасов A24 в большей степени работают на медленном нагнетании ужаса и тревоги, которые перерастают в чувство глубокого дискомфорта. Паранойя в этих картинах проникает в каждый кадр — как, например, в «Убийстве священного оленя» (2017) Йоргоса Лантимоса.
Источник ужаса в фильмах студии часто находится не вне героя, не в сверхъестественных силах (как в каком-нибудь кино про дом с привидениями), а сосредоточен внутри, в самих основах человеческого существования.
Смешение жанров
Студия знаменита жанровыми коктейлями. Ни один из фильмов A24 не поддается четкой классификации. Например, лента Алекса Гарланда «Ex Machina» (2014) берет элементы научной фантастики и плавно перерастает в психологический триллер. «Прочь» (2017) Джордана Пила долгое время скорее смешит, чем пугает. Архетипические сюжеты (человек оказывается в странном незнакомом месте, семья заселяется в мрачный дом с историей, героев преследует загадочный маньяк и т.д.) часто проходят через ироническую постмодернистскую оптику.
Нетрадиционное повествование
У каждой истории есть начало, середина и конец, но никто не говорит, что ее нужно излагать именно в таком порядке. Даже финал, в котором аккуратно сходятся все концы, не всегда обязателен. В качестве примера можно вспомнить сюрреалистическую структуру «Врага» (2013) Дени Вильнева с фильмом внутри фильма и системой двойников — фрагментарный стиль только усиливает обволакивающий ужас вокруг обоих героев, сыгранных Джейком Джилленхолом.
Атмосферное построение миров
От гнетущей изоляции в фильмах Роберта Эггерса «Ведьма» (2015) и «Маяк» (2019) до яркой, залитой солнцем (но зловещей — в новых хоррорах для ужаса даже не нужна темнота снаружи, достаточно темноты внутри человека) коммуны в «Солнцестоянии» (2019) — миры, созданные в картинах A24, поражают воображение. Внимание к деталям создает захватывающие, текстурированные реальности, в которые зрители могут погрузиться. Даже экстремальные погодные условия, показанные в «Маяке», были настоящими — съемки проходили на мысе Форчу в Новой Шотландии.
Цифровые эффекты в фильмах студии используются минимально. Шокирующее превращение из милой девушки-иностранки, с которой герой знакомится на улице, в чудовище с щупальцами в ленте Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда «Весна» (2014) стали результатом кропотливой работы над практическими эффектами. Тактильные детали значительно влияют на восприятие.
Темы, заставляющие задуматься
В основе каждого фильма A24 лежат сложные вопросы, а ужасы оказываются подходящей платформой для исследования человеческих проблем. Горе и травмы — центральные темы, но единого способа их пережить не существует, и истории могут быть удивительно разнообразны.
В новых хоррорах жанр ужасов используется в большей степени не для того, чтобы напугать, а чтобы донести до зрителей важные идеи и оставить место для размышлений.
Принцип недосказанности
В большинстве «обычных» ужастиков режиссеры стараются объяснить, почему, что и как. Фильмы A24 предпочитают двусмысленность — поэтому, в частности, после просмотра возникают бурные дискуссии. Природа невидимой угрозы в «Оно приходит ночью» (2017) или особенности появления некой сущности в «Маяке» не требуют однозначных ответов.
Многомерные женские персонажи
Женские персонажи в фильмах A24 не могут быть определены такими чертами, как «уязвимый» или «сильный». В лентах студии представлены многогранные женские характеры с их недостатками, слабостями, надеждами, страхами и любовью. Их образы сложные, но отдельные черты и проблемы узнаваемы. Они часто разрушают гендерные стереотипы. Для многих актрис роли в картинах A24 стали прорывными.
Буквальное отображение реальных эмоций
Главные герои некоторых фильмов студии могут показаться злыми и жестокими, но в то же время им невозможно не сопереживать. Одержимость рассматривается как способ справиться с горем. Между персонажем и зрителем создается сильная личная связь. Актерам удается с достаточной убедительностью изобразить горе, травму и другие эмоции, с которыми зритель сталкивается внутри.
Инновационный маркетинг
Нестандартные подходы — секрет успеха хорроров A24 и с точки зрения маркетинга. Если некоторые проекты выдают много информации о картине еще в трейлерах, то промоутеры фильмов ужасов A24 придерживаются подхода «меньше значит больше» — тем сильнее интрига. Трейлеры студии передают главное — атмосферу, в том числе атмосферу загадочности.
То же касается оформления постеров: минималистичный дизайн «Ведьмы», экстремальный крупный план Флоренс Пью в «Солнцестоянии», жуткий подземный переход в фильме «Род мужской» — сильные образы, которые вызывают эмоциональную реакцию, но ничего не раскрывают.
7 хорроров студии для начала знакомства
Вот несколько фильмов разных лет, которые дают представление об особенностях визуального и нарративного стиля студии A24:
«Побудь в моей шкуре» (2013), реж. Джонатан Глейзер;
«Другой человек» (2024), реж. Аарон Шимберг;
«Маяк» (2017), реж. Роберт Эггерс;
«Солнцестояние» (2019), реж. Ари Астер;
«Все страхи Бо» (2023), реж. Ари Астер;
«Убийство священного оленя» (2017), реж. Йоргос Лантимос;
«Мы» (2019), реж. Джордан Пил.
Фильмы A24 выделяются в перенасыщенном жанре ужасов творческой свободой, экспериментами, современной оптикой, глубокой проработкой персонажей, сильным визуальным и тематическим повествованием. Им удается создавать уникальные истории, которые остаются со зрителем надолго.
Фильмы студии A24 задают новый стиль в кинематографе — современный, яркий и динамичный. Включите тренировки в свою жизнь, чтобы оставаться в духе времени и быть всегда в движении. Товары для спорта ищите в каталоге Спортмастера.