Прыгают ли с парашютом из космоса
За рекордами стоят тонны денег, усилий и человеческие жизни
Прыжок Джозефа Киттинджера 16 августа 1960 года. Фото: Public Domain
С тех пор, как человечество освоило парашюты, верхняя граница точки прыжка постоянно сдвигается. Обычные самолеты летают на расстоянии 7-13 км до земли, но несколько энтузиастов смогли забраться гораздо выше.
Где начинается граница космоса
Расстояние от поверхности Земли до космических глубин расчерчено невидимыми линиями — в основном в юридических целях. Самолеты и космические корабли — разные аппараты, которые регулируются разными международными документами. У крупных стран немного отличается видение «космической границы» (например, в ВВС США пилот получает значок астронавта при работе на высоте в 80 км), но более-менее общепризнанная высота — 100 км, т. н. линия Кармана. Именно здесь аэронавтика превращается в космонавтику.
С такого расстояния еще никто не прыгал — технически это трудно исполнить. Выше 100 км плотность воздуха уменьшается, для нормального полета в таких условиях аппаратам необходимо переходить на первую космическую скорость (около 8 км/с). Устройства, способные разгоняться так сильно, парашютистам недоступны.
Даже если бы кто-то смог позволить себе целый космический аппарат для прыжка, пришлось бы решить ряд других проблем. Самые насущные из них — холод (на высоте 85 км температура около -70 по Цельсию), проблемы с дыханием и большая вероятность сгореть при входе в плотные слои атмосферы.
Ранее были попытки дать космонавтам возможность прыгать с парашютом в случае внештатной ситуации — для этого компания General Electric в середине XX века разработала и испытала систему экстренного спасения MOOSE. Комплект из ракетного двигателя, специального мешка и парашюта должен был безопасно доставить космонавта на землю. NASA отвергло разработку, и идею с парашютизмом в космосе свернули.
Но энтузиасты все равно забирались очень высоко.
Самый высокий прыжок с парашютом в истории
Юридически ни один парашютист не прыгал из космоса, но фактически некоторым удалось увидеть Землю в ее «космическом» варианте — из стратосферы. За всю историю человечества лишь четверо смогли успешно покинуть тропосферу (высота до 18 км) и вернуться обратно.
Первым стал американец Джозеф Киттинджер. Армейский летчик-испытатель, Киттинджер исследовал влияние больших высот на организм человека для NASA и ВВС США. Эти исследования привели его сначала на высоту 22,8 км (1959 год), потом на 31,3 км (1960).
Обе вершины покорились при помощи воздушного шара и специальной капсулы, имитирующей космическую. Киттинджер был одет в специальный скафандр, а при возвращении на землю развил скорость 988 км/ч. Продолжительность свободного падения составила 4 минуты 36 секунд.
Киттинджер позднее вспоминал в автобиографии цвет неба над головой в момент, когда он покидал воздушный шар: «Это был самый черный черный, который я когда-либо видел. Чернее чернил. И это утром! Солнце светило, но небо вокруг него было цвета полуночи».
Американский парашютист недолго оставался единственным покорителем стратосферы. Уже в 1962 году СССР отправил двух парашютистов-испытателей — Евгения Андреева и Петра Долгова — на специальном стратостате «Волга». Миссия, как и в случае с Киттинджером, была связана с космической программой — Долгов и Андреев тоже изучали влияние высоты на организм.
«Волга» поднялась на высоту около 25 км, и оба испытателя выпрыгнули. К сожалению, успехом завершился только прыжок Андреева — он приземлился и попутно поставил рекорд по самой длинной дистанции свободного полета в истории. Андреев пролетел больше 24 км без парашюта, раскрыв его только на высоте около километра. А Долгов при выходе из гондолы стратостата разбил шлем, что стоило ему жизни — он погиб при приземлении.
Евгений Андреев так вспоминал прыжок: «Привычной упругости воздуха не чувствуется. Чтобы меньше замерзало остекление гермошлема, переворачиваюсь на спину. В беспредельной темноте черного неба светятся звезды, они кажутся очень близкими и какими-то ненастоящими».
Дальше был ряд безуспешных попыток, все в исполнении американцев. Ник Пьянтанида в середине 1960-х дважды не смог прыгнуть с высоты 37 км, после второй попытки впал в кому и погиб; в 1994 Чарльз Брюс под руководством Киттинджера готовился к прыжку, но заработал нервный срыв и лег в психиатрическую больницу. В 1997 году парашютистка Шерил Стернс попыталась прыгнуть, но травмировала плечо. 50 лет никто не мог повторить успех Киттинджера и Андреева.
В 2012 году все изменилось — австриец Феликс Баумгартнер в рамках проекта Red Bull Stratos при помощи гелиевого шара забрался на высоту 39 км и удачно прыгнул. Баумгартнер побил рекорд Киттинджера и стал первым человеком, развившим скорость звука без специальной техники. На одном из отрезков Феликс двигался со скоростью 1357,6 км/ч.
Эти рекорды продержались недолго. В 2014 году менеджер Google Алан Юстас при помощи гелиевого шара прыгнул с высоты 41 км, побив рекорды Андреева (Юстас преодолел в свободном полете 37 км) и Баумгартнера. Устоял только рекорд Киттинджера по продолжительности свободного полета. Повторить успех Юстаса до сих пор никто не смог.
Возможны ли прыжки из космоса в будущем?
Уже упоминалось, что для прыжков из космоса нужно преодолеть целый ряд технических препятствий. Костюм парашютиста должен быть максимально похож на настоящий скафандр. Способы доставки в космос — тоже нерешенный вопрос.
Повторить подвиги Киттинджера, Андреева, Баумгартнера и Юстаса можно, но это будут очень дорогие мероприятия. В двух случаях отправкой занимались сверхдержавы, еще в двух — мегакорпорации. Энтузиасты пока не могут добраться до стратосферы своими силами.
Но постепенно решения находятся. В мире уже есть несколько компаний, пытающихся развивать коммерческий подъем на приличную высоту. Пока без прыжков с парашютом, но уже не только для избранных. Среди таких компаний — американская Zero2Infinity и российская Mesh Space.
Готовиться к работе, путешествиям и подвигам удобнее с онлайн-каталогом Спортмастера.