«Реал» Переса: почему тренеру нельзя работать по-своему, а Анчелотти — лучше Алонсо
На элитном уровне есть вещи поважнее тактики
Хаби Алонсо выглядел идеальным выбором для «Реала»: бывший игрок клуба, умный, современный, с чемпионским опытом в «Байере». Казалось, все сложилось — оставалось только перенести успех на «Бернабеу». Но «Мадрид» быстро напомнил, что в этом месте одних знаний и репутации мало: тут тренера проверяют скоростью событий, властью руководства и тем, как ты справляешься с давлением снаружи и изнутри.
Весь футбольный путь Алонсо был настолько безупречным, что прогноз напрашивался сам собой. Хаби будто родился тренером. Если смотреть на всю его карьеру игрока, а затем коуча, становится ясно — в теории он не мог быть лучше подготовлен к тому, чтобы возглавить «Реал».
Когда Алонсо делал первые шаги в тренерской профессии в «Реал Сосьедад Б», сам Жозе Моуринью отметил: «Его отец был тренером, так что он рос похожим на меня. Он родился с отцом-футболистом. Он вырос с отцом-тренером. Потом он сам стал игроком. Конечно, намного лучшим, чем был я. Топ-игрок. Его позиция на поле и понимание игры были на очень высоком уровне. Он играл в Испании, в Англии и в Германии. Его тренировали Гвардиола в «Баварии», я в «Реале», Анчелотти в «Реале», Бенитес в «Ливерпуле». Если все это сложить, думаю, у Хаби есть условия, чтобы стать очень хорошим тренером».
Можно сказать, что в годы после прогноза Моуринью Алонсо более чем оправдал ожидания. «Байер» Леверкузен перестал быть Neverkusen (от слова never — никогда; так называли команду фанаты соперников по Бундеслиге из-за многолетней трофейной засухи). Он сделал то, что не удавалось другим за 120 лет истории клуба, превратив фарм-клуб в чемпиона. Это был первый трофей за более чем три десятилетия и единственная в истории победа в национальной лиге.
Все это выглядело еще ярче на фоне того, что победа скромного «Байера» стала редким исключением из правила «Баварии». В Германии слишком долго никто кроме нее не выигрывал чемпионат — с 2012 года, если точно, — и многие фанаты немецкого футбола уже отчаялись увидеть нового чемпиона.
Алонсо прошел сезон Бундеслиги без поражений и чуть не взял требл — это сразу выделило Хаби. Он удивил даже тех, кто с самого начала был уверен, что из него выйдет большой тренер. Не только самим результатом, не имевшим аналогов, но и тем, как он к нему пришел, подарив болельщикам кучу ярких моментов и, если говорить языком бизнеса, огромную ценность для акционеров «Леверкузена».
Когда прошлым летом Алонсо покинул «БайАрену», клуб заработал 230 миллионов евро на продаже игроков. Его решение остаться еще на год после чемпионского титула сочли стратегическим, зрелым и нетипичным.
Работа в Мадриде в 2024 году была недоступна. «Реал» в 15-й раз стал чемпионом Европы, а Карло Анчелотти не собирался уходить. При этом, если судить по разговорам внутри индустрии, считалось неизбежным, что Алонсо сразу захочет сделать шаг к чему-то большему.
Юрген Клопп уходил из «Ливерпуля», и моментами казалось, что англоязычный футбольный мир буквально тянет Алонсо на «Энфилд», словно все уже решено.
Тренер был нужен и «Баварии», еще одному его бывшему клубу. Отставание от «Леверкузена» на 18 очков и третье место позади «Штутгарта» были неприемлемы. Томас Тухель покинул команду по взаимному согласию. В итоге вакансии заняли Арне Слот и Венсан Компани, и ни «Ливерпуль», ни «Бавария» об этом не пожалели. Оба клуба выиграли чемпионат в следующем сезоне.
Алонсо остался. Он не пошел по траектории, которую медиа пытались задать его карьере. Для одних это было знаком, что он ждет предложения из «Мадрида». Для других — признаком редкой осознанности в эпоху быстрого футбола, где решения часто принимают раньше, чем это разумно делать.
Алонсо, похоже, хорошо понимал себя и то, что ему нужно. Он никуда не спешил. Еще один год в «Леверкузене» был лучшим вариантом для его карьеры. Он получал Лигу чемпионов, опыт защиты титула и возможность учиться на этом пути.
Все это только усилило ощущение, что к моменту назначения в «Мадрид» прошлым летом Алонсо был готов настолько, насколько вообще возможно. Он знал клуб. Знал историю и традиции, уровень ожиданий. Знал Флорентино Переса, болельщиков, медиа. Понимал, что значит быть игроком «Реала», какое давление это несет и с какими эго можно столкнуться в раздевалке.
Возможно, ему не хватало ауры Зинедина Зидана, но в техническом плане он не уступал ни одному из нынешних игроков «сливочных». В отличие от Бенитеса, у него был игровой авторитет, позволяющий сразу заслужить уважение всей команды. К этому добавлялась и память о процессах — опыт человека, который уже был внутри и своими глазами видел, что делали правильно и что делали не так Мануэль Пеллегрини, Моуринью и Анчелотти.
Выяснилось, что жизнь, проведенная в подготовке к работе в «Реале», не готовит к самому «Реалу». Всего через семь месяцев после презентации Алонсо в клубе занавес для него опустился.
Резкая реакция руководства вызвала больше вопросов к самому клубу и к статусу Переса как президента, управляющего всеми процессами, чем к Алонсо. Хаби уже почти без разборов отправляют в «Ливерпуль», словно этот сезон не оставил ни пятнышка в тренерском резюме.
Модель «Реала» принесла клубу более чем вдвое больше побед в Лиге чемпионов, чем у ближайшего преследователя, «Милана» с его семью, и обеспечивает миллиардные доходы — но она продолжает удивлять и идти наперекор логике. Это единственное место, где чудеса случаются регулярно, везение не заканчивается, а мифология успеха сама разгоняет себя, принося деньги еще и еще.
Успех «Реала» чаще связывают с президентом, чем с кем-либо. Например, триумфы Анчелотти неотделимы от самой Лиги чемпионов. Они многое дали друг другу — это почти идеальное совпадение для футбола, пусть и не равноправное, но все же партнерство.
Перед декабрьской победой «Манчестер Сити» 2:1 на «Бернабеу» Гвардиола дал Алонсо необычный совет, суть которого можно выразить строчкой из Синатры: «Делай по-своему». Не так, как принято в «Реале», не так, как подскажет Перес. Но в представлениях Флорентино о «Мадриде» так это не работает.
Гвардиоле в каком-то смысле было легко раздавать подобные советы. Футбол, в который играла его «Барселона», стиль, повлиявший на целое поколение, вместе со всеми выигранными трофеями дал ему кредит доверия.
«Манчестер Сити» выстраивал клуб под Пепа, чтобы заинтересовать его еще в период работы в «Баварии». Когда в первый сезон в АПЛ команда заняла третье место, мысль об увольнении даже не возникла ни у каталонского гендиректора Феррана Сориано, ни у спортивного директора Чики Бегиристайна.
Он — уникальный случай и, если говорить его же словами, Пеп может «делать по-своему».
Другие тренеры пытались пойти тем же путем — взять хотя бы Энцо Мареску и Рубена Аморима, — но опыт оказался болезненным и оставил неприятный след. «Каждого тренера приглашают за его взгляд и идеи, а увольняют за результат», — сказал Гвардиола после их расставаний с «Челси» и «Манчестер Юнайтед».
Но в случае Алонсо, Марески и Аморима дело ведь было не только в результате.
Поражения от «ПСЖ» на клубном чемпионате мира и от «Барселоны» в Суперкубке ударили по Хаби, при этом «Реал» идет вторым в Ла Лиге. «Челси» и «Юнайтед» по-прежнему в хорошей позиции в борьбе за Лигу чемпионов. Мареска в целом давал результат, но победы на клубном чемпионате мира и в Лиге конференций всего полугодовой давности забылись слишком быстро.
В итоге все они заплатили за то, что оставались собой, а не теми, кем их хотел видеть клуб. Их подвела смесь собственного упрямства и неспособности влиять на селекцию в нужной для себя степени. Они не подстроились, не выдержали дистанцию и не сыграли в долгую, чтобы со временем расширить свое влияние, — как это, к примеру, сделал Микель Артета в «Арсенале».
Объясняя успех Анчелотти в «Мадриде» и не только, навык сходиться с руководством не просто признают, а порой возводят в абсолют, будто одного этого достаточно, чтобы выиграть рекордные пять трофеев Лиги чемпионов в роли тренера. При таком подходе теряется его умение управлять самыми разными процессами в клубе, меняться со временем и чувствовать контекст, в котором он работает.
Взгляд на Анчелотти как на мастера переговоров в кабинетах, а не в раздевалке, лишь подчеркивает, насколько плохо мы понимаем природу того, как рулят процессом большие тренеры.
Нас легко увлечь модными словами, трендами и находками, которые удобно нарезать на короткие видео. Новые фокусы в старой игре. Мы любим указывать на тактические «астероиды», будто они вот-вот сотрут с лица земли целое поколение тренеров, словно это динозавры.
При этом успешное управление футбольной командой по-прежнему строится вокруг работы с людьми и оценки различных ситуаций — неважно, кто владелец команды, олигарх или премьер-министр, где ты играешь, в первом раунде Кубка Испании или в финале Лиги чемпионов, и кто тебе оппонирует, Юрий Павлович Семин или Роберто Де Дзерби.
В эпоху, когда контента о футболе больше, чем когда-либо, мы все равно не можем видеть каждый аспект. Мы недооцениваем скрытое, не чувствуем неосязаемое и не всегда улавливаем смысл в деталях.
В новой книге Анчелотти и профессора Криса Брэди «The Dream», где рассказана история его семи побед в Лиге чемпионов в роли игрока и тренера, особенно ярко проявляются эмоциональный интеллект итальянца и его футбольный ум.
После непростого характера Моуринью на позднем этапе его работы Перес в первое пришествие Анчелотти в 2013 году видел в нем не только победителя, но и необходимого миротворца. «Реал» — это футбольный клуб с огромным грузом истории и традиций, — пишет Анчелотти. — Для тех, кто надевает эту футболку, это очень важно. Но для меня прежде всего команда — это семья».
Про такое не снимешь тактическое видео на YouTube, чтобы прокачать бренд молодого тренера. Это не выглядит эффектно и не разлетается по соцсетям, к тому же это показать сложнее, чем разбор выхода из-под прессинга. При этом умения сделать так, чтобы каждый чувствовал себя вовлеченным, нужным и частью общего дела, как раз и не хватало в «Реале» без Анчелотти.
«Я не могу требовать, чтобы игроки подстраивались под меня», — пишет Анчелотти. Это укладывается в итальянскую тренерскую традицию и в сравнение, которое любят проводить люди вроде Антонио Конте, — с работой портного. Ты кроишь ткань по фигуре и шьешь костюм под того, кто стоит перед тобой.
В первый период работы в Мадриде Анчелотти хотел играть по схеме 4-4-2, с Криштиану Роналду ближе к воротам в паре с Каримом Бензема. Перед тем как попробовать, он обсудил это с Роналду, и тот предпочел оставить 4-3-3, использовавшуюся при Моуринью, потому что ему было комфортнее продолжать атаки с фланга. Многие тренеры выслушали бы и все равно поставили 4-4-2. Анчелотти — нет. Он вникает. Он открыт. Его методы подгоняются под конкретных людей.
Проиграв «Боруссии» Дортмунд первый тайм финала Лиги чемпионов 2024 года, Анчелотти в перерыве задал игрокам вопросы и вовлек их в поиск решения проблем, которые создала команда Эдина Терзича. Опытные футболисты решили, что нужен дополнительный игрок в центре поля.
Анчелотти был нужен диалог, а не замкнутая схема. Он посоветовался с командой — «Реал» по его инициативе все обсудил, внес коррективы и победил. Его критики увидят в этом мягкость, а ход назовут настолько простым, что он кажется очевидным, даже если многие из них его не заметили. Им будто не приходит в голову мысль, что «Реал» мог бы и не выиграть, будь Анчелотти в тот момент упрямым, а не готовым слушать.
Лучшие тренеры, как говорят итальянцы, — те, кто наносит меньше всего вреда. Они не мешают сами себе. Не лезут лишний раз и не дергают команду без нужды. В этом смысле Анчелотти, вовлекая игроков, одновременно тренировал и управлял. В буддийской философии есть идея, что смысл появляется, когда эго отступает. Суперсила Карло — отходить в сторону и делать то, что лучше для футболистов.
В интервью Брэди для книги Джуд Беллингем говорит: «Мне кажется, что некоторые современные тренеры приходят с таким количеством инструкций, потому что чувствуют, будто обязаны делать больше других. Они почти хотят быть кукловодами».
Чтобы избежать недопонимания: книга была закончена еще до назначения Алонсо и давала общий, точный взгляд на тренерскую среду. Анчелотти похож на великих шеф-поваров, которые на определенном этапе карьеры начинают готовить просто и позволяют ингредиентам звучать самим.
Одна из ироний современного футбола в том, что молодые и перспективные тренеры часто оказываются более зажатыми в своих идеях, чем старая школа. Те, кого подают как новаторов и новую волну, отказываются меняться и находить общий язык, в итоге разбиваясь о скалы. Самый обманчивый пример здесь — Гвардиола. Икона определенного стиля, он оставался верен себе, но никогда не стагнировал. Каждая его команда была другой, включая нынешний «Сити» с вратарем и нападающим, которых многие репортеры, не желающие расставаться со старой оптикой, считают «негвардиоловскими».
Хочется верить, что Алонсо выйдет из этого опыта сильнее. Анчелотти понимает, через что он проходит. В начале тренерского пути он держался за привычное и не справился в своей первой большой работе в «Ювентусе». Даже великая игровая карьера не стала достаточной подготовкой. Из-за этого странно, что клубы отворачиваются именно от опыта.
Если не считать Зидана, последние три тренера, выигрывавшие Лигу чемпионов с «Реалом», — Юпп Хайнкес, Висенте дель Боске и Анчелотти — были в возрасте за 50. Хайнкес работал в «Баварии». Анчелотти прошел через «Ювентус», «Милан», «Челси» и «ПСЖ». Только со временем они стали по-настоящему готовы взвалить на себя клуб уровня «Реала».
Есть и то, о чем любит говорить Массимилиано Аллегри, — категории тренеров. Эти категории просты: победители и проигравшие. Те, кто поднимает команды, но не умеет удерживать их в топе. Те, кто спасает от вылета, но не выводит в Европу. Те, кто попадает в Лигу чемпионов, но не выигрывает чемпионаты. Те, кто успешен в клубах второго или третьего уровня элиты — как Унаи Эмери в «Вильярреале», «Валенсии» и «Астон Вилле», — но не первого уровня, как тот же Эмери в «Арсенале»..
Возможно, этим летом мы увидим коррекцию рынка. Любой, кто читает финансовые полосы, заметил, что старое доброе золото растет, как защита от переоцененных и, возможно, перегретых акций ИИ. Никто не сомневается, что ИИ способен изменить многое, но сейчас мы, похоже, находимся в пузыре. Способны ли его лидеры реализовать этот потенциал уже сейчас и получить отдачу?
Алонсо, Аморимы, Марески и Росеньоры все еще могут быть будущим. Но это риск. Анчелотти, Аллегри, Конте и Гвардиола — это то, где сейчас безопасные ставки. Да, старые (или чуть постарше), но все равно золотые. Драгоценные металлы, которые держат цену дольше, чем принято признавать.
Индивидуальные тренировки по футболу доступны каждому, кто обладает подходящим инвентарем и экипировкой. Все это можно найти в онлайн-каталоге Спортмастера.